Контрольная работа по «Трудовому праву»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

В Конституции РФ провозглашено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Раздел X Трудового Кодекса (далее – ТК РФ) объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили основные направления государственной политики в области охраны труда, государственное управление охраной труда, требования охраны труда, право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии, меры по обеспечению охраны труда.

Оглавление

1. Понятие охраны труда. Система охраны труда в Российской Федерации………..3
2. Организация охраны труда работодателем…………………………………………….8
3. Ответственность работника и работодателя за нарушение законодательства об охране труда……………………………………………………………………………………………12
Задача…………………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………………….......18

Файлы: 1 файл

труд_343071.docx

— 45.18 Кб (Скачать)

Содержание

1. Понятие охраны труда. Система  охраны труда в Российской  Федерации………..3

2. Организация охраны труда работодателем…………………………………………….8

3. Ответственность работника и  работодателя за нарушение законодательства  об охране труда……………………………………………………………………………………………12

Задача…………………………………………………………………………………………..16

Список использованной литературы………………………………………………….......18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие охраны  труда. Система охраны труда в Российской Федерации

 

В Конституции РФ провозглашено, что  в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются  государственные гарантии социальной защиты (ст. 7). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Раздел X Трудового Кодекса (далее – ТК РФ) объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили основные направления государственной политики в области охраны труда, государственное управление охраной труда, требования охраны труда, право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии, меры по обеспечению охраны труда.

Определение в ТК основополагающего понятия «охрана труда» как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. «Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников1».

В Российской Федерации действует  система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, в  законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают  правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и  здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В ТК закреплен наиболее широкий  круг государственных нормативных  требований охраны труда (разд. X «Охрана труда», разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, цехах, участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др.

Разнообразие федеральных законов  позволяет учесть специфику условий  труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.

Государственным нормативным требованиям  к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для  исполнения при осуществлении любых  видов деятельности, в том числе  при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации  производства и труда.

Значительная часть государственных  нормативных требований охраны труда  содержится в подзаконных нормативных  правовых актах, издаваемых на федеральном  и региональном уровнях.

Порядок разработки, утверждения и  изменения подзаконных нормативных  правовых актов, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее - Положение).

Названным Положением к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

- организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными  внебюджетными фондами;

- федеральными органами исполнительной  власти, осуществляющими функции  по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной  сфере деятельности, с участием  представителей отраслевых объединений  профсоюзов и отраслевых объединений  работодателей.

Подготовленные проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Минздравсоцразвития России и издаются им после рассмотрения проектов названных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При изменении законодательства РФ об охране труда, по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий, а также по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда в подзаконные акты, содержащие требования охраны труда, могут вноситься соответствующие изменения. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минздравсоцразвития России в порядке, определенном указанным Положением для их разработки и утверждения.

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ. «Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека, среды его обитания2». Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

Государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими  организмами и их токсинами, условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека и  др. (п. 1-3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554). Так, например, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. N 58 утверждены СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. N 30 утверждены санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов».

При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния  здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать федеральные  санитарные правила, установленные  для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается  при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на пять лет (п. 4, 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании).

Правила по охране труда обязательны  для работодателя. Если в них отсутствуют  требования, соблюдение которых при  производстве работ необходимо, чтобы  обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого  представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается  также передача в серийное производство образцов новых машин и другого  оборудования.

Для работников организации работодателем  разрабатываются инструкции по охране труда. Инструкции по охране труда разрабатываются  на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной, технологической документации организации  с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются в инструкции применительно к должности, профессии  или виду выполняемой работы. Инструкции по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной  организации или иного уполномоченного  работниками органа.

Для вводимых в действие новых и  реконструированных производств допускается  разработка временных инструкций по охране труда. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических  процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются  на срок до приемки указанных производств  в эксплуатацию.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться (разд. V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда):

- при пересмотре межотраслевых  и отраслевых правил и типовых  инструкций по охране труда;

- при изменении условий труда  работников; внедрении новой техники  и технологии;

- по результатам анализа материалов  расследования аварий, несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний;

- по требованию представителей  органов по труду субъектов  РФ или органов федеральной  инспекции труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация охраны труда работодателем

 

«Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности требует определенной организации и нуждается в управлении как на уровне государства, так и отдельной организации3».

В соответствии со ст. 210 ТК государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами субъектов РФ.

На уровне Российской Федерации  государственное управление охраной  труда осуществляется непосредственно  Правительством РФ или по его поручению  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере труда (Минздравсоцразвития России), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ, который осуществляет регулирование  отношений в социально-экономической  сфере, а значит, и в области  охраны труда, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, руководит работой  федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах  и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В целях государственного управления охраной труда ч. 5 комментируемой статьи Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия по обеспечению разработки нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, координации научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечению распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда и др.

Информация о работе Контрольная работа по «Трудовому праву»