Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:21, контрольная работа
Проблема пробелов в законодательстве подвергалась теоретическому осмыслению на ранних этапах правового развития.
В правоприменительной деятельности может иметь место ситуация, когда требующий юридического решения вопрос не урегулирован нормами права. В этом случае правоприменитель сталкивается с пробелом в законодательстве.
1. Пробелы в законодательстве:
причины возникновения, пути преодоления. 3
2. Законность и правопорядок: гарантии законности и взаимодействие 7
3. Составьте таблицу, отражающую сравнительную характеристику
(признаки) государственной власти и власти в первобытнообщинном строе. 15
4. Список литературы 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Право
Вариант 10
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пробелы в законодательстве:
причины возникновения, пути преодоления.
2. Законность и правопорядок: гарантии законности и взаимодействие 7
3. Составьте таблицу, отражающую сравнительную характеристику
(признаки) государственной власти и власти в первобытнообщинном строе. 15
4. Список литературы
1.Пробелы в законодательстве: причины возникновения, пути преодоления.
Проблема пробелов в законодательстве подвергалась теоретическому осмыслению на ранних этапах правового развития.
В правоприменительной деятельности может иметь место ситуация, когда требующий юридического решения вопрос не урегулирован нормами права. В этом случае правоприменитель сталкивается с пробелом в законодательстве.
Теоретическому осмыслению проблема пробелов в законодательстве подвергалась на ранних этапах правового развития. Уже в работах древнегреческих мыслителей, в высказываниях римских юристов отмечалось, что "закон никогда не может с точностью и вполне обнять превосходнейшее и справедливейшее, чтобы предписать всем наилучшее". В понимании Платона "все, относящееся к законодательству, никоим образом и никогда еще не было так выработано правильно до конца". По Аристотелю, "недостатки писаного закона допускаются иногда сознательно, если нельзя дать какие — либо предписания относительно данного случая; в других случаях — против его (закона) воли, когда такие предписания ускользают от его внимания". Тогда же делались попытки восполнения пробелов. В частности, Аристотель их преодоление связывал с естественным правом.
Пробел в законодательстве есть полное или частичное отсутствие конкретного юридического предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.
При пробеле в законодательстве отсутствует то, что должно там быть в силу объективных оснований, т.е. отсутствует правовое предписание, рассчитанное на юридически значимый случай. При этом далеко не всегда отсутствие нормативно-юридической урегулированности, а значит, не всякое "молчание" закона следует расценивать в качестве пробела. Те факты, обстоятельства, которые выходят за пределы правового регулирования, объективно не могут и не должны приобретать юридическое значение, т.е. требовать юридического решения. Юридической теорией сформулированы определенные предпосылки, при наличии которых пробел в законодательстве считается действительным:
— неурегулированный законом жизненный случай должен находиться в сфере правового регулирования;
— в действующем законодательстве действительно отсутствует норма, подлежащая применению к данному случаю;
— восполнение пробела в данной сфере не должно быть запрещено законом.
Основных причин пробелов в законодательстве две: во-первых, отставание закона от реальной жизни, развивающихся отношений; во-вторых, издержки законотворческой деятельности.
Устранение пробелов
в праве также окончательно не
разрешает проблем, возникающих
при реализации гражданами своих
прав. Проблемы реализации права, столь
часто возникающие в
Реализация любого права имеет свои нормативные особенности, закреплённые в соответствующих актах. Проблемы в реализации того или иного права могут быть обусловлены недостатками в правовом урегулировании, пробелами в праве, но всегда носят специфический характер, в зависимости от особенностей субъекта, реализующего право, специфики сложившейся жизненной ситуации и внешних обстоятельств. Наиболее часто сложности при осуществлении прав имеют место в гражданских, земельных, налоговых, жилищных, семейных, правоотношениях. Отсутствие в законодательстве конкретного предписания для урегулирования возникшего спора согласно действующему законодательству не является для правоприменителя основанием для отказа в разрешении дела. Для этой цели существуют специальные средства, использование которых позволяет правоприменителю преодолеть (восполнить) имеющийся пробел.
Восполнение пробелов — выработанные юридической практикой и закрепленные в законодательстве способы урегулирования юридического спора при наличии пробела в законодательстве.
Существует два способа
При обнаружении пробела первоначально следует найти норму, регулирующую наиболее близкое ( аналогичное) отношение. Такой способ представляет собой аналогию закона.
Если аналогичной нормы нет, то применяется аналогия права, то есть к рассматриваемому случаю применяются общие начала и принципы правового регулирования отрасли права или правового института.
Рассмотрим эти пути преодоления пробелов в законодательстве .
Аналогия закона — решение конкретного дела (спора) при наличии пробела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы.
Данный вид аналогии означает, что конкретной нормы для ее применения к данному случаю в законодательстве нет, но есть сходные нормы, на основе которых этот случай может быть разрешен юридическими средствами.
Аналогия права — решение конкретного неурегулированного правом случая на основании общих начал и смысла законодательства.
При аналогии права дело (спор) рассматривается правоприменителем не на основе сходных юридических предписаний, а соответственно выработанным юридической практикой общим началам и принципам права. Грубо говоря, при аналогии права правоприменитель следует не букве, а духу закона (принцип права также является нормой, хотя и отличается высоким уровнем нормативного обобщения). Решение дел по аналогии требует от судей высокой правовой квалификации, профессиональной смелости.
Некоторые правила применения аналогии права и закона содержатся в статье 6 ГК РФ: « Применение гражданского законодательства по аналогии.
1.В случаях, когда
отношения прямо не урегулирова
2.При невозможности
использования аналогии закона
права и обязанности сторон
определяются исходя из начал
и смысла гражданского
2.Законность и правопорядок: гарантии законности и взаимодействие.
Законность и правопорядок
- являются объектом пристального внимания
ученых – юристов. В результате чего,
в теории государства и права
сложилась две отдельные
В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.
Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.
Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок.
Существование законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.
Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы – необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.
Законность - основа нормальной
жизнедеятельности
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.
Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.
Сущность законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
Законность характеризует не состояние
или конкретный результат, а живой
процесс, например процесс формирования
правового государства и