Контрольная работа по "Праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

. Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей, является органом народного представительства. Этот орган не вправе осуществлять контроль над исполнительной властью, т. е. отправлять администрацию в отставку, давать ей обязательные указания и т. д., но он все же оказывает заметное влияние на практическую деятельность администрации. Конгресс оказывает сдерживающее воздействие на Президента, не давая его власти перерасти в абсолютную.

Файлы: 1 файл

готовая контрольная по КПЗС.doc

— 69.50 Кб (Скачать)


 

1. Покажите специфику  полномочий парламентов стран  с различными формами правления на примере Франции, Швейцарии и США в процессе формирования органов государственной власти, а также в сфере контроля законодательной власти за правительством.   

Итак, начну с США.   Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей, является органом  народного представительства. Этот орган не вправе осуществлять контроль над исполнительной властью, т. е. отправлять администрацию в отставку, давать ей обязательные указания и т. д., но он все же оказывает заметное влияние на практическую деятельность администрации. Конгресс оказывает сдерживающее воздействие на Президента, не давая его власти перерасти в абсолютную. Конгресс вправе принимать законы и резолюции по следующим основным вопросам:     

-Избрание Президента  и Вице-президента. Это полномочие  предусмотрено на тот случай, если ни один кандидат в  Президенты и Вице-президенты  не получит большинства голосов  выборщиков.

Тогда согласно XII поправке к Конституции право  избрать Президента предоставляется  Палате представителей, а Вице-президента — Сенату. Но такие случаи на практике пока не встречались.     

Специальные полномочия особенно значительны у  Сената. Он утверждает назначения Президентом высших должностных лиц судебной и исполнительной власти (судей Верховного суда США, министров, послов и др. — всего примерно 300 должностей). И хотя Сенат редко отказывает Президенту, но все же с помощью таких утверждений он влияет на кадровую политику.     

Современная Франция принадлежит к числу  республик со смешанными формами  правления. Парламент Франции имеет двухпалатную структуру и состоит из Национального собрания и Сената.

Место и роль каждой из палат в системе государственных  органов Франции определяется Конституцией, органическими законами, относящимися к каждой из палат, а равно их внутренними регламентами, которые вотируются каждой из палат раздельно. Нижняя палата, и только она, осуществляет в полном объеме контроль за деятельностью Правительства. Правительство Республики несет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием — нижней палатой Парламента. Только Национальное собрание вправе отказать в доверии или принять резолюцию порицания, влекущие за собой отставку Правительства. Традиционными способами контроля над деятельностью Правительства являются устный и письменный вопрос, создание при необходимости контрольных и следственных комиссий и, наконец, постановка на голосование резолюции порицания Правительству, если его политика встречает неодобрение со стороны парламентариев. Одно заседание в неделю, как правило по средам, отводится для устных вопросов Правительству. Вопросы представляются заранее в письменном виде, а ответ дается на них в устной форме. Этот ответ может сопровождаться короткими репликами. Ответы Правительства на письменные вопросы парламентариев публикуются в официальном издании. Наиболее действенное средство контроля над деятельностью Правительства — это отказ в доверии, в случае если вопрос о доверии поставлен Правительством, или принятие резолюции порицания. Процедура внесения резолюции порицания, постановки ее на голосование, а равно сама организация голосования таковы, что они серьезно затрудняют возможности использования института ответственности парламентариями для контроля над деятельностью исполнительной власти.     

Парламент Швейцарии, или Объединенное Федеральное  собрание, представляет собой законодательную власть страны и состоит из двух палат - Национального совета и Совета кантонов. Обе палаты контролируют работу правительства, а также могут потребовать изменения Конституции Федерации или федеральных законов. Раз в год для выбора Президента Швейцарии и один раз в 4 года – для выбора федеральных советников, оба Совета заседают вместе на Объединенном Федеральном собрании. Федеральное собрание обладает высшей властью в Конфедерации", осуществляет высший надзор за федеральными органами, в том числе судами, делает его стоящим над всеми другими государственными органами, что несколько нарушает баланс властей и принцип их разделения. Парламент избирает членов Федерального совета, председателя Конфедерации, судей Федерального суда, командующего федеральной армией, некоторых других должностных лиц, осуществляет высший надзор за Федеральным советом, федеральной администрацией, федеральными судами и иными федеральными органами, дает поручения Федеральному совету, гарантирует конституции кантонов, осуществляет амнистию и помилование, и т.д.   
  
2. Составьте сравнительную таблицу формирования верхних палат парламентов Японии, Великобритании и Бельгии, дав характеристику избирательных цензов, избирательных систем и процедур выдвижения кандидатов. Как определен и чем обусловлен срок полномочий этих органов? Кто возглавил верхние палаты в названных государствах?

 

Для составления данной таблицы, я подробно изучила процессе формирования парламентом выше указанных стран, затем основные сведения сформировала в таблицу с необходимыми параметрами.

 

Таблица формирования верхних палат парламентов Японии, Великобритании и Бельгии

Характеристика  формирования верхних палат  парламентов

Япония

Великобритания

Бельгия

избирательный ценз

Активное избирательное право граждане в возрасте от 20 лет, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенным в списки избирателей, пассивное —30 лет для Палаты советников. Кандидат вносит

денежный залог, не возвращаемый в случае неполучения  им определенного минимума голосов.

Палата лордов не выборная

Для избрания или  назначения сенатором необходимо:

- быть бельгийцем;

- пользоваться гражданскими и политическими правами;

- достигнуть 25-летнего возраста;

- проживать в Бельгии. 

избирательная система

смешанная система, сочетающая в себе

элементы мажоритарной и пропорциональной систем.

Палата лордов не выборная

Комбинированная система прямых и непрямых выборов. 40 сенаторов избираются прямыми выборами на основании пропорционального представительства по языковым квотам - 25 фламандско-говорящих и 15 франкофонах. 21 сенатор избирается на основе непрямых выборов - советами языковых общин так же по квотам: 10 - фламандским советом, 10 - Советом Франкофонов и один - Немецко-говорящим Советом.

процедура выдвижения

кандидатов

формируется путем  всеобщих и прямых выборов. Конституция устанавливает всеобщее избирательное право для совершеннолетних, тайное голосование, недопущение дискриминации  в избирательных правах по признаку расы, пола, религии,

социального положения и происхождения, образования, имущественного положения  или доходов (ст. 44). Вопросы, касающиеся

выборов, регулируются Законом об избрании на публичные должности 1950 г. с послед. изм.

Палата лордов не выборная

Для избрания сенаторов, закон определяет избирательные округа и состав избирательных коллегий; кроме того, он определяет условия, необходимые для избрания, а также проведения избирательных операций.

Как определен  и чем обусловлен  

срок полномочий  этих органов

Палата советников включает 252 советника, избираемых на 6 лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года. Согласно конституции верхняя палата не может быть распущена.

В палате лордов 732 члена. Палата лордов не выборная, состоит  из 2 архиепископов, 26 епископов Англиканской церкви и 706 членов пэрства. Духовные лорды присутствуют, пока они занимают церковные должности, а светские члены палаты лордов служат пожизненно (лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или  баронессы и пожизненное место в Палате лордов).

Сенат состоит  из 71 сенатора, в их числе:

1. 25 сенаторов, избираемых в соответствии  со статьей 61 нидерландской избирательной коллегией;

2. 15 сенаторов, избираемых в соответствии  со статьей 61 французской избирательной  коллегией; 

3. 10 сенаторов, назначаемых советом  Фламандского сообщества, выдвигаемых  советом из своего состава; 

4. 10 сенаторов, назначаемых советом  Французского сообщества из своего состава;

5. 1 сенатора, назначаемого советом  Германоязычного сообщества из  своего состава; 

6. 6 сенаторов, назначаемых сенаторами, указанными в пунктах 1 и 5;

7. 4 сенаторов, назначаемых сенаторами, указанными в пунктах 2 и 6.

Сенаторы, указанные  в пунктах 1 и 2 избираются на четыре года, сенаторы, указанные в пунктах 6 и 7 назначаются на четыре года. Сенат полностью обновляется каждые четыре года. Выборы сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 совпадают с выборами Палаты представителей.

Кто возглавил  верхние палаты в названных государствах

Палату возглавляет  Президент Палаты советников и его заместитель.

Во главе  Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в

состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению  Премьер-министра  сроком на пять лет.

На каждую сессию палата назначает председателя, его  заместителей и создает бюро.


3. Каким образом закрепляются социально-экономические права и свободы человека и гражданина в конституциях Болгарии, КНР, ФРГ?

 

Для ответа на этот вопрос я изучила конституции всех перечисленных  стран. Вот моя краткая характеристика. Начну с Болгарии.

Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственной  инициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две формы собственности - частную и общественную. Частная собственность неприкосновенна. Право собственности и наследования гарантируется и защищается законом (ст. 17). 
Внешняя политика Болгарии осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права. Ее основными целями являются национальная безопасность и независимость страны, благополучие и основные права и свободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливого международного порядка( ст. 24). Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке и вступившие в силу, являются частью внутреннего права страны и имеют преимущество перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат (ст.5-4). 
Болгарское государство исходит из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, их приоритетности в жизни общества. Статья 6 провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Все граждане равны перед законом. 
Иностранцы в Болгарии имеют такой же статус, как и граждане Болгарии, кроме исключительных прав и обязанностей граждан (ст. 26-2). 
Конституцией признаются и гарантируются личные, политические, экономические, социальные и культурные права: право на жизнь и достойное обращение - ст.28,29; право на личную свободу и неприкосновенность - ст. 30; право на неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища - ст. 32, 33; право на выбор места жительства и свободу передвижения - ст. 35; право на изучение и использование болгарского языка - ст. 36 (является также и обязанностью);, право на свободу совести, мысли и выбора вероисповедания - ст. 37; на свободу убеждений - ст. 38; на свободу слова - ст. 39; на свободу печати - ст. 40; на свободу информации - ст. 41; избирательное право - ст. 42; право на собрания, митинги, создание объединений - ст. 43, 44; право на жалобы, предложения и петиции в государственные органы - ст. 45, право на вступление в брак и воспитание детей - ст. 46, 47; право на труд - ст. 48, на объединение в профсоюзы и на забастовку - ст. 49, 50; на общественное обеспечение и социальную помощь, на охрану здоровья - ст. 51,52; право на образование - ст. 53; право на пользование культурными ценностями и развитие культуры - ст. 54; на здоровую и благоприятную окружающую среду - ст. 55; право на защиту - ст. 56. 
Основные права граждан не могут быть отменены (ст. 57). 
Основные конституционные обязанности граждан состоят в соблюдении и исполнении Конституции и законов, защите отечества, уплате налогов, а также в оказании содействия государству и обществу при стихийных бедствиях (ст.58-61).

ФРГ

 В статье 2 ОСНОВНОГО ЗАКОНА ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ от 23 мая 1949 года сказано, что «каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других

лиц и не посягает на конституционный  порядок или нравственный закон. Каждый имеет право на жизнь и  физическую неприкосновенность. Свобода  личности ненарушима.» Каждый, кто  использует свободу выражения мнений, в частности свободу печати (абзац 1 статьи 5), свободу преподавания (абзац 3 статьи 5), свободу собраний (ст. 8), свободу объединений (ст. 9), тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи (ст. 10), право собственности (ст. 14) или правоубежища (ст. 16а) для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Факт и пределы утраты указанных прав определяются решением Федерального конституционного суда. Собственность и право наследования гарантируются. Их содержание и пределы устанавливаются законами. Отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. Возмещение определяется со справедливым учетом интересов общества и затронутых лиц. (ст. 14) Гражданство в соответствии с законом Никого нельзя лишить германского гражданства. Утрата гражданства может последовать только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства. (ст. 18)

К Н Р

КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ  НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ принята 4 декабря 1982 года

На первое место выдвигаются социально-экономические права. В Конституции говорится о праве на труд, отдых, пенсионное обеспечение пенсии получают лишь работавшие на государственных предприятиях — 1/10 всех занятых (ст. 42-44) о праве собственности и ее наследования; свобода научной и исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества, деятельности в других областях культуры (ст. 47)

В числе политических прав Конституция называет: избирательные права, свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций и др.(ст. 34,35,36)

Личные права  и свободы: свобода и неприкосновенность личности, свобода совести (в Китае нет доминирующей религии, существует около десятка религиозных объединений общекитайского значения, среди которых буддизм, ислам, христианство и др.)(ст. 37,38,39), тайна переписки, неприкосновенность жилища, право на компенсацию ущерба, причиненного незаконными действиями государственного органа или государственного служащего. Среди личных прав особо регулируются права, связанные с браком и семьей, причем в Конституции говорится, что меры по ограничению деторождения — это обязанность не только государства, но и супругов. В городской семье не может быть больше одного ребенка, в сельской семье — не более двух детей.(ст. 48,49)

Конституция различает права граждан и права трудящихся. Право на труд, например, принадлежит всем гражданам, а право на отдых, образование, пенсионное обеспечение — только трудящимся. Кроме того, предусматриваются материальные гарантии социально-экономических прав. Большое внимание уделяется охране прав и интересов китайцев, проживающих за границей, а также членов их семей (таких лиц коло 30 млн.).

Конституция КНР содержит довольно подробный перечень конституционных обязанностей граждан: обязанность трудиться, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, обязанность учиться, обязанность защищать сплоченность национальностей, беречь общественную собственность, охранять честь и интересы Родины и др.

Гражданами Китая считаются  лица, если хотя бы один из родителей  которых является китайским гражданином, и которые родились на территории Китая или другой страны, но не приобрели гражданство последней. Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство, если они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается министерством общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в гражданство, его утраты и восстановления). Двойное гражданство в Китае не признается, но законные права и интересы иностранцев охраняются.

 

Таким образом, изучив, конституции Болгарии, ФРГ и ГДР я привела краткую характеристику, закрепления социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в вышеуказанных  конституциях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Александрова З.К. учебное пособие УрГЮА, Екатеринбург, 2004

 

  1. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных

 

стран: Учеб. М., 2004.

 

 

  1. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран»

Юристъ М., 2007


Информация о работе Контрольная работа по "Праву"