Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:03, реферат
Цель реферата - понять значение правовых систем, определить подходы их классификации.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи: во-первых, дать понятие правовой системы; во-вторых, рассмотреть критерии классификации правовых систем мира; в-третьих, дать характеристику правовых семей современности.
Введение......................................................................................................
3
1. Понятие правовых систем современности..............................................
4
2. Правовые системы и критерии их классификации...............................
6
3. Общая характеристика отдельных правовых систем..........................
10
3.1. Романо-германская правовая семья....................................................
10
3.2. Англо-саксонская правовая семья.....................................................
11
3.3. Религиозная правовая семья................................................................
13
3.4. Социалистическая правовая семья..........................................................
17
Заключение....................................................................................................
19
Литература.................................................................................................
20
Г. Либесны (исследователь сравнительного права) отмечает в качестве конкретных критериев классификации правовых систем такие явления и категории, как правовое сознание, традиции и обычаи народов той или иной страны. Автор вполне оправданно исходит из того, что любая правовая система - это прежде всего неотъемлемая составная часть культуры любой страны и что глубокое понимание последней помогает выявить важнейшие специфические черты и особенности первой и наоборот. Таким образом, автор выделяет только две группы основных правовых систем, каждая из которых является, по своей природе европейской правовой семьей и каждая из которых оказывает огромное влияние на формирование и развитие правового ландшафта во всем мире. Это - континентальное (цивильное) право и общее право. Ни одна из этих правовых семей не является однородной по своему составу. Каждая из них складывается из правовых систем, в разной степени отличающихся друг от друга. Наряду с двумя основными правовыми семьями автором выделяются также и другие правовые семьи, находящиеся за пределами их сферы приложения. Это - исламское право, индусское право, китайское право и другие правовые семьи, а также особые по своей природе и характеру правовые системы.
В начале XX в. существовала классификация правовых систем на основе расового и языкового критериев и соответственно группирования их в правовые семьи. На основе этого критерия выделялись такие группы правовых систем, как индоевропейская, семитская и монголоидная правовые семьи. Первая из них, в свою очередь, подразделялась на такие подгруппы правовых систем, как греко-римская, германская, англосаксонская, славянская, иранская и др.
В более поздний период предпринимались попытки использования таких критериев классификации, как особенности правовой культуры, сущность и содержание права, правовая идеология, особенности источников права.
Особое внимание в послевоенный период вплоть до настоящего времени уделялось таким критериям классификации правовых систем, которые основываются на общности их исторических корней, сходстве стиля или модели правового мышления, близости основных правовых институтов.
Таким образом, в настоящее время, наиболее известной классификацией правовых систем является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, религиозная (восточная) правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи.
3. Общая характеристика отдельных правовых систем
3.1. Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая система сформировалась в континентальной Европе, которая и сейчас является ее главным центром. Данная система органически связана с правом Древнего Рима, так как представляет собой результат рецепции норм римского права странами Европы. Датой возникновения романо-германской системы считается XII век. Система романо-германского права появляется в эпоху, когда Европа не составляет единого целого и основывается ни на чем ином, кроме общности культуры.
Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств.
Основным признаком этой правовой семьи является её формирование на основе римского права.
Для романо-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование должного, оптимальная обобщённость нормы права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права.
В этой семье особо полно разработано гражданское право, что находит отражение в науке гражданского права.
Правовые системы
романо-германской семьи имеют хорошо
разработанное
В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систематизация законодательства, действуют кодексы. Формами государственно-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и другие.
В романо-германской правовой семье закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, которое даётся судами.
Ограниченная роль среди источников права в настоящее время принадлежит обычаю, который имел важное значение в развитии романо- германской правовой семьи.
Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определённых рамках признаётся значение судебной практики в качестве источника права. Конечно, значение судебной практики среди источников права в романо-германской правовой семье существенно отличается от английского общего права. Доктрина, общие принципы права имеют определённое значение в качестве источников права в странах романо-германской системы. Практика судов этих стран свидетельствует, что и доктрина и общие принципы используются при толковании и применении законов.
3.2. Англо-саксонская правовая семья
Система общего права была создана в Англии после норманнского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов. Семья общего права включает помимо права Англии, которое было ее основой, правовые системы всех стран английского языка. Влияние общего права было значительным также во многих, если не во всех, странах, которые политически были связаны с Англией.
Англосаксонская правовая семья, или система (семья) общего права, как ее зачастую называют, является одной из самых распространенных, старейших и влиятельных правовых систем современного мира. По своим основным параметрам, включая географические (охват национальных правовых систем в разных регионах и частях мира), культурные (распространение на страны с различной политической и правовой культурой), исторические и иные факторы, наконец, по степени своего влияния на другие правовые системы данная правовая семья, по общему признанию исследователей, может сравниться лишь со старейшей правовой семьей - системой романо-германского права.
В силу исторических
причин в англосаксонской системе
сложилось иное деление, нежели в
романо-германской. Основным делением
английского права является деление
на общее право и право
Траст - основное понятие английского права и наиболее важный институт права справедливости. Траст представляет собой определенное расчленение права собственности, одни элементы которого принадлежат управляющему, другие - бенефицианту. Управляющий - собственник, прерогативы которого ограничены договором об учреждении траста и нормами права справедливости. Практически он осуществляет управление имуществом и вправе распоряжаться им, но он не может ни пользоваться имуществом, ни уничтожить его как таковое.
Нормы английского права - это положения, которые берутся из основной части решений, вынесенных высшими судебными инстанциями Англии. Все то, что в этом решении не является строго необходимым для решения данного спора, английский судья называет «попутно сказанным» и опускает. Английская норма права, таким образом, тесно связана с обстоятельствами конкретного дела и применяет для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято.
Судебная практика в Англии не только применяет, но и создает нормы права. Правила, содержащиеся в судебных решениях, должны выполняться и в дальнейшем. Обязанность придерживаться правил, уже содержащихся в судебных решениях уважать судебные прецеденты вполне логична для права, созданного судебной практикой.
Вторым источником английского права является закон - закон в прямом смысле этого слова и различные подзаконные акты, принятые во исполнение закона.
Наряду с судебной практикой и законом существует третий источник английского права - обычай. Его значение весьма второстепенно и несравнимо с основными источниками. Роль обычая не может быть значительна в силу давно установленного правила, согласно которому обычай можно считать обязательным, только если он имеет характер старинного. Старинными считаются обычаи, существовавшие до 1189 года.
3.3. Религиозная правовая семья
К религиозным правовым системам относятся в основном мусульманское, индусское право, право восточных государств. Это следующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др.
Основными источниками мусульманского права являются: Коран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское священное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии исламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по аналогии). «Несостоятельность Корана как основополагающего источника права обусловила появление другого божественного источника, призванного восполнить его неполноту, - сунны, т.е. преданий (хадисов) о словах, делах и поступках пророка Мухаммеда. Каждый хадис содержит основание (иснад), т.е. перечень его передатчиков, при этом наибольшим авторитетом пользуются хадисы, исходящие от ближайших сподвижников пророка, его родственников и друзей. Нормы хадисов применялись при неполноте или пробельности положений Корана».
Нормы, содержащиеся в Коране и сунне, в основном и составляют право ислама (шариат), которое в тоже время смешано с нормами религии и морали. В тоже время в исламском праве наблюдается постоянная эволюция юридических источников, связанная, в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Использование рациональных источников европейского права привело к необходимости приспособления мусульманского права к современным условиям существования права и обусловило появление новых форм права на основе применения правила «иджтихада». Возросла роль мудждахидов (толкователей) в формировании современного мусульманского права. Кияс (суждение по аналогии) сохраняет свое важное значение после Корана и сунны, имеет важное значение в случае пробельности законодательства. Акты глав (правителей) мусульманских государств по отношению к этим источникам имеют подчиненное значение. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших законов и кодексов (усиливается роль закона как источника права). В отраслях регулирования, связанных с личным статусом, влияние мусульманского права является сильным, в отраслях публичного права сохраняют свое действие лишь отдельные институты мусульманского права, в авторском, изобретательском, компьютерном праве и других влияние мусульманского права отсутствует.17
Анализ нормативного
содержания мусульманского права показывает,
что не все юридические нормы
в равной степени основаны на исламе
как системе религиозных
В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы, хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действует в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательства под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частно-правовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в тоже время оно не потеряло своих позиций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законодательство полностью заменено по западноевропейскому образцу.
Классификацию
современных правовых систем стран
Востока можно представить