Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:49, контрольная работа
. Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей, является органом народного представительства. Этот орган не вправе осуществлять контроль над исполнительной властью, т. е. отправлять администрацию в отставку, давать ей обязательные указания и т. д., но он все же оказывает заметное влияние на практическую деятельность администрации. Конгресс оказывает сдерживающее воздействие на Президента, не давая его власти перерасти в абсолютную.
1. Покажите специфику полномочий парламентов стран с различными формами правления на примере Франции, Швейцарии и США в процессе формирования органов государственной власти, а также в сфере контроля законодательной власти за правительством.
Итак, начну с США. Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей, является органом народного представительства. Этот орган не вправе осуществлять контроль над исполнительной властью, т. е. отправлять администрацию в отставку, давать ей обязательные указания и т. д., но он все же оказывает заметное влияние на практическую деятельность администрации. Конгресс оказывает сдерживающее воздействие на Президента, не давая его власти перерасти в абсолютную. Конгресс вправе принимать законы и резолюции по следующим основным вопросам:
-Избрание Президента
и Вице-президента. Это полномочие
предусмотрено на тот случай,
если ни один кандидат в
Президенты и Вице-президенты
не получит большинства
Тогда согласно XII поправке к Конституции право избрать Президента предоставляется Палате представителей, а Вице-президента — Сенату. Но такие случаи на практике пока не встречались.
Специальные полномочия особенно значительны у Сената. Он утверждает назначения Президентом высших должностных лиц судебной и исполнительной власти (судей Верховного суда США, министров, послов и др. — всего примерно 300 должностей). И хотя Сенат редко отказывает Президенту, но все же с помощью таких утверждений он влияет на кадровую политику.
Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Парламент Франции имеет двухпалатную структуру и состоит из Национального собрания и Сената.
Место и роль каждой из
палат в системе
Парламент Швейцарии, или Объединенное
Федеральное собрание, представляет собой
законодательную власть страны и состоит
из двух палат - Национального совета и
Совета кантонов. Обе палаты контролируют
работу правительства, а также могут потребовать
изменения Конституции Федерации или
федеральных законов. Раз в год для выбора
Президента Швейцарии и один раз в 4 года
– для выбора федеральных советников,
оба Совета заседают вместе на Объединенном
Федеральном собрании. Федеральное собрание
обладает высшей властью в Конфедерации",
осуществляет высший надзор за федеральными
органами, в том числе судами, делает его
стоящим над всеми другими государственными
органами, что несколько нарушает баланс
властей и принцип их разделения. Парламент
избирает членов Федерального совета,
председателя Конфедерации, судей Федерального
суда, командующего федеральной армией,
некоторых других должностных лиц, осуществляет
высший надзор за Федеральным советом,
федеральной администрацией, федеральными
судами и иными федеральными органами,
дает поручения Федеральному совету, гарантирует
конституции кантонов, осуществляет амнистию
и помилование, и т.д.
2. Составьте сравнительную
таблицу формирования верхних палат парламентов
Японии, Великобритании и Бельгии, дав
характеристику избирательных цензов,
избирательных систем и процедур выдвижения
кандидатов. Как определен и чем обусловлен
срок полномочий этих органов? Кто возглавил
верхние палаты в названных государствах?
Для составления данной таблицы, я подробно изучила процессе формирования парламентом выше указанных стран, затем основные сведения сформировала в таблицу с необходимыми параметрами.
Таблица формирования
верхних палат парламентов
Характеристика формирования верхних палат парламентов |
Япония |
Великобритания |
Бельгия |
избирательный ценз |
Активное избирательное право граждане в возрасте от 20 лет, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенным в списки избирателей, пассивное —30 лет для Палаты советников. Кандидат вносит денежный залог, не возвращаемый в случае неполучения им определенного минимума голосов. |
Палата лордов не выборная |
Для избрания или назначения сенатором необходимо: - быть бельгийцем; - пользоваться гражданскими и политическими правами; - достигнуть 25-летнего возраста; - проживать в Бельгии. |
избирательная система |
смешанная система, сочетающая в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем. |
Палата лордов не выборная |
Комбинированная система прямых и непрямых выборов. 40 сенаторов избираются прямыми выборами на основании пропорционального представительства по языковым квотам - 25 фламандско-говорящих и 15 франкофонах. 21 сенатор избирается на основе непрямых выборов - советами языковых общин так же по квотам: 10 - фламандским советом, 10 - Советом Франкофонов и один - Немецко-говорящим Советом. |
процедура выдвижения кандидатов |
формируется путем всеобщих и прямых выборов. Конституция устанавливает всеобщее избирательное право для совершеннолетних, тайное голосование, недопущение дискриминации в избирательных правах по признаку расы, пола, религии, социального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44). Вопросы, касающиеся выборов, регулируются Законом об избрании на публичные должности 1950 г. с послед. изм. |
Палата лордов не выборная |
Для избрания сенаторов, закон определяет избирательные округа и состав избирательных коллегий; кроме того, он определяет условия, необходимые для избрания, а также проведения избирательных операций. |
Как определен и чем обусловлен срок полномочий этих органов |
Палата советников включает 252 советника, избираемых на 6 лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года. Согласно конституции верхняя палата не может быть распущена. |
В палате лордов 732 члена. Палата лордов не выборная, состоит из 2 архиепископов, 26 епископов Англиканской церкви и 706 членов пэрства. Духовные лорды присутствуют, пока они занимают церковные должности, а светские члены палаты лордов служат пожизненно (лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов). |
Сенат состоит из 71 сенатора, в их числе: 1. 25 сенаторов, избираемых в 2.
15 сенаторов, избираемых в 3.
10 сенаторов, назначаемых 4.
10 сенаторов, назначаемых 5. 1 сенатора, назначаемого советом Германоязычного сообщества из своего состава; 6.
6 сенаторов, назначаемых 7.
4 сенаторов, назначаемых Сенаторы, указанные в пунктах 1 и 2 избираются на четыре года, сенаторы, указанные в пунктах 6 и 7 назначаются на четыре года. Сенат полностью обновляется каждые четыре года. Выборы сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 совпадают с выборами Палаты представителей. |
Кто возглавил верхние палаты в названных государствах |
Палату возглавляет Президент Палаты советников и его заместитель. |
Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет. |
На каждую сессию палата назначает председателя, его заместителей и создает бюро. |
3. Каким образом закрепляются социально-экономические права и свободы человека и гражданина в конституциях Болгарии, КНР, ФРГ?
Для ответа на этот вопрос
я изучила конституции всех перечисленных
стран. Вот моя краткая
Экономика Республики Болгария
основана на свободной хозяйственной
инициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две
формы собственности - частную и общественную.
Частная собственность неприкосновенна.
Право собственности и наследования гарантируется
и защищается законом (ст. 17).
Внешняя политика Болгарии осуществляется
в соответствии с принципами и нормами
международного права. Ее основными целями
являются национальная безопасность и
независимость страны, благополучие и
основные права и свободы болгарских граждан,
а также содействие установлению справедливого
международного порядка( ст. 24). Международные
договоры, ратифицированные в конституционном
порядке и вступившие в силу, являются
частью внутреннего права страны и имеют
преимущество перед теми нормами внутреннего
законодательства, которые им противоречат
(ст.5-4).
Болгарское государство исходит из признания
естественных и неотъемлемых основных
прав человека, их приоритетности в жизни
общества. Статья 6 провозглашает, что
все люди рождаются свободными и равными
в достоинстве и правах. Все граждане равны
перед законом.
Иностранцы в Болгарии имеют такой же
статус, как и граждане Болгарии, кроме
исключительных прав и обязанностей граждан
(ст. 26-2).
Конституцией признаются и гарантируются
личные, политические, экономические,
социальные и культурные права: право
на жизнь и достойное обращение - ст.28,29;
право на личную свободу и неприкосновенность
- ст. 30; право на неприкосновенность личной
и семейной жизни, неприкосновенность
жилища - ст. 32, 33; право на выбор места жительства
и свободу передвижения - ст. 35; право на
изучение и использование болгарского
языка - ст. 36 (является также и обязанностью);,
право на свободу совести, мысли и выбора
вероисповедания - ст. 37; на свободу убеждений
- ст. 38; на свободу слова - ст. 39; на свободу
печати - ст. 40; на свободу информации -
ст. 41; избирательное право - ст. 42; право
на собрания, митинги, создание объединений
- ст. 43, 44; право на жалобы, предложения
и петиции в государственные органы - ст.
45, право на вступление в брак и воспитание
детей - ст. 46, 47; право на труд - ст. 48, на
объединение в профсоюзы и на забастовку
- ст. 49, 50; на общественное обеспечение
и социальную помощь, на охрану здоровья
- ст. 51,52; право на образование - ст. 53; право
на пользование культурными ценностями
и развитие культуры - ст. 54; на здоровую
и благоприятную окружающую среду - ст.
55; право на защиту - ст. 56.
Основные права граждан не могут быть
отменены (ст. 57).
Основные конституционные обязанности
граждан состоят в соблюдении и исполнении
Конституции и законов, защите отечества,
уплате налогов, а также в оказании содействия
государству и обществу при стихийных
бедствиях (ст.58-61).
ФРГ
В статье 2 ОСНОВНОГО ЗАКОНА ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ от 23 мая 1949 года сказано, что «каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других
лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон. Каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Свобода личности ненарушима.» Каждый, кто использует свободу выражения мнений, в частности свободу печати (абзац 1 статьи 5), свободу преподавания (абзац 3 статьи 5), свободу собраний (ст. 8), свободу объединений (ст. 9), тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи (ст. 10), право собственности (ст. 14) или правоубежища (ст. 16а) для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Факт и пределы утраты указанных прав определяются решением Федерального конституционного суда. Собственность и право наследования гарантируются. Их содержание и пределы устанавливаются законами. Отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. Возмещение определяется со справедливым учетом интересов общества и затронутых лиц. (ст. 14) Гражданство в соответствии с законом Никого нельзя лишить германского гражданства. Утрата гражданства может последовать только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства. (ст. 18)
К Н Р
КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ принята 4 декабря 1982 года
На первое место выдвигаются социально-
В числе политических прав Конституция называет: избирательные права, свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций и др.(ст. 34,35,36)
Личные права и свободы: свобода и неприкосновенность личности, свобода совести (в Китае нет доминирующей религии, существует около десятка религиозных объединений общекитайского значения, среди которых буддизм, ислам, христианство и др.)(ст. 37,38,39), тайна переписки, неприкосновенность жилища, право на компенсацию ущерба, причиненного незаконными действиями государственного органа или государственного служащего. Среди личных прав особо регулируются права, связанные с браком и семьей, причем в Конституции говорится, что меры по ограничению деторождения — это обязанность не только государства, но и супругов. В городской семье не может быть больше одного ребенка, в сельской семье — не более двух детей.(ст. 48,49)
Конституция различает права граждан и права трудящихся. Право на труд, например, принадлежит всем гражданам, а право на отдых, образование, пенсионное обеспечение — только трудящимся. Кроме того, предусматриваются материальные гарантии социально-экономических прав. Большое внимание уделяется охране прав и интересов китайцев, проживающих за границей, а также членов их семей (таких лиц коло 30 млн.).
Конституция КНР содержит довольно подробный перечень конституционных обязанностей граждан: обязанность трудиться, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, обязанность учиться, обязанность защищать сплоченность национальностей, беречь общественную собственность, охранять честь и интересы Родины и др.
Гражданами Китая считаются лица, если хотя бы один из родителей которых является китайским гражданином, и которые родились на территории Китая или другой страны, но не приобрели гражданство последней. Иностранцы и лица без гражданства могут быть приняты в китайское гражданство, если они имеют близких родственников в Китае или у них есть иные основания для приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается министерством общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в гражданство, его утраты и восстановления). Двойное гражданство в Китае не признается, но законные права и интересы иностранцев охраняются.
Таким образом, изучив, конституции Болгарии, ФРГ и ГДР я привела краткую характеристику, закрепления социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в вышеуказанных конституциях
Список использованной литературы
стран: Учеб. М., 2004.
Юристъ М., 2007