Порядок подачи и рассмотрения жалобы в Конституционный суд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:41, реферат

Краткое описание

Составление самой жалобы на нарушение конституционных прав и свобод является ответственным моментом и может вызвать определенные трудности.
В соответствии со ст. 37 ФКЗ жалоба в Конституционный Суд РФ составляется в письменной форме, подписывается управомоченным лицом (если это коллективная жалоба, то она должна быть подписана всеми лицами). В ней должны быть указаны:
Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение (правило это идентично требованию, предъявляемому при обращении в районные суды с различными заявлениями).

Файлы: 1 файл

Реферат .doc

— 54.50 Кб (Скачать)


Сибирский университет потребительской кооперации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

Реферат

на тему:

«Порядок подачи и рассмотрения жалобы в Конституционный суд РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра конституционного и

международного права

Научный руководитель:               Кравец И.А.

Выполнил: ст. 2-ого курса гр. ЮМ-01

Кирса А.А.

 

 

 

 

Новосибирск 2012 г.

Подача жалобы в Конституционный Суд РФ

 

Составление самой жалобы на нарушение конституционных прав и свобод является ответственным моментом и может вызвать определенные трудности.

В соответствии со ст. 37 ФКЗ жалоба в Конституционный Суд РФ составляется в письменной форме, подписывается управомоченным лицом (если это коллективная жалоба, то она должна быть подписана всеми лицами). В ней должны быть указаны:

Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение (правило это идентично требованию, предъявляемому при обращении в районные суды с различными заявлениями).

Наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе, например, номер телефона, электронной почты и т.п. Если речь идет о коллективном обращении граждан в Конституционный Суд РФ, то в жалобе следует указывать полную информацию по каждому из граждан. Если речь идет об обращении юридического лица, выступающего объединением граждан, то указывается номер и дата свидетельства о государственной регистрации, наименование должности, ф.и.о. лица, которое подписывает жалобу.

Необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности (руководители организации, руководители государственного органа). В соответствии со ст. 53 ФКЗ представителями в Конституционном суде могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Наименование и адрес государственного органа, издавшего акт (закон), который подлежит проверке. Например, в Российской Федерации государственный орган, принимающий законы, - это Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Нормы Конституции РФ и ФКЗ, дающие право на обращение в Конституционный Суд. Как правило, это нормы ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, статьи 96, 97 Федерального Конституционного закона. Точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о законе, подлежащем проверке, о положениях Конституции РФ, подлежащих толкованию. Эту информацию можно получать в официальных печатных изданиях, в которых публикуются законы: «Собрание Законодательства РФ», «Российская газета». Если речь идет о законе субъекта РФ, то информация содержится в официальном источнике опубликования правовых актов в субъекте РФ. Например, на территории Свердловской области в качестве такого источника выступает «Областная газета».

Конкретные, указанные в ФКЗ «О Конституционном суде РФ», основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ. В соответствии со статьей 36 ФКЗ поводом к рассмотрению является обращение в Конституционный Суд РФ в форме жалобы, отвечающее всем требованиям закона. Основанием для рассмотрения дела в Конституционном суде РФ по жалобе гражданина является - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле.

Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ. В этой части жалобы следует большое внимание уделить тому, каким образом закон (или норма закона) нарушает конституционные права и свободы граждан; какие именно конституционные права нарушает данный закон (указать номера статей Конституции РФ) и в чем это выражается.

Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ. Необходимо указать, какую конкретную статью закона, часть статьи, пункт статьи закона или отдельное положение в пункте статьи заявитель просит признать не соответствующими Конституции РФ и нарушающими его права и свободы.

Перечень прилагаемых к обращению документов.

К направляемой в Конституционный Суд РФ жалобе прилагаются следующие документы (в трех экземплярах, если жалоба подается от физического лица и в 30 экземплярах, если жалоба направляется от юридического лица (статья 38 ФКЗ):

- текст закона или статьи закона, подлежащего проверке;

- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;

- документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины при подаче жалобы в Конституционный Суд РФ установлен законом РФ «О государственной пошлине». В соответствии с Налоговым кодексом РФ, размер государственной пошлины для граждан составляет - 300 рублей, для организаций - 4500 рублей. С учетом материального положeния гражданина Конституционный Суд РФ своим решением может освободить его от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Для этого к жалoбе в Конституционный Суд РФ следует приложить соответствующее ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины либо об уменьшении ее размера, а также документы, подтверждающие тяжелое материальное положение гражданина (например, справку с места работы о среднем заработке или о существующей задолженности предприятия по выплате заработной платы, что препятствует гражданину оплатить государственную пошлину). Уплаченная государственная пошлина возвращается в случаях, если жалоба не была принята к рассмотрению;

- перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;

- к обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы.

К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 ФКЗ, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

 


Стадии рассмотрения жалобы в Конституционном суде РФ.

 

Первая стадия - рассмотрение жалобы в Секретариате Конституционного суда РФ

Секретариат занимается предварительной проверкой поступающих в Конституционный Суд жалоб на предмет их соответствия тем требованиям, которые содержатся в статьях 36, 37, 38, 96 и 97 ФКЗ. В случае, если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат суда принимает решение о возвращении жалобы гражданину. Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых жалоба может быть возвращена гражданину (статья 40 ФКЗ), к которым относятся:

1.               жалоба явно не подведомственна Конституционному суду РФ;

2.              жалоба по форме не отвечает требованиям ФКЗ:

3.              жалоба исходит от ненадлежащего органа или лица;

4.              жалоба не оплачена государственной пошлиной.

Возвращение жалобы гражданину Секретариатом Конституционного суда не лишает его права повторно обратиться в Конституционный Суд с той же жалобой. Единственным условием будет устранение тех недостатков, которые указанны Секретариатом Конституционного суда РФ.

Так, например, если жалоба не была оплачена государственной пошлиной (за исключением тех случаев, когда гражданин освобожден в соответствии с законом от уплаты государственной пошлины), то гражданин, оплатив госпошлину и приложив квитанцию об оплате, вправе повторно отправить жалобу в Конституционный Суд РФ.

Закон предоставляет Конституционному суду РФ (эту функцию выполняет именно Секретариат) направить жалобу гражданина, которая явно не подлежит рассмотрению в Конституционном суде РФ, в тот орган (судебный или иной орган государственной власти), который вправе разрешать вопросы, поставленные в жалобе.

Как правило, Секретариат мотивирует возврат жалобы гражданина явной не подведомственностью спора Конституционному суду РФ. Здесь часто используются такие мотивировки отказа в принятии жалобы как:

1.              разрешение данного вопроса отнесено к компетенции законодателя;

2.              разрешение этого вопроса подведомственно судам общей юрисдикции;

для разрешения данного вопроса Вы можете обратиться в соответствующие государственные органы или к должностным лицам, куда заявитель вправе обратиться для разрешения данного вопроса.

Во втором случае, если заявитель считает, что требования Секретариата о несоответствии жалобы требованиям ФКЗ «не совсем законны», он вправе потребовать от Конституционного суда РФ рассмотреть поступившую жалобу по существу. Для этого следует направить в Суд письменное заявление в порядке статьи 40 ФКЗ, согласно которой «Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу». В этом случае, Конституционный Суд РФ по общим правилам принимает решение (в форме определения) о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе, о чем уведомляет заявителя.

Вторая стадия - Предварительное рассмотрение жалобы судьями Конституционного Суда РФ. Данный этап является неотъемлемой частью рассмотрения жалoб в Конституционном суде РФ. По распоряжению председателя суда поступившая из Секретариата жалоба направляется для предварительного рассмотрения одному или нескольким судьям.

На этом этапе судьи проверяют возможность рассмотрения данной жалобы Конституционным судом РФ. По сути, вновь разрешается вопрос о допустимости жалобы и подведомственности спора Конституционному суду. В результате предварительного рассмотрения жалобы судья (судьи) дает заключение по жалобе, которое заслушивается на Пленарном заседании Конституционного суда РФ. Предварительное рассмотрение жалобы гражданина должно быть завершено в течение двух месяцев с момента регистрации жалобы в суде.

Третья стадия - принятие жалобы к рассмотрению. На Пленарном заседании Конституционного Суда РФ решается вопрос о принятии жалобы к рассмотрению. Данный вопрос должен быть разрешен Конституционным Судом РФ в течение месяца с момента окончания предварительного слушания.

В случае, если вопрос о принятии жалобы к рассмотрению был решен положительно, то заявитель (гражданин или организация) уведoмляется о том, что его жалоба принята к производству Конституционного суда РФ. Статьи 43. 36 ФКЗ содержат перечень оснований, по которым Кoнституционный Суд РФ может принять решение об отказе в рассмотрении жалобы:

1.              разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведoмственно Конституционному Суду РФ;

2.              обращение в соответствии с требованиями ФКЗ не является допустимым;

по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Четвертая стадия - рассмотрение жалобы по существу. После того, как жалоба была принята к рассмотрению Конституционным Судом РФ, дело назначается к слушанию не позднее чем в течение 1 месяца.

Гражданин, обратившийся в Конституционный Суд РФ с жалобой, а также государственный орган, издавший закон, а также их представители уведомляются о дате заседания, на котором будет заслушана его жалоба, не позднее, чем за 10 дней до судебного заседания. Непосредственно перед слушанием жалобы проводится специальная подготовка дела, в ходе которой назначаются судьи-докладчики по данной жалобе. В полномочия судьи-докладчика входит право истребовать необходимые документы и иные материалы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз, пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы, необходимые для полного исследования дела. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участниками процесса необходимых материалов.

В районных судах, как правило, есть две стороны: это истец и ответчик (если, в суде рассматривается жалоба на неправомерные действия должностного лица или государственного органа, то сторонами являются гражданин-заявитель и должностное лицо или государственный орган, чьи действия обжалуются). В Конституционном суде РФ в качестве сторон по делу выступают:

1.              заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

2.              органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке.

Информация о работе Порядок подачи и рассмотрения жалобы в Конституционный суд РФ