Конституционно-правовые основы местного самоуправления РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ правовых основ местного самоуправления на уровне федерации и субъекта. В качестве примера выбрано ГО «Город Южно-Сахалинск».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Провести общий анализ правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации.
2) Провести анализ законодательной базы ГО «Город Южно-Сахалинск».
3) Обозначить пути решения проблем реформирования и правового регулирования в области местного самоуправления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
4
1.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………
6
1.1.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении
6
1.2.
Нормативно – правовая база местного самоуправления …….
11
1.3.
Соответствие законодательства субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления федеральному законодательству……………………………….



18
2.
ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………….

23
2.1.
Нормативно-правовая основа местного самоуправления в г. Южно-Сахалинск……………………………………………….

23
2.2.
Принципы муниципального управления в ГО Южно-Сахалинск………………………………………………………..

24
2.3.
Характеристика понятия «должность» в системе муниципальной службы………………………………………..

28
3.
ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………………………………………….



33
3.1.
Предложения по решению правовой проблемы………………
33
3.2.
Пути решения проблемы воровства и коррупции в системе местного самоуправления

34
3.3.
Предложения по совершенствованию кадровой политики…..
37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...

Файлы: 1 файл

Конституционно - правовые основы местного самоуправления .doc

— 273.50 Кб (Скачать)

23) расчет субсидий  на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг и организация  предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение, в соответствии с жилищным законодательством;

24) осуществление полномочий  собственника водных объектов  и установление правил их использования,  осуществление мероприятий по  обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

25) участие в профилактике  терроризма и экстремизма, а  также в минимизации и (или)  ликвидации последствий проявлений  терроризма и экстремизма;

По вопросам местного значения население г. Южно-Сахалинска непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.

Наделение органов местного самоуправления г. Южно-Сахалинск отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами Сахалинской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Сахалинской области.

По вопросам осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами Сахалинской области.

 

2.3. Характеристика понятия «должность» в системе муниципальной службы 

 

Разбирать систему правового  регулирования какого-либо института  можно только в случае, если есть понимание сути и особенностей данного института.

Понятие «служба» имеет  несколько значений: это и вид  деятельности людей, и ведомственное  подразделение, и самостоятельное  ведомство.  Выполнение функций местного самоуправления обеспечивается деятельностью различных лиц, в том числе профессионально занимающихся муниципальным управлением. Служба является видом общественно-полезной деятельности и состоит в исполнении полномочий по должности.

Федеральный законодатель применяет в законодательстве, в  производных определениях общее понятие «должность», легально не раскрывая его.  Это приводит к тому, что законодатели субъектов РФ  на практике часто сталкиваются, например, при установлении реестра должностей муниципальной службы (в особенности в условиях реформирования организационных структур на новых принципах управления), со сложностью в определении, что относить к должностям. Возникают проблемы и в муниципальных образованиях, в связи с чем, необходимо остановиться на раскрытии сущностных характеристик понятия «должность» в практике муниципального управления.

Разные авторы, как  и разные отрасли права, толкуют  этот элемент по-разному. Можно констатировать с учетом различных позиций, что «должность» – это часть организационной структуры публичного органа или организации, первичный компонент административной структуры, обособленный и закрепленный в официальных документах (штатное расписание и др.). Это минимальный предел дифференциации властных функций, формализация исполняемого труда (трудовая функция). Должность характеризуется установленным комплексом обязанностей и прав, рассчитанным на одного человека и предоставляемым должностному лицу в целях его практического осуществления. При этом данный комплекс обязанностей и прав составляет часть компетенции публичного органа, организации.

Таким образом, нужно  отметить, что «должность» [12, с. 198] :

  • служит элементом, первичной ячейкой аппарата организации как некой системы;
  • предполагает некую обособленную компетенцию, рассчитанную на одного человека;
  • должна быть официально зафиксирована (установлена правовыми актами);
  • в права и обязанности по должности входит осуществление не любых полномочий, а только являющихся частью компетенции органа, организации.

Из приведенного выше следует, что в российском праве  понятие «должность» является межотраслевым, что само по себе предопределяет особенности правового регулирования отношений, в которых используется данное правовое явление.

Закон «Об организации  государственной гражданской службы Сахалинской области» от 22 февраля 2007 года № 12-ЗО определяет должности гражданской службы учреждаются в государственных органах Сахалинской области: администрации Сахалинской области, областных и территориальных органах исполнительной власти Сахалинской области, Сахалинской областной Думе, избирательной комиссии Сахалинской области в целях обеспечения полномочий государственного органа либо лица, заменяющего государственную должность.

Должности гражданской  службы подразделяются на категории:

    1. «руководители»;
    2. «помощники»;
    3. «специалисты»;
    4. «обеспечивающие специалисты»;

Должности гражданской  службы подразделяются на группы:

    1. «высшая»;
    2. «главная»;
    3. «ведущая»;
    4. «старшая»;
    5. «младшая»;

Должности категорий  «руководители» и «помощники (советники)»  подразделяются на высшую, главную  и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории  «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности  категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую  и младшую группы должностей гражданской службы.

Муниципальная служба определяется российским законодательством –  ст.2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) [6] – как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора. Понятие муниципальной службы устанавливается и через понятие «должность муниципальной службы». Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

На   муниципальных   служащих  распространяется   действие законодательства   о   труде   с   особенностями,    установленными федеральными законами и законами Сахалинской области.

При соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Сахалинской области учитываются [6]:

  1. задачи и функции соответствующих государственных органов Сахалинской области и органов местного самоуправления;
  2. группы должностей государственной гражданской службы Сахалинской области и должностей муниципальной службы;
  3. квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы Сахалинской области и должностям муниципальной службы.

Должности муниципальной  службы в представительном органе муниципального образования, местной администрации  муниципального образования, территориальном  органе городского округа, иных исполнительно-распорядительных органах муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования  приравниваются к установленным Законом Сахалинской области от 22 февраля 2007 года N 12-ЗО «Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области» (далее - Закон) соответствующим должностям государственной гражданской службы в Сахалинской областной Думе, аппарате Губернатора и Правительства Сахалинской области, территориальных органах исполнительной власти Сахалинской области, областных органах исполнительной власти Сахалинской области, избирательной комиссии Сахалинской области (в ред. Закона Сахалинской области от 27.05.2010 N 34-ЗО) [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ  И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

3.1. Предложения по решению правовой проблемы

 

Сблизить население  с муниципальной властью и  дать поверить ему, что эта власть действительно его, можно, например, с помощью экономических рычагов  и стимулов. При формировании  и реализации своей муниципальной  социально-экономической политики важно достичь в этой политике более высоких по сравнению с государственными социальными стандартами результатов. Это сформирует у населения представление об определенных возможностях местного самоуправления, через высокий уровень качества жизни усилит его идентификацию с соответствующим муниципальным образованием, сделает его более сплоченным, политически активным. При помощи же правовых средств можно также попытаться решить некоторые задачи. Среди них – задача повышения степени открытости деятельности и доступности органов местного самоуправления для населения, поскольку открытая система является более устойчивой и в большей мере, чем закрытая система, способна на совершенствование своего развития и восприятия полезных свойств из окружающей среды. На практике это можно достичь, в частности, путем закрепления на уровне нормативного акта муниципального образования обязанности органов местного самоуправления, выносить на обсуждение в печати проекты планов социально-экономического развития муниципального образования и других решений, затрагивающих права и интересы жителей.

Немаловажным для населения  является и право на получение  необходимой информации для реализации ответственности органов местного самоуправления за нарушение ими  прав граждан и юридических лиц.

Следующей задачей, которая  может быть решена при помощи правовых средств, является формирование общественного  актива в лице территориальных органов  общественного самоуправления, на который  должны опираться органы местного самоуправления и из которого они должны извлекать дополнительный потенциал для решения задач, хотя и находящихся в сфере государственных интересов, но малодоступных для механизма государственной власти либо не целесообразных для их решения с помощью государственных органов по причине малого масштаба этих задач. Проблем таких более чем достаточно. Среди них: благоустройство территорий, поддержание их должного санитарного состояния; организация мест отдыха населения; установление общественной опеки над одинокими престарелыми людьми и инвалидами, оказание им социальной помощи; контроль за соблюдением общественного порядка и пр.

В процессе становления  местного самоуправления возможно проявление и непроизвольных точек позитивных отклонений, которые не были запрограммированы  законодателем. В таких случаях возрастает роль прежде всего регионального законодателя, который должен постоянно анализировать практику развития местного самоуправления у себя в регионе, отмечая все новое и положительное в отдельных муниципальных образованиях, и через свое законодательство проращивать эти «побеги» на территориях других муниципальных образований.

 

3.2. Пути решения проблемы воровства и коррупции в системе местного самоуправления

 

Особенностью коррупции  в современной России является ее институциональный характер, формирование коррупционных сетей, фактическое существование второй (неофициальной) власти, основанной на коррупционных связях, проникновении во все сферы управления, в том числе в социальные сферы (образование, медицина, силовые структуры, армия и т.д.), в результате чего ставится под угрозу деятельность государственных институтов и национальная безопасность страны.

Президент, в частности, предложил распространить практику подачи ежегодных обязательных деклараций о доходах на чиновников регионального  и муниципального уровня. Одобрительно высказался об идее введения кратных штрафов за коррупционные преступления, когда штраф взыскивается в размере, кратном размеру взятки, предложил усилить контрольные полномочия законодательных органов, развивать на местах институты парламентского расследования, расширять возможности региональных счетных палат. Заявления президента о ментальности населения, привыкшего давать взятки, конечно, имеют под собой почву, но эта ментальность возникла из твердой и всеобщей уверенности в невозможности добиться элементарного результата другим путем.  «Не подмажешь – не поедешь», - вот формула взаимодействия населения и бизнеса с госчиновниками, силовыми структурами, санэпиднадзором, пожарным надзором, всеми без исключения ведомствами, с которыми людям приходится сталкиваться в повседневной жизни.

Как могильные черви, Россию пожирают и заражают тлетворной гнилью миллионы коррупционеров. Миллионы чиновников, силовиков, менеджеров госкорпораций  и сотрудников бюджетных учреждений создали бесчисленное количество самых изощренных коррупционных схем, достойных быть собранными в несколько увесистых томах ненаписанной пока «Большой российской энциклопедии коррупции». Все они сводятся к двум главным способам – воровству и вымогательству. Воруют чиновники, госслужащие и работники компаний с госучастием из бюджета, у госкорпораций и госучреждений, воруют на дорожном строительстве и строительстве жилья, на госзакупках, ремонтах, поставках – словом, везде, где только есть бюджетные средства или государственное и муниципальное имущество.   

Информация о работе Конституционно-правовые основы местного самоуправления РФ