Лекции по "Общей теории права "

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:39, курс лекций

Краткое описание

Нормы права
Понятие и признаки нормы права
Классификация норм права
Структура норм права
Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативного правового права.

Файлы: 1 файл

Общая теория права (конспект).doc

— 338.00 Кб (Скачать)

5) Акты  центральных органов государственного  управления: постановления, приказы, а также инструкции, положения, уставы, правила, которые должны утверждаться постановлением или приказом.. 

Постановления    республиканского    органа    государственного управления  и  Национального  банка  Республики  Беларусь (Правления  Национального   банка   Республики   Беларусь,   Совета   директоров Национального  банка  Республики  Беларусь)  -  нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых  актов  большей  юридической  силы  в  пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.  

Приказ  -  нормативный  правовой  акт  функционально-отраслевого  характера,    издаваемый   руководителем   республиканского   органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления. 
 

Инструкция  -  нормативный  правовой акт, детально определяющий содержание  и  методические  вопросы  регулирования  в  определенной области общественных отношений. 

Правила    -   кодифицированный   нормативный   правовой   акт, конкретизирующий  нормы более общего характера с целью  регулирования поведения  субъектов  общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам. 

Устав  (положение)  -  нормативный  правовой  акт, определяющий порядок  деятельности государственного  органа (организации), а также порядок   деятельности  государственных   служащих  и   иных  лиц  в  определенных сферах деятельности.  

6) Решения  местных Советов депутатов, исполнительных  и распорядительных органов.  Решения   органов   местного   управления  и  самоуправления  - нормативные  правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными  и  распорядительными  органами  в  пределах   своей компетенции  с  целью  решения  вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории. 

7) Локальные  нормативные правовые акты. Локальный  нормативный правовой акт - нормативный правовой акт, действие   которого   ограничено   рамками   одной   или  нескольких организаций.  

Тема

Правотворчество.

Систематизация  нормативно-правовых актов 

  1. Понятие, принципы и виды правотворчества.
  2. Субъекты правотворчества
  3. Правотворческий процесс
  4. Юридическая техника
  5. Систематизация нормативных правовых актов
 

      1.Понятие,  принципы и виды  правотворчества

      Правотворчество представляет собой  специфическую, требующую особых, знаний и умений интеллектуальную деятельность, связанную  с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. Правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

      Одна  из важнейших характеристик правотворчества заключается в том, что это государственная деятельность, т. е. деятельность главным образом органов государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. Но иногда право создается по уполномочию органов государства общественными организациями (в отечественной правовой системе), непосредственно в результате прямого правотворчества народа (на вече в средневековом Новгороде) или суда (в англосаксонской правовой системе).

      Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.).

      Правотворчество является составной частью процесса правообразования, который включает в себя помимо правотворческого предшествующий ему подготовительный процесс формирования права, в ходе которого осуществляется научный анализ, оценка действительности, выработка концепций будущего правового регулирования и т.д. Правообразование является процессом формирования государственной воли в законе. А ее оформление в различных юридических актах осуществляется в процессе правотворчества.

      Принципы  правотворчества — это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Принципы правотворчества определены в ст. 7 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся следующие принципы:

  1. конституционности;
  2. соответствия    актов   нижестоящих государственных   органов (должностных    лиц)   актам   Главы   государства   и   вышестоящих государственных органов;
  3. приоритета общепризнанных принципов международного права;
  4. защиты  прав  и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;
  5. научности.

      Также к принципам правотворчества следует отнести принцип демократизма, принцип гласности, принцип законности.

      В теории права выделяют три вида правотворчества  в зависимости от субъектов, осуществляющих правотворческую деятельность: 1) правотворчество компетентных государственных органов; 2) «непосредственное правотворчество народа» (референдум); 3) санкционирование норм, при котором процесс их создания проходит вне государственных органов.

      Правотворчество компетентных государственных органов включает следующие подвиды правотворчества:

1. Правотворчество (законотворчество) высших представительных органов. Главным и самым распространенным видом правотворчества является создание законов парламентами. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий правотворчества; 4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

2.Подзаконное  правотворчество. Оно имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим представительным органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

      Другая  причина наличия подзаконного правотворчества  заключается в том, что парламент  часто испытывает дефицит времени, который не позволяет принять  соответствующее правовое решение, вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества.

      К достоинствам подзаконного правотворчества  относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.

      К недостаткам подзаконного правотворчества  можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность  обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой бюрократии и др.

     Особый  вид правотворчества, примыкающий  к подзаконному правотворчеству, - правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц.

      В зависимости от юридической силы актов правотворчества выделяют: законотворчество, разработка подзаконных актов внешнего регулирования, разработка подзаконных актов внутреннего регулирования.

      В зависимости от содержания правотворчества  выделяют: принятие новых нормативных  правовых актов, изменение и дополнение действующих нормативных правовых актов, отмена нормативных правовых актов. 

2.Субъекты  правотворчества.  Субъекты правотворческой  инициативы. 

     Следует выделять субъектов правотворчества (и законотворчества) и субъектов  правотворческой инициативы (и законодательной инициативы).

      Субъектами  нормотворчества является, в первую очередь, нормотворческий орган (должностное  лицо) – государственный орган (должностное  лицо), уполномоченный принимать (издавать) нормативные правовые акты. К нормотворческим органам (должностным лицам) относятся Национальное Собрание РБ, Президент РБ, Совет Министров РБ, министерства, государственные комитеты, комитеты при СМ РБ, объединения (учреждения), подчиненные СМ РБ,  местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, администрации районов в городах, руководители предприятий и т.д. Полномочия на издание нормативных правовых актов данными органами (должностными лицами) определяются Конституцией РБ, Законом РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и рядом иных актов.

      Также субъектами нормотворчества может  выступать народ в целом (в  рамках государства или определенной административно-территориальной единицы), негосударственные организации.

      Субъектами  законотворчества выступает Национальное собрание РБ, Президент.

      Нормотворческая инициатива -  официальное  направление субъектом  нормотворческой  деятельности в  нормотворческий  орган (должностному лицу)  проекта  нормативного   правового  акта  или  мотивированного  предложения   о   необходимости   принятия   (издания),   изменения, дополнения,   толкования,    приостановления   действия,   признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

      Субъекты  нормотворческой инициативы определены в ст. 44 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

      Ст. 44 Закона.

      Субъектами    нормотворческой   инициативы  являются   субъекты нормотворческой    деятельности,    которые    в    соответствии   с предоставленными  им полномочиями вправе направить в  нормотворческий орган  (должностному  лицу)  проект  нормативного правового акта или мотивированное  предложение  о  необходимости  принятия   (издания), изменения,    дополнения,   толкования,  приостановления   действия, признания  утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

      Государственные   органы  и  должностные  лица,  не  являющиеся субъектами   нормотворческой   инициативы,   а   также  предприятия, объединения,  учреждения,  организации  и  граждане  направляют свои предложения  по  принятию  (изданию) нормативного правового акта или вносят  проект  нормативного  правового акта государственным органам (должностным  лицам), имеющим соответствующие полномочия, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

      Законодательная  инициатива  -  официальное внесение  субъектом, определенным   Конституцией   Республики  Беларусь,  проекта  закона Республики Беларусь в законодательный орган.

      Субъекты  права законодательной инициативы определены в ч1 ст. 99 Конституции  РБ, п.1 ст.97 Конституции РБ, ст. 138 Конституции РБ, ст. 45 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

      Ст. 45 Закона.

Информация о работе Лекции по "Общей теории права "