Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:48, курсовая работа
Механизм координации выбора экономического развития и решения основных экономических проблем: что производить, как производить, для кого производить, является интересной проблемой экономической науки.
Типы экономических систем очень актуальная тема, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. В своей курсовой работе я рассмотрю пять типов экономических систем: традиционную, командную, рыночную, переходную, смешанную. Но подробнее остановлюсь на переходной, т.к. на данный период времени наша страна совершает переход от командной системы к рыночной системе, которая так же рассмотрена детально.
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
I КРИТЕРИИ И ТИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ…………………………………………………………………4
1.1 ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА 4
1.2 КОМАНДНАЯ СИСТЕМА 7
1.3 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА 10
1.4 СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ) 17
1.5 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА. 24
II РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 37
Механизм координации выбора экономического развития и решения основных экономических проблем: что производить, как производить, для кого производить, является интересной проблемой экономической науки.
Типы экономических систем очень актуальная тема, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. В своей курсовой работе я рассмотрю пять типов экономических систем: традиционную, командную, рыночную, переходную, смешанную. Но подробнее остановлюсь на переходной, т.к. на данный период времени наша страна совершает переход от командной системы к рыночной системе, которая так же рассмотрена детально.
В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением, так как для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.
В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга, ими являются:
- социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
- организационно-правовые формы хозяйственной деятельности, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макро - и микроэкономическом уровнях.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран — России, других стран — членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама — к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.
В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. В работе рассмотрены характерные черты основных типов экономических систем.
Задачей этой курсовой работы является анализ экономических систем с целью выяснить «минусы» и «плюсы» каждой из них. Какая всё-таки лучше? Так же рассматривается вопрос, к какому типу можно отнести экономическую систему России, на сколько мы продвинулись к рынку, какие реформы для этого предпринимались, причины неудач и трудностей продвижения реформ.
Исторически
первой моделью организации
Традиционную экономику можно считать самым древним типом экономической системы. Она основана на натуральном производстве - производстве, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления. Так же для нее было характерно:
-
жесткая, пожизненная связь
-
общая собственность на
-
неукоснительное соблюдение
-
ведение натурального
Конечно же, такие отношения в чистом виде проявлялись в замкнутой первобытной общине, изготовляющей все необходимое для себя. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Система натурального хозяйства в экономике способствовала изоляции отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, княжество) друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потребляющей весь продукт, который производила. Какой-либо значительный товарообмен отсутствовал.
При традиционной экономической системе земля и капитал находятся в общественном владении племени или общины, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Экономические роли людям диктуют их наследственность и кастовая принадлежность, и в силу этого существует социально-экономический застой. Технический прогресс проникает в такую систему с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.
Конечно,
традиции со временем тоже меняются, но
очень медленно и лишь в силу существенных
изменений внешних условий
В современном мире традиционная система до сих пор существует в экономически слаборазвитых странах Азии и Африки, отдельные элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития. Она чаще всего базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда и ярко выраженной многоукладности экономики.
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
Таким образом, отличительные особенности традиционной экономической системы таковы:
- крайне примитивная технология, в первую очередь, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;
- преобладание ручного труда;
- все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями;
- организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.
Решение
ключевых экономических задач имеет
специфические особенности в
рамках различных укладов. Для традиционной
системы характерна такая особенность
– активная роль государства. Перераспределяя
через бюджет значительную часть национального
дохода, государство направляет средства
на развитие инфраструктуры и оказания
социальной поддержки беднейшим слоям
населения.
1.2
командная система
Командная экономика устанавливает другие приоритеты общественного развития. Главный среди них – подчинение индивидуальных действий инструкциям центральной власти.
Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
Характерными чертами командной системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:
-во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что лишает самостоятельности хозяйственных субъектов, так как основные экономические проблемы общества решаются на общегосударственном уровне: государственный план определяет: что и сколько будет произведено, как будет произведено, и как будет распределяться;
-во-вторых, государство, полностью контролируя производство и распределение продукции, устанавливает цены, в результате чего исключается свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями, при этом предприятия-поставщики, жестко прикрепленные к потребителям, как в экономическом, так и в административном отношении находятся в односторонне выгодном положении по сравнению с предприятиями-покупателями, которым они навязывают свои товары;
-в-третьих,
государственный аппарат руководит хозяйственной
деятельностью с помощью преимущественно
административно-
При управлении народным хозяйством контроль со стороны общества осуществляет его главный властный институт — государство, обладающее правом и силой к внеэкономическому принуждению, при этом государственные координаторы должны располагать большим количеством информации относительно потребителей, запасов сырья и материалов, готовых товаров, капитала и рабочей силы. Отсюда возникает потребность в многочисленном штате высококвалифицированного и дорогостоящего государственного аппарата, который должен добывать, обрабатывать и анализировать экономическую информацию; составлять конкретные планы развития отдельных отраслей и сфер экономики, согласовывать эти планы между собой и затем сводить их в единый государственный план. В функцию последнего входило доведение до каждого предприятия детального планового задания и контроль его выполнения. Контроль же за выполнением принятых планов, осуществлялся, применяя методы стимулирования, поощрения или наказания по отношению к исполнителям. При этом никого не интересовало, пользуется продукция спросом или нет
Масштабность работ по управлению и планированию общественным производством требует колоссальных материальных затрат, но при этом не гарантирует соответствия плановых заданий реальным потребностям общества, более того итогом такой политики стало затоваривание и расточительство общественного труда.
Результатом действия централизованно-плановой системы управления стало противоречие между структурой производства и структурой потребления, которое постоянно углублялось. С одной стороны, зачастую расширяли выпуск не столь необходимых и даже ненужных изделий, как в тяжелой, так и в легкой промышленности, с другой стороны рос список дефицитных товаров.
Важнейшей причиной создавшегося положения стало то, что центр был не в состоянии охватить всю систему взаимоотношений, а существовавшие методы планирования и управления ориентировали предприятие, прежде всего на увеличение объема производства. При этом предприятия, стремясь к выполнению плана, зачастую неэкономно расходовали ресурсы.
Справедливо заметить, что сама по себе идея планирования в экономике вполне разумна в пределах предприятия, пока за все действия отвечает конкретный человек, рискующий, в случае ошибки, своим имуществом. Планирование же в масштабах страны бывает необходимо, например, в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с общегосударственной задачей. Но в мирное время детальное централизованное планирование действий всех экономических субъектов неразумно, так как громоздкая и неповоротливая система Госплана не в состоянии реагировать на изменения в структуре потребительского спроса.
В
итоге, конец нашего столетия стал эпохой
полного развала экономики
1.3 Рыночная
система
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)
Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.
Информация о работе Критерии и типы классификации экономических систем