Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:48, курсовая работа
Механизм координации выбора экономического развития и решения основных экономических проблем: что производить, как производить, для кого производить, является интересной проблемой экономической науки.
Типы экономических систем очень актуальная тема, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. В своей курсовой работе я рассмотрю пять типов экономических систем: традиционную, командную, рыночную, переходную, смешанную. Но подробнее остановлюсь на переходной, т.к. на данный период времени наша страна совершает переход от командной системы к рыночной системе, которая так же рассмотрена детально.
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
I КРИТЕРИИ И ТИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ…………………………………………………………………4
1.1 ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА 4
1.2 КОМАНДНАЯ СИСТЕМА 7
1.3 РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА 10
1.4 СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ) 17
1.5 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА. 24
II РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 37
Таким образом, в целом, для смешанной экономики характерно:
- многообразие форм и видов собственности, среди которых главная роль принадлежит частной собственности на средства производства и результаты хозяйственной деятельности;
- развитая система рынков, конкуренции и цен;
- возможность любого хозяйствующего субъекта в рамках соблюдения законности реализовать свои творческие способности, самостоятельно решать основную экономическую проблему: «Что? Как? Для кого?»;
- эффективная роль правительства в регулировании экономики, при этом основными инструментами регулирования рынка вы ступают государственные программы, системы налогообложения, финансово-кредитная система, трудовое законодательство и т.д.;
- открытость экономики, означающая, что свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражается в праве предпринимателей при соблюдении определенных условий осуществлять внешнеэкономические операции по сбыту своей продукции, внедрению инвестиционных проектов, приобретению инновационных технологий, оказанию консалтинговых услуг и т.д.;
- сохранение духовных ценностей народа, традиций, обычаев и хозяйственных навыков.
В каждой стране такой способ хозяйствования как смешанная экономика приобрел свою форму - в зависимости от степени вмешательства государства в экономическую жизнь общества.
Например, если посмотреть на Россию, то мы увидим, что у нас собирают налоги – это из административно-командной системы, большинство сажают картошку просто потому, что так надо – это из традиционной системы, частная собственность – это из рыночной системы. Но обычно (например, США) страна больше придерживается принципов какой–то одной экономической системы (рыночной), хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей, т.е. в США рыночная экономическая система.
Рассмотрим самые известные модели в рамках смешанной системы:
Американскую модель характеризует всемерное поощрение предпринимательской активности и личного обогащения наиболее активной части населения, т.е. существует массовая ориентация на достижение личного успеха. Задача социального равенства здесь вообще не рассматривается. Нуждающимся малообеспеченным группам населения выдаются пособия, для них также существует система различных льгот, что создает им приемлемый уровень жизни. Для Америки характерна высокая производительность труда. Государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечение НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования и культуры.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Для успешного проведения социальной политики установлен высокий уровень налогообложения, особенно физических лиц, но доля государственных расходов составляет свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляются на социальные нужды. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан и экспортная способность шведских компаний. Шведская модель получила название «функциональная социализация». Функции производства ложатся на частные предприятия, (государство владеет лишь 4% основных фондов), действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) возложены на государство. Главным достоинством такой экономики состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем занятости и благосостояния населения.
Германская модель. Эта модель формировалась на основе ликвидации крупных концернов гитлеровских времен и предоставлении всем формам хозяйственной деятельности возможности устойчивого развития. В результате средний и мелкий бизнес, а также фермерские хозяйства, пользуясь покровительством правительства, добились высокой эффективности своей хозяйственной деятельности. Государство достаточно активно влияет на цены, пошлины и технические нормы. Такая модель получила название «социальное рыночное хозяйство».
Японская модель характеризуется развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы носят рекомендательный характер и представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель может существовать только в условиях высокоразвитого национального самосознания. В Японии существует приоритет интересов нации над личными интересами – население готово идти на определенные материальные жертвы ради процветания нации. Для японской экономики характерно также сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые дают наибольший успех.
Южнокорейская модель имеет много общего с японской моделью. Это объясняется, прежде всего, схожим психологическим складом населения страны, его трудолюбием и ответственным отношением к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Государство здесь также активно участвует в перестройке экономики. Но вследствие относительно неразвитых рыночных отношений южнокорейское правительство целенаправленно содействовало созданию рыночной экономики в лице крупных корпораций, переросших потом в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству. Еще одной характерной чертой южнокорейской модели стало четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что тоже способствовало формированию рыночных отношений.
Следует заметить, что в смешанной экономике разных стран делается выбор между двумя путями развития - либеральным и социально-ориентированным.
Либеральная смешанная экономика характеризуется:
- безусловном преобладанием частной собственности и хозяйственном законодательстве, обеспечивающем максимальную свободу субъектов рынка и ограждающем их от вмешательства государства;
- сосредоточением государственного регулирования главным образом на макроэкономических процессах.
Здесь преобладает принцип - работающий человек обеспечивает себя сам, свою семью и свою старость. Государственный патернализм распространяется на нищих и обездоленных.
Для социально-ориентированной экономики характерны следующие признаки:
- смешанная система хозяйствования с довольно значительным государственным сектором;
- государство регламентирует правила игры на рынке, как для государственных, так и для частных структур;
- государственное регулирование осуществляется не только на макро-уровне, но и в сфере деятельности хозяйствующих субъектов;
- государство гарантирует определенное обеспечение потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры и жилья;
- регулирование занятости населения с целью минимизации безработицы.
Таким образом, государство путем своего вмешательства непосредственно в деятельность производственных и коммерческих фирм получает возможность проявлять заботу о своих гражданах, отсюда и название «социально- ориентированной» экономики.
Появление
такой модели смешанной экономики
пришлось на 70-80 годы и на сегодняшний
день наибольшего развития достигло
в таких странах как Германия
и Швеция.
1.5 переходная
экономика
Переход от одной экономической системы к другой вызывает особое состояние экономики и называется реформированием. В каждой стране оно происходит по-разному и зависит от её географического положения, наличия природных ресурсов, исторических условий развития, традиций и обычаев населения, уровня развития производительных сил, социальной ориентации общества. Старые и новые отношения взаимодействуют в рамках переходной экономики, так как переход из одной устоявшейся экономической системы к другой не может произойти мгновенно – требуется достаточно длительный период времени, для того чтобы создать новый комплекс экономических отношений.
Причиной же реформирования обычно служит кризис и трансформация экономических отношений прежней системы, а также возникновение новых отношений, присущих нарождающейся системе, причем такая ситуация может возникнуть как в одной стране, так и одновременно в ряде стран.
В теории и практике рыночных реформ сложились две концепции: градуализм и «шоковая терапия».
Градуализм, или эволюционный путь, предполагает медленные, последовательные реформы. Главная роль в формировании рынка отводится государству, которое постепенно заменяет элементы централизованно-управляемой экономики рыночными отношениями. Это позволяет смягчить процесс преобразований, избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.
Яркий образец градуализма – реформы в Китае. С начала 1980-х гг. в стране удаётся поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошёл в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать ведущие страны Запада.
Китайское руководство крайне прагматично: сохраняет государственный контроль, где необходимо, и поощряет рыночные отношения, где возможно, например:
- очень удачно создавались свободные экономические зоны в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывали производства с использованием местного сырья, материалов и дешевой рабочей силы (т.е. очень активное привлечение иностранного капитала);
- в тоже время тяжёлая промышленность остаётся государственной (субсидируя их, чтобы не допустить опасных экономических и социальных последствий).
Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 1980-х гг. в очень короткие сроки оживило торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство, что дало толчок крупным предпринимательским структурам.
Крайне важно отметить, что китайские реформы проводятся в условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться выполнения своих решений.
Стабильность обусловлена:
- отсутствием в Китае движения к политической демократии, когда нет столкновения интересов и мнений, а власть сохраняется за коммунистической партией;
- благодаря национальной и культурной гомогенности общества, Китай не сталкивается с проблемами сепаратизма и противостоянием между Центром и регионами.
Эти особенности не позволяют воспроизводить китайский опыт в целом.
«Шоковая терапия», или радикальный переход к рынку, осуществляется через одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и бездефицитный бюджет. Она основана на идеях монетаризма, в соответствии с которыми преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.
Опыт переходных экономик подтверждает, что хозяйствующие субъекты в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации без государственного вмешательства. Вместе с тем высока вероятность возникновения и устойчивого существования, пагубных для экономики институтов, например: преступные сообщества, неэффективные формы производства и торговли, кроме того, развитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализация должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.
Финансовая стабилизация согласно монетарной доктрине – главная задача государства в переходный период, а центральная проблема – борьба с инфляцией.
Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» проводится в рамках жёстких бюджетных ограничений. Это приводит к удорожанию жизни, в результате население испытывает значительный финансовый гнёт. Но монетаристы считают, что инфляционный период лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую нестабильность на долгие годы.
Информация о работе Критерии и типы классификации экономических систем