Критерии и типы классификации экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Механизм координации выбора экономического развития и решения основных экономических проблем: что производить, как производить, для кого производить, является интересной проблемой экономической науки.

Типы экономических систем очень актуальная тема, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. В своей курсовой работе я рассмотрю пять типов экономических систем: традиционную, командную, рыночную, переходную, смешанную. Но подробнее остановлюсь на переходной, т.к. на данный период времени наша страна совершает переход от командной системы к рыночной системе, которая так же рассмотрена детально.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
I КРИТЕРИИ И ТИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ…………………………………………………………………4
1.1 ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА 4
1.2 КОМАНДНАЯ СИСТЕМА 7
1.3 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА 10
1.4 СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ) 17
1.5 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА. 24
II РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 37

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

      Чистый  капитализм или капитализм свободной конкуренции - это идеальный образ, абстрактная модель. Наиболее близко к нему подходит капитализм XVII-XIX вв., но и он не в точности соответствует определению «чистый». И хотя такой вид хозяйствования  в строгом смысле слова никогда не существовал в реальной жизни, его описание поможет разобраться, как функционирует экономика капиталистических стран.

      В чистом виде капитализм предполагает наличие следующих признаков:

      - неограниченное число участников  конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него;

      - абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих  ресурсов;

      - наличие у каждого из участников  полного объема рыночной информации;

      - абсолютная однородность одноименных  продуктов, что выражается в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие той же торговой марки ставит продавца в привилегированное монопольное положение, а это уже не свободный рынок;

      - ни один участник свободной  конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку их число очень велико, вклад каждого производителя-продавца в общий объем производства незначителен, а поэтому цена, за которую он собирается продать свой товар, почти не отражается на рыночной цене. Выходит, что реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и формируются с помощью механизма рыночного согласования интересов продавцов и покупателей.

      «Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придает направленность и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной».1

        Также следует признать, что рынок  позволяет решить такие проблемы  экономики как структура и  эффективность производства и  качество продукции гораздо лучше  других хозяйственных систем. Все  это достигается с помощью  конкуренции, которая содержит стимулы для технического прогресса. Это связано с тем, что необходимость повышения эффективности использования редких ресурсов требует перераспределения ресурсов из отраслей, где технология производства менее эффективна, в отрасли, где она более эффективна.

      Наконец, механизм рынка в целом освобождает  экономику от дефицита товаров и  услуг. В условиях рыночного хозяйства  устойчивый товарный дефицит невозможен хотя бы потому, что он противоречит экономическим интересам всех участников конкурентного процесса.

      Из  всего сказанного можно сделать  следующие выводы: конкуренция, как  главный механизм контроля в рыночной экономике, благоприятствует возникновению  тождества личных и общественных интересов. Система свободного рынка  функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, а не централизованных решений.

      Но  именно из-за отсутствия какого-либо централизованного  контроля чисто рыночная система  имеет следующие недостатки:

      а) рыночной системе, как механизму  распределения общественного продукта, не свойственны какие-либо этические принципы и блага в рыночной экономике способен получать только тот, кто может заплатить равновесную рыночную цену;

      б) контрольный механизм и конкуренция  с течением времени ослабевает;

      в) рыночная система порождает огромное различие в уровнях дохода и богатства;

     г) конкурентная рыночная система не гарантирует  полной занятости и стабильного  уровня цен.

     Еще раз хочется напомнить, что в  чистом виде свободная рыночная система  не существует, и никогда не существовала. Более того, она и не могла существовать, хотя бы из-за того, что ни один предприниматель не может обладать абсолютно полной информацией о состоянии всей экономики. Свободный рынок - абстракция. Вместе с тем, любой реально существующий рынок несет в себе элементы свободного рынка.

      Современная рыночная экономика (современный  капитализм)

      Рыночная  экономика по сравнению со всеми  остальными системами оказалась  самой гибкой – она способна перестраиваться  и приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Конкуренция заставляет производителей постоянно изыскивать что-то новое, предлагать покупателю более совершенные товары и услуги, снижать издержки производства. А все это требует использования новейших технологий и более прогрессивного оборудования.

      Но  новые научные разработки часто  непосильны мелким фирмам они требуют  больших затрат, которые чаще всего  не может себе позволить отдельный  собственник капитала. И таким  образом развитие научно-технического прогресса в ХХв. повлекло за собой возникновение новых форм предпринимательской деятельности – корпораций (акционерные общества). Участниками такого общества может стать неограниченное число участников (вкладчиков) и таким образом можно собрать огромный капитал путем продажи акций. Корпорации могут быть частные, если акционерами становятся частные инвесторы; общественными, организуемые и управляемые с помощью правительства; и смешанные – с участием правительства и частных инвесторов.

      Появление корпораций не устранило свободное  предпринимательство и мелкий бизнес и сегодня в странах с рыночной экономикой наряду с крупными корпорациями, на долю которых приходиться до 90% выпускаемой продукции, существуют партнерства (коллективные предприятия) и индивидуальные частные фирмы.

      Так же во второй половине XX в., когда более интенсивно начала развиваться производственная и социальная инфраструктура, государство стало намного активнее воздействовать на развитие национальной экономики. В связи с этим изменился хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и экономические связи между субъектами.

      Государственное регулирование необходимо еще и  потому, что происходит все большая  и большая интернационализация  производства. Этот процесс предполагает участие страны в международном разделении труда и позволяет ей более рационально расходовать свои ресурсы. Государство же призвано защищать национальную экономику путем введения государственного регулирования внешней торговли.

     Таким образом, современный рынок представляет собой емкое многоплановое понятие. Его характерными признаками являются:

     - многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах (от трудовой индивидуальной до крупной корпоративной), что предполагает частную собственность на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

     - наличие обособленных, самостоятельных производителей, несущих материальный риск за свою предпринимательскую деятельность (т.е. экономическая свобода хозяйствующих субъектов в принятии решений: «что?», «как?», «для кого?»);

     - доминирование личных материальных интересов над коллективными и общими;

     - рыночный механизм ценообразования, в основе которого лежит действие объективных экономических законов спроса и предложения;

     - конкуренция между хозяйствующими субъектами, не позволяющая ни одному из них завладеть абсолютной экономической властью;

     - мощная производственная и социальная инфраструктура, как следствие развертывания научно-технической революции;

     - государственное вмешательство по созданию благоприятных условий для развития экономической системы и социальной защиты населения и предпринимательства с помощью проведения соответствующей экономической, правовой и кредитной политики, а также системы налогообложения (т.е. воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы).

      Планомерность выступает как средство активного  приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

      Задача  использования ресурсов решается в  рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В  то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

      Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»:

      - на финансирование систем образования, в том числе переподготовка работников различной квалификации;

      - на совершенствование медицинского обслуживания населения;

      - на социальные нужды.

      Парадокс  заключается в том, что рыночный «идеал», к которому стремятся российские реформаторы, западные экономисты видят в качестве «промежуточной ступени», от которой следует двигаться (и такой переход в настоящее время осуществляется в США) в сторону более совершенной экономической модели, называемой постиндустриальное (информационное) общество. Главные проблемы, которого заключаются в подчинении экономических функций политическому порядку, повышение роли науки и элиты ученых, возрастание регулирующей роли государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.4 Смешанная экономика 

      Говоря  о плановой или рыночной экономике, не следует забывать, что в чистом виде их можно встретить лишь на бумаге. В реальной жизни в экономике большинства стран переплетаются экономические черты и традиционной, и командной, и рыночной моделей экономики. Все современные высокоразвитые страны характеризуются именно смешанным типом организации экономики.

      При такой системе земля и капитал  могут находиться не только в частной, но и в государственной собственности. Во многих странах существует значительный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых частично или полностью принадлежит государству, но которые:

    • не получают от государства планов;
  • работают по рыночным законам, на равных правах конкурируя с частными фирмами.

      Распределение факторов производства осуществляется не только рынками, но и при значительном участии государства. Таким образом, государство и рыночная система делят между собой ответственность за решение основных экономических проблем общества.

      Вмешательство государства в экономическую жизнь необходимо из-за ряда причин, основные из них:

  • потребности общества, удовлетворение которых не приносит денежного дохода (такие, как содержание армии, борьба с эпидемиями и т.д.), государство может удовлетворить лучше, чем рынок;
  • государство может смягчить негативные последствия действия рыночных механизмов - слишком большие различия в доходах граждан, загрязнения окружающей среды и т.д.;

      К основным функциям государства в  смешанной экономике можно отнести:

  1. выработка правовой базы и некоторых специфических услуг, например деятельность правоохранительных органов или государственных стандартов качества продукции;
  2. поддержание конкуренции (разработка антимонопольного законодательства, жесткое контролирование ценовой политики и качества в естественных монополиях);
  3. перераспределение доходов (программы социального обеспечения и социальный трансферт);
  4. перераспределение ресурсов (государство из бюджета оплачивает ресурсы, идущие на производства «общественных благ», таких как постройка автомагистралей, содержание национальной обороны и т.д.).

Информация о работе Критерии и типы классификации экономических систем