Лекции по "Общей теории права "

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:39, курс лекций

Краткое описание

Нормы права
Понятие и признаки нормы права
Классификация норм права
Структура норм права
Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативного правового права.

Файлы: 1 файл

Общая теория права (конспект).doc

— 338.00 Кб (Скачать)

      Правом  законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь,  депутаты  Палаты  представителей  Национального  собрания Республики   Беларусь,   Совет   Республики  Национального  собрания Республики  Беларусь,  Совет  Министров Республики Беларусь, а также граждане,  обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

      Правом  законодательной  инициативы  по  вопросу об изменении и дополнении   Конституции   Республики  Беларусь  обладают  Президент Республики  Беларусь  или  не  менее  150  тысяч  граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. 

3. Правотворческий  процесс 

Раздел 3 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» 

4. Юридическая техника 

      Эффективность и результативность законов и  иных нормативно-правовых актов в  большой мере зависит от того, насколько  точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

      Итак, юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

      Необходимо  отметить, что уровень развития юридической  техники всегда служит надежным показателем  уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

      Правила подготовки проектов нормативных актов  весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

      1) конкретность, ясность и исчерпывающая  полнота правового регулирования;

      2) логика в изложении текста  документа и связь нормативных  предписаний между собой;

      3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

      4) ясность, простота применения  и понимания терминов; недопустимость  использования в тексте документа  неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов  типа «бесчинство», «буйнопоме-шанный», «исключительный цинизм» и др.;

      5) отказ от канцеляризмов, словесных  штампов, устаревших оборотов  и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

      6) краткость и компактность изложения  правовых норм, сокращение до  минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

      От  правил юридической техники следует  отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные  нормы, которые фиксируют официальные  реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

      К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи  должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов  юридического документа. 

5.Систематизация  нормативных правовых  актов 

     Систематизация  нормативных правовых актов – целенаправленная деятельность государственных  органов, негосударственных  организаций, отдельных  лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового  материала, приведению его в определенную внутренне согласованную систему.

     Целями  систематизация являются:

  • упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификация, облегчающая поиск необходимых нормативных актов (внешняя систематизация);
  • достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве (внутренняя систематизация).

      Существует  два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

      Инкорпорация  -  вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке.

      Инкорпорация (включение в свой состав, присоединение  – лат.) - вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

     Инкорпорацию  осуществляют государственные органы, негосударственные организации, отдельные  лица. В зависимости от этого она  подразделяется на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация осуществляется органами, издавшими нормативные правовые акты, которые подвергаются систематизации. Такие инкорпоративные сборники являются официальными и на них можно ссылаться. Выделяется и официозная инкорпорация. Она осуществляется не правотворческими, а по их поручению иными компетентными органами, которые и являются ответственными за полноту и качество систематизации. Сборники в этих случаях издаются без официального их утверждения правотворческим органом. Обычно такую деятельность осуществляет Министерство юстиции, национальный центр правовой информации.

     Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе. Такого рода сборники издаются без специальных полномочий официальных правотворческих органов, поэтому на них нельзя официально ссылаться.

      Кодификация  -  вид  систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся    переработкой   установленного   ими  содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый  нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение   правовых   предписаний,  направленных  на  регулирование определенной области общественных отношений.

      В ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических  норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы  в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

     Данный  вид систематизации является одновременно разновидностью и правотворчества.

      Наиболее  распространенными формами кодификации  являются кодексы, уставы, положения, правила (ст. 2 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь). Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).

     Кодификация может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующей  правотворческой функцией, т.е. может  быть только официальной.

     В качестве самостоятельного вида систематизации иногда выделяется консолидация. В  процессе консолидации происходит объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она носит только официальный характер. При консолидиции возникает новый акт (с новыми реквизитами), полностью заменяющий ряд актов, принятых в разное время.

ТЕМА

ГРАНИЦЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 

1.Действие  нормативных правовых  актов во времени

2.Действие  нормативных правовых актов в пространстве

3.Действие  нормативных правовых  актов по кругу  лиц

4.Коллизии  между нормативными  правовыми актами. Пробелы в законодательстве 

      Все нормативные правовые акты действуют  в определенных пределах (границах), очерченных во времени, в пространстве и по кругу лиц,  в отношении которых действуют эти акты.   

1.Действие  нормативных правовых  актов во времени 

      Определение действия нормативного правового акта во времени означает определение  отрезка времени, в течение которого нормативный правовой акт является обязательным для исполнения.  Любой  нормативный правовой акт имеет начальный и конечный моменты своего действия. Действие нормативного правового акта начинается с момента его вступления в юридическую силу, а прекращается с момента утраты нормативным правовым актом юридической силы.

      Существуют  различные варианты определения времени вступления в силу нормативного правового акта. При этом сроки вступления зависят от вида нормативного правового акта. Статья 104 Конституции РБ: « … Законы подлежат немедленному  опубликованию после их подписания и вступают  в силу через десять  дней после опубликования, если  в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента …».

     Статья 65 Закона о нормативных  правовых актах Республики Беларусь «Вступление  в силу нормативных правовых актов» определяет сроки вступления в силу различных видов нормативных правовых актов.

     Опубликование нормативного правового акта, упоминаемое  в указанных статьях,  осуществляется в официальных изданиях. К ним  относятся издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, газеты «Советская Белоруссия» (декреты, указы, распоряжения Президента РБ, международные договоры, которые не подлежат ратификации и вступили в силу для Республики Беларусь, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда РБ), «Звязда» (законы, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания РБ, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного Суда), «Народная газета» (законы, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания РБ, ратифицированные международные договоры, решения Конституционного Суда), «Рэспублiка» (постановления Совета Министров, распоряжения Премьер-министра, правовые акты республиканских органов государственного управления).

     Как правило, нормативные правовые акты принимаются на неопределенный срок, т.е. действуют бессрочно (см. ч. 1 ст. 66 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь), пока нормотворческий орган не примет иное решение.

      Нормотворческий орган может заранее определить, сколько будет действовать нормативный  правовой акт (или его часть) во времени. В соответствии с ч. 2 ст. 66 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь «Временный   срок  действия  может  быть  установлен  для  всего нормативного  правового  акта  или  его  частей.  В  этом  случае  в нормативном  правовом  акте  (его  части)  должны  быть указаны срок действия  нормативного  правового  акта или событие, при наступлении которого  нормативный  правовой  акт  утрачивает  силу. По истечении указанного  срока  или  при  наступлении  указанного  в  нормативном правовом   акте   события   нормативный  правовой  акт  (его  часть) автоматически  утрачивает  силу.  До  истечения установленного срока

Информация о работе Лекции по "Общей теории права "