Контрольная работа по дисциплине: Право

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

Проблема пробелов в законодательстве подвергалась теоретическому осмыслению на ранних этапах правового развития.
В правоприменительной деятельности может иметь место ситуация, когда требующий юридического решения вопрос не урегулирован нормами права. В этом случае правоприменитель сталкивается с пробелом в законодательстве.

Оглавление

1. Пробелы в законодательстве:
причины возникновения, пути преодоления. 3

2. Законность и правопорядок: гарантии законности и взаимодействие 7

3. Составьте таблицу, отражающую сравнительную характеристику
(признаки) государственной власти и власти в первобытнообщинном строе. 15

4. Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Право Контрольная на рецензию 2.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Право

Вариант 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Исполнитель: студентка

                                                                              Направление Экономика

                                                                              Профиль Экономическая

                                                         безопасность

                                                                       Группа  ЭПБ-12 Тур

                                                                               Тишкова Елена Борисовна                                                                   

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пробелы в законодательстве:

причины возникновения, пути преодоления.                                                          3

 

2. Законность и правопорядок: гарантии законности и взаимодействие             7

 

3. Составьте таблицу, отражающую  сравнительную характеристику

(признаки) государственной власти  и власти в первобытнообщинном строе.   15

 

4. Список литературы                                                                                                16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пробелы в законодательстве: причины возникновения, пути преодоления.

 

Проблема пробелов в  законодательстве подвергалась теоретическому осмыслению на ранних этапах правового развития.

В правоприменительной  деятельности может иметь место  ситуация, когда требующий юридического решения вопрос не урегулирован нормами права. В этом случае правоприменитель сталкивается с пробелом в законодательстве.

Теоретическому осмыслению проблема пробелов в законодательстве подвергалась на ранних этапах правового развития. Уже в работах древнегреческих мыслителей, в высказываниях римских юристов отмечалось, что "закон никогда не может с точностью и вполне обнять превосходнейшее и справедливейшее, чтобы предписать всем наилучшее". В понимании Платона "все, относящееся к законодательству, никоим образом и никогда еще не было так выработано правильно до конца". По Аристотелю, "недостатки писаного закона допускаются иногда сознательно, если нельзя дать какие — либо предписания относительно данного случая; в других случаях — против его (закона) воли, когда такие предписания ускользают от его внимания". Тогда же делались попытки восполнения пробелов. В частности, Аристотель их преодоление связывал с естественным правом.

Пробел в законодательстве есть полное или частичное отсутствие конкретного юридического предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

При пробеле в законодательстве отсутствует то, что должно там быть в силу объективных оснований, т.е. отсутствует правовое предписание, рассчитанное на юридически значимый случай. При этом далеко не всегда отсутствие нормативно-юридической урегулированности, а значит, не всякое "молчание" закона следует расценивать в качестве пробела. Те факты, обстоятельства, которые выходят за пределы правового регулирования, объективно не могут и не должны приобретать юридическое значение, т.е. требовать юридического решения. Юридической теорией сформулированы определенные предпосылки, при наличии которых пробел в законодательстве считается действительным:

— неурегулированный  законом жизненный случай должен находиться в сфере правового  регулирования;

— в действующем законодательстве действительно отсутствует норма, подлежащая применению к данному случаю;

— восполнение пробела  в данной сфере не должно быть запрещено  законом.

Основных причин пробелов в законодательстве две: во-первых, отставание закона от реальной жизни, развивающихся отношений; во-вторых, издержки законотворческой деятельности.

Устранение пробелов в праве также окончательно не разрешает проблем, возникающих  при реализации гражданами своих  прав. Проблемы реализации права, столь  часто возникающие в современном  обществе, имеют очень широкое  распространение и вызваны не только по причине появления таких пробелов законодательства. Основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане Российской Федерации при реализации своих законных прав, на мой взгляд, являются бюрократизм, коррупция, социальное и имущественное неравенство, расслоение общества на «бедных и богатых», низкий уровень пенсий, зарплат, социальных выплат, недостаточное финансирование государством отдельных сфер общественной жизни, изначально установленные сложности в реализации правовых норм, пробелы в законодательстве, недостаточная правовая компетенция граждан. Данные проблемы имеют общеизвестное значение, что усложняет существующий в обществе подход к реализации отдельных прав. Осведомлённый о существующих проблемах, иногда гражданин сознательно отказывается от реализации того или иного права, принадлежащего ему на основании закона. Отказываясь отстаивать свою точку зрения, человек лишает себя имущественного или личного неимущественного права, оказывается ущемлённым в своих правах, а следовательно ему не будет принадлежать то, что принадлежит по закону. Таким образом, отказываясь преодолевать трудности, возникающие при реализации права, гражданин отрицает своё участие в демократической жизни, что будет способствовать ещё большему несоответствию правовых норм, указанных в законодательных актах, с действительностью, существующей в обществе и государстве.

Реализация любого права  имеет свои нормативные особенности, закреплённые в соответствующих  актах. Проблемы в реализации того или  иного права могут быть обусловлены недостатками в правовом урегулировании, пробелами в праве, но всегда носят специфический характер, в зависимости от особенностей субъекта, реализующего право, специфики сложившейся жизненной ситуации и внешних обстоятельств. Наиболее часто сложности при осуществлении прав имеют место в гражданских, земельных, налоговых, жилищных, семейных, правоотношениях. Отсутствие в законодательстве конкретного предписания для урегулирования возникшего спора согласно действующему законодательству не является для правоприменителя основанием для отказа в разрешении дела. Для этой цели существуют специальные средства, использование которых позволяет правоприменителю преодолеть (восполнить) имеющийся пробел.

Восполнение пробелов —  выработанные юридической практикой и закрепленные в законодательстве способы урегулирования юридического спора при наличии пробела в законодательстве.

            Существует два способа преодоления  пробелов в законодательстве :  аналогия  права и аналогия  закона.

При обнаружении пробела  первоначально следует найти норму, регулирующую наиболее близкое ( аналогичное) отношение. Такой способ представляет собой аналогию закона.

Если аналогичной нормы  нет, то применяется аналогия права, то есть к рассматриваемому случаю применяются общие начала и принципы правового регулирования отрасли права или правового института.

Рассмотрим  эти пути преодоления пробелов в законодательстве .

Аналогия закона —  решение конкретного дела (спора) при наличии пробела на основании  сходной, наиболее близкой по содержанию нормы.

Данный вид аналогии означает, что конкретной нормы для  ее применения к данному случаю в  законодательстве нет, но есть сходные нормы, на основе которых этот случай может быть разрешен юридическими средствами.

Аналогия права — решение конкретного неурегулированного правом случая на основании общих начал и смысла законодательства.

При аналогии права дело (спор) рассматривается  правоприменителем не на основе сходных  юридических предписаний, а соответственно выработанным юридической практикой общим началам и принципам права. Грубо говоря, при аналогии права правоприменитель следует не букве, а духу закона (принцип права также является нормой, хотя и отличается высоким уровнем нормативного обобщения). Решение дел по аналогии требует от судей высокой правовой квалификации, профессиональной смелости.

Некоторые правила применения аналогии права и закона  содержатся в  статье 6 ГК РФ: « Применение гражданского  законодательства по аналогии.

1.В случаях, когда  отношения прямо не урегулированы законодательством  или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит  их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2.При невозможности  использования аналогии закона  права и обязанности сторон  определяются исходя из начал  и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований  добросовестности, разумности и  справедливости.».

 

 

            2.Законность и правопорядок: гарантии законности и взаимодействие.

 

Законность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых – юристов. В результате чего, в теории государства и права  сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории  формируются на одних и тех  же принципах, тесно взаимосвязаны  с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие  решать поставленные задачи и достигать  цели. Есть законность – есть и правопорядок.

Существование законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.

Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы – необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного  общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление  общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.

Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.

В обществе, функционирующем  в режиме прочной законности, реально  существуют четкое разделение и гармоничное  взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Сущность законности есть строгое и полное осуществление  предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законность характеризует не состояние  или конкретный результат, а живой  процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Право