Контрольная работа по дисциплине: Право

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

Проблема пробелов в законодательстве подвергалась теоретическому осмыслению на ранних этапах правового развития.
В правоприменительной деятельности может иметь место ситуация, когда требующий юридического решения вопрос не урегулирован нормами права. В этом случае правоприменитель сталкивается с пробелом в законодательстве.

Оглавление

1. Пробелы в законодательстве:
причины возникновения, пути преодоления. 3

2. Законность и правопорядок: гарантии законности и взаимодействие 7

3. Составьте таблицу, отражающую сравнительную характеристику
(признаки) государственной власти и власти в первобытнообщинном строе. 15

4. Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Право Контрольная на рецензию 2.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

            Гарантии законности это – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии.

Гарантии законности в юридической литературе подразделяют на две группы: общие и специальные. Экономические, политико-идеологические, нравственно – духовные гарантии относятся к общему виду гарантия. К специальным гарантиям –  относят юридические. 1

Определяющее значение среди общих  гарантий имеют экономические и  политические: различные формы собственности  и соответствующий им способ производства, бескризисное развитее экономики, уровень  занятости населения в общественно  полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие в этих сферах создает благоприятную среду для развития преступности.

Нравственно-духовные гарантиями законности - являются благоприятная  морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующие на основе законов.

Поэтому нравственно  – духовные начала в любом процессе играю важную роль, так как в  государстве, в котором господствует волюнтаризма, где игнорируются нормы  морали и права, исторические традиции и обычаи, то данная страна движется к политической и экономической деградации.

Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических  мер по укреплению законности. Последние  являясь непосредственным способом обеспечения законности, в то же время производны о первых; специальные гарантии должны быть, закреплены в нормативно-правовых актах.

Юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями  социально-экономического строя система  условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

В связи с изменением форм собственности новое гражданское  законодательство России в значительной мере изменяет условия обеспечения  законности в сфере имущественных  отношений путем введения обычая делового оборота. Это позволяет в рамках специально – юридических гарантиях дополнительно выделить два самостоятельных типа: Правовые, которые предусмотрены действующим законодательством и являются обязательными для всех и договорные, которые обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяются только на участников договорных отношений.

В научной литературе довольно подробно охарактеризован  количественный и качественный состав юридических гарантий законности. В качестве наиболее значимых можно назвать: полноту и эффективность юридических норм; эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующая восстановлению нарушенных прав; высокий уровень надзора за реализацией требований законности; высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридической деятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения в государстве.

 

 

Правопорядок – есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне  права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается  их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».2

Отсюда следует, что  характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды или идеи.

Если же под правом понимать исходящие от публичной власти конкретные, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.

В  формировании правового  порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка.

1. Нормы права - это  нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового  регулирования, моделирующее "идеальный"  правопорядок.

2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

3. Акты реализации  юридических прав и обязанностей  являются завершающей предпосылкой  правопорядка. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное  поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.

Структура правопорядка - это единство и одновременное  разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная  система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы институтами права.

 

Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны: они соотносятся между собой как цель. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов, не может быть назван правовым. 3

Есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о  том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.

Законность логически  предшествует правопорядку, связь здесь  жесткая, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно- политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности.

Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко  прослеживается. Не может быть подлинной  демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и  организованности. Демократия в любом  ее понимании не моет действовать  вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более.

Демократия – это  не вседозволенность, она есть четко  отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок – неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.

Демократия – это  власть народа. Власть без закона неполноценна, а закон, в свою очередь, бессилен без власти. Закон и власть в известном смысле можно назвать синонимами, так как они нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит решение от имени власти, государства  и на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самым их тесную взаимосвязь. Власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола и самоуправства.

Юридические нормы служат связующим звеном демократии, и чем  надежнее эти звенья, тем устойчивее и стабильнее этот институт. Многие трудности российской демократии возникают оттого, что  она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций. Отсюда – многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой России. Но, конечно же, само законодательство должно быть по своей сути демократическим.

Законность и правопорядок также немыслимы без демократии, так как в этом случае будут  отсутствовать необходимые условия  для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей. Демократия – естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии.

 

 

 

 

 

Составьте таблицу, отражающую сравнительную характеристику      

( признаки) государственной  власти и власти в первобытнообщинном  строе.

 

 

Сравнительная характеристика (признаки) государственной власти и

                          власти в первобытнообщинном  строе

Первобытнообщинный  строй

Государственная власть

  1) наличие социально  однородного внеклассового общества, не имеющего антагонистических противоречий;

  2) наличие кровнородственного разделения населения;

  3) наличие публичной  власти, непосредственно совпадающей  со всем населением, которая выражает и защищает интересы всего общества;

  4) отсутствие аппарата принуждения, на который могла бы опираться публичная власть;

  5) отсутствие распределения функций у публичной власти;

 

6) отсутствие сбора  налогов с населения; 

  7) наличие неписаных  правил поведения — обычаев.

  1) появление социально  неоднородного, классово расслоенного общества, имеющего антагонистические противоречия;

 

2) появление административно-территориального  разделения населения (округа, области  и др.);

  3) появление публичной  власти, отделенной от населения (государственный аппарат), которая выражает и защищает интересы наиболее экономически обеспеченной части (класса) общества, возникшей в результате его социального расслоения;

  4) наличие аппарата  принуждения (подавления) — отрядов  вооруженных людей в виде армии,  полиции и др., на который опирается  государственный аппарат;

  5) появление определенных  функций (законодательной, исполнительной) у отдельных органов публичной  власти;

  6) появление официальной  системы налогообложения; 

  7) появление писаных  общеобязательных правил поведения — юридических норм.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Гражданский Кодекс  Российской Федерации. Части 1 -4. Текст с изменениями и дополнениями на 01.11.2009 г.

2.Общая теория государства  и права. Академический курс  в 3 томах. Изд. 2-е, перераб. и  доп. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. - М., 2002.

3.Лобанов Г.А. Применение  законодательства по аналогии // Юрист. 1999. № 10.

4. Матузова и А.В.  Малько Теория государства и  права : Учебник – Юристъ, 2004.

5. Общая теория государства  и права: Академический курс: В  2 т / Под ред. Марченко М.Н.  Т.2 М., 1998

6.Клименко А.В., Румынина  В.В. Теория государства и права.  Учебник М. 2002

7. Мухаев Р.Т. Правовые  основы Российского законодательства: учебник для студентов .-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.

8. А.С.Шабуров, В.И.Шерпаев,  И.В. Сошникова. Теория государства и права: Учебное пособие. Екатеринбург. Издательство УГЭУ, 2008.

9. Бошно С.В. Правоведение. Учебное пособие для неюридических  вузов- М.: Право и закон,2002.

10. Ефремов А.Ф. Принципы  и гарантии законности. Самара, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:

 

1. В связи с ликвидацией закрытого акционерного общества «Банк Восточный» Пермяков потребовал от ликвидационной комиссии возврата вклада в сумме 100 тыс.рублей, внесенного им в этот банк.

В ответ ему было сказано, что его требование может быть удовлетворено лишь в пятую очередь, если останутся деньги.

Обоснован ли ответ ликвидационной комиссии?

 

Да, обоснован. Участники ЗАО несут солидарную ответственность при ликвидации перед кредиторами. Правила ликвидации ЗАО установлены ст.63 ГК. Действительно, требование Пермякова будет удовлетворено лишь в пятую очередь если останутся деньги, согласно ст. 64 ГК, где установлен порядок очерёдности.

 

3. Травкин приобрел  в магазине музыкальных инструментов  концертный рояль. На следующий  день к директору магазина  явилась жена Травкина и потребовала принять рояль обратно и возвратить деньги, уплаченные за рояль. При этом она пояснила, что ее муж страдает шизофренией, состоит под наблюдением психоневрологического диспансера.

Приглашенный директором магазина продавец, оформлявший покупку, сообщил, что поведение Травкина не давало ни малейшего повода заподозрить какую-либо психическую ненормальность. К тому же Травкин, опробуя инструмент, исполнил на весьма высоком профессиональном уровне несколько технически сложных отрывков из произведений Бетховена Листа, Дебюсси.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: Право