Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:54, курсовая работа
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России. В задачи работы входит:
- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда: процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля;
- определение основных видов решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Суда.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ…………… 5
Принципы деятельности Конституционного суда…………………... 8
Структура Конституционного суда……………………………………….. 11
Полномочия Конституционного суда…… ……………………………… 15
Решения Конституционного суда………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... 24
Список использованной литературы ……………………………………..
5.
Непрерывность судебного
6.
Состязательность и
СТРУКТУРА
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.
Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.5
В
пленарном заседании
дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов РФ; толкование Конституции Российской Федерации; вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; утверждение посланий Конституционного суда; решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В
ходе пленарных заседаний
устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.
В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов: федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов; договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
В
пленарном заседании
сроком
на три года, заместитель Председателя
и судья-секретарь
Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции: руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях; представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда. Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда. В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функций Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.
Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.
После
возобновления деятельности Конституционного
суда в 1995 г. структура его аппарата
была усовершенствована. В ней можно
выделить две составляющие части: первая
из них - это так называемый аппарат судей.
При каждом судье состоят три работника,
призванных помогать непосредственно
ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя
суда, его заместителя и судьи-секретаря
по численности выше.) Вторая часть аппарата
- это секретариат, состоящий из ряда управлений
(Управление конституционного надзора,
Управление конституционных программ
частного права, Управление международного
права и т.д.). В их задачи входит первичное
ознакомление с поступившими обращениями,
подготовка экспертных заключений по
принятым к рассмотрению делам, подготовка
аналитических материалов. В секретариате
имеются также подразделения, занимающиеся
организацией судебных заседаний, контролем
за
исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями. Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.
При
Суде действует также Научно-
Говоря
об организации деятельности Конституционного
суда РФ, следует еще упомянуть о наличии
в современном конституционном законодательстве
такого института как особое мнение судьи
Конституционного суда. Особое мнение
судьи, не совпадающее с общим решением
Конституционного суда, публикуется вместе
с решением Суда. Но, если следовать Федеративному
конституционному закону о Конституционном
суде РФ (ст. 76,78), Суд, при обнародовании
принятого решения, не связан с представлением
судьей его собственного мнения, ибо на
Суд возлагается обязанность немедленной
публикации только решения Конституционного
суда. Российские юристы, однако, считают,
что публикация особого мнения судьи была
бы желательна, так как эта мера дает возможность
познакомиться не только со взглядами
на проблему конкретного представителя
судебных органов, но и способствует дальнейшему
развитию всего судопроизводства на демократических
началах.6
ПОЛНОМОЧИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
“Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства”, - гласит ст.1 Закона о Конституционном суде РФ. В нем четко определены характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти. Следовательно, Конституционный суд - прежде всего - составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права.
Полномочия Конституционного суда определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г. Изменения, внесенные Конституцией 1993 г. по сравнению с ранее действовавшей конституцией России и Законом о Конституционном суде 1991 г. в правовой статус Конституционного суда, касаются, прежде всего, численного состава Суда, порядка его образования, основных полномочий, юридической силы и последствий его решений.
В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:
1.
Решать дела о соответствии
Конституции Российской
договоров Российской Федерции;
2.
Разрешать споры о компетенции:
между федеральными органами госу
дарственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
3.
Проверять конституционность
4. Давать толкование Конституции РФ.
5.
Давать заключение о
6.
Выступать с законодательной
инициативой по вопросам
7. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Рассмотрим
их подробнее. Во-первых, Конституционный
суд России решает вопросы исключительно
конституционного права. Однако среди
отечественных правоведов вызывает много
споров вопрос о целесообразности наделения
Конституционного суда Российской федерации
правом толкования не только Конституции,
но и законов, а также других нормативных
актов, в том числе по собственной инициативе.
Одни (например, Варламова Н., Нерсесянц
В.) считают, что Конституционный суд, прежде
всего, является хранителем Конституции
и должен придерживаться только ее текста,
другие (Поленина С., Лазарев В.) убеждены,
что Конституционный суд должен иметь
полномочия активного правотворца, выражающиеся
в использовании при необходимости защиты
прав и свобод граждан как законодательных
нормативных актов различного вида, так
и прогрессивных норм международного
права.
Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”, но своими решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного поля”.7
Несмотря на разногласия в лоне отечественных правоведов, Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994 г. и Конституция РФ имеют достаточно прогрессивный характер и открывают дорогу для дальнейшего совершенствования российской конституционной системы на демократических принципах. Так, впервые в истории конституционного законодательства России по Конституции 1993 г. в компетенцию Конституционного суда РФ введено право рассмотрения конституционности законов по запросам судов (п.4 ст.125 Конституции РФ), а также право толкования текста Конституции - функция, без которой фактически невозможен эффективный конституционный контроль.