Контрольная работа по «Трудовому праву»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

В Конституции РФ провозглашено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Раздел X Трудового Кодекса (далее – ТК РФ) объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили основные направления государственной политики в области охраны труда, государственное управление охраной труда, требования охраны труда, право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии, меры по обеспечению охраны труда.

Оглавление

1. Понятие охраны труда. Система охраны труда в Российской Федерации………..3
2. Организация охраны труда работодателем…………………………………………….8
3. Ответственность работника и работодателя за нарушение законодательства об охране труда……………………………………………………………………………………………12
Задача…………………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………………….......18

Файлы: 1 файл

труд_343071.docx

— 45.18 Кб (Скачать)

Минздравсоцразвития России, будучи федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, самостоятельно принимает нормативные правовые акты.

Другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление охраной  труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих органах или в иных нормативных  правовых актах. Так, например, принятым в соответствии с ч. 2 ст. 100 ТК постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Особая роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит  федеральным органам исполнительной власти, которым предоставлено право  осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Полномочия указанной службы определены Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324.

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции надзора  и контроля, выявляют случаи нарушения  требований охраны труда и причины  их возникновения, пресекают факты  подобных нарушений, а также применяют  меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений  юридическими лицами и гражданами государственных  требований охраны труда.

При осуществлении федеральными органами исполнительной власти отдельных функций  нормативного правового регулирования, специальных разрешительных, надзорных  и контрольных функции в области  охраны труда они обязаны согласовывать  принимаемые ими решения и  координировать свою деятельность с  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3 ст. 216).

Государственное управление охраной  труда на территориях субъектов  РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области  охраны труда в пределах их полномочий. Осуществляя государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией издают обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами правила поведения в области охраны труда либо осуществляют контроль и надзор за исполнением ими государственных требований охраны труда, а также координируют деятельность различных органов в области охраны труда.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области  государственного управления охраной  труда установлены ТК (ч. 6 ст. 216), законами и иными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. Разграничение предметной компетенции между органами исполнительной власти субъектов РФ и наделение их иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, регулируются нормативными правовыми актами регионального уровня.

«Основное звено в системе управления охраной труда - служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда4».

Управление охраной труда в  организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации  создает службу охраны труда.

В соответствии с ч. 1 статьи 217 ТК РФ служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает  решение о создании службы охраны труда или введении должности  специалиста по охране труда с  учетом специфики своей производственной деятельности.

Служба охраны труда создается  в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда  во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно  руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт носит рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.

Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера  условий труда, степени опасности  производств, количества самостоятельных  производственных структурных подразделений  организации и других факторов.

В организациях со среднесписочной  численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и  связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек  функции службы охраны труда могут  выполнять отдельные специалисты  по охране труда. В организациях с  большей численностью создается  бюро охраны труда при штатной  численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел - при штатной численности работников от шести единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше, численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для  каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального  хозяйства, входящие в структуру  организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие  законченный производственный цикл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ответственность  работника и работодателя за  нарушение законодательства об охране труда

 

Статьей 220 «Гарантии прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда» ТК РФ предусмотрено, что в целях предупреждения и устранения нарушения государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением (глава 57 ТК РФ) и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Обратим внимание на то обстоятельство, что виды ответственности за нарушение  трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового  права, приводятся в ст. 419 ТК РФ. Лица, виновные в таких действиях, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Порядок привлечения работников к  дисциплинарной ответственности регламентируется ст. 192-195 ТК РФ. Статье 192 предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель вправе применить в отношении этого работника следующие дисциплинарные взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение по соответствующим  основаниям.

Федеральными законами, уставами и  положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189 ТК РФ, согласно которой для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Привлечение к дисциплинарной ответственности  руководящих работников организации, нарушивших правила охраны труда, производится по заявлению представительного органа работников.

Согласно ст. 195 ТК РФ работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

«В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения5».

Согласно ст. 20 «Стороны трудовых отношений» работодатель - физическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Привлечение работодателей и должностных  лиц к такому виду ответственности  осуществляется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Согласно ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи рублей до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде  и об охране труда должностным  лицом, ранее подвергнутым административному  наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию  на срок от одного года до трех лет.

Согласно ст. 3.11 КоАП:

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

2. Дисквалификация устанавливается  на срок от шести месяцев  до трех лет.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

Полномочиями по привлечению к  административной ответственности  наделены специальные органы государственного надзора и контроля (см. гл. 57 ТК РФ).

Федеральная служба по труду и занятости приказом от 10 апреля 2006 г. N 60 утвердила Перечень должностных лиц федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно ст. 143 «Нарушение правил охраны труда» Уголовного Кодекса РФ нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенных лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Информация о работе Контрольная работа по «Трудовому праву»