Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ правовых основ местного самоуправления на уровне федерации и субъекта. В качестве примера выбрано ГО «Город Южно-Сахалинск».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Провести общий анализ правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации.
2) Провести анализ законодательной базы ГО «Город Южно-Сахалинск».
3) Обозначить пути решения проблем реформирования и правового регулирования в области местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
4
1.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………
6
1.1.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении
6
1.2.
Нормативно – правовая база местного самоуправления …….
11
1.3.
Соответствие законодательства субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления федеральному законодательству……………………………….
18
2.
ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………….
23
2.1.
Нормативно-правовая основа местного самоуправления в г. Южно-Сахалинск……………………………………………….
23
2.2.
Принципы муниципального управления в ГО Южно-Сахалинск………………………………………………………..
24
2.3.
Характеристика понятия «должность» в системе муниципальной службы………………………………………..
28
3.
ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………………………………………….
33
3.1.
Предложения по решению правовой проблемы………………
33
3.2.
Пути решения проблемы воровства и коррупции в системе местного самоуправления
34
3.3.
Предложения по совершенствованию кадровой политики…..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...
Конституцией Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 72) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К сожалению механизм реализации этой принципиально важной Конституционной нормы в настоящее время в Российской Федерации не выработан.
Согласно статье 125 Конституции России дела о соответствии Конституций, уставов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации подлежат рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации. К ведению Конституционного Суда отнесено также разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Но согласно части третьей статьи 74 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении в Конституционный Суд. Поэтому даже в уже принятых постановлениях Конституционного Суда по отдельным нормативным правовым актам ряда субъектов Федерации правовая оценка некоторых норм, чье соответствие Федеральной Конституции вызывает обоснованные сомнения, не проводилась.
Попытки найти решение проблемы обеспечения соответствия правовых актов субъектов Федерации федеральному законодательству далеко не новы. Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 года № 2147 «О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности президента Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах Российской Федерации, было возложено на Министерство юстиции [9, с. 125].
Однако заключение Министерства юстиции о несоответствии нормативного правового акта субъекта Федерации Конституции России и федеральному законодательству носит не более чем рекомендательный характер. Кроме того, в федеральном законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие органы государственной власти направлять принимаемые правовые акты на экспертизу. Значительная часть субъектов Федерации вообще не представляет на экспертизу свои правые акты. Нельзя не отметить, что на Минюст России возложена обязанность экспертировать лишь вступившие в силу нормативные акты. Работа же с субъектами Федерации по устранению противоречий федеральному законодательству еще на стадии подготовки проектов сегодня практически не ведется.
Указом Президента Российской Федерации была образована Комиссия, на которую возложено обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе разработки и принятия конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Однако практика реализации этих функций показала, что без четкого нормативно закрепленного механизма решения данной проблемы вопрос еще долго не может быть исчерпывающе разрешен.
Анализ правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Федерации только по вопросам местного самоуправления показывает необходимость скорейшего решения этой общей проблемы именно на федеральном уровне. Необходим эффективный единообразно применяемый механизм обеспечения соответствия принимаемых нормативных правовых актов субъектов Федерации с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством — без этого невозможно создание единого правового пространства в федеральном государстве.
Вопрос о статусе лиц, занимающих государственные должности государственной службы, в том числе о формах их ответственности в наиболее общем виде урегулирован в федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Статус лиц, занимающих
государственные должности
Вопрос об ответственности
коллегиальных органов
Возможным вариантом решения проблемы могло бы стать использование прямого действия Конституции Российской Федерации.
С этой целью представляется необходимым получить толкование отдельных норм Конституции России. Суть проблемы в том, что согласно части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Существование данной системы предполагает наличие иерархических связей между ее элементами, каковыми являются органы и должностные лица исполнительной государственной власти. В связи с чем возникает вопрос о неопределенности конституционных установлений о пределах допустимого воздействия (в частности, принуждения) вышестоящих по иерархии федеральных органов власти по отношению к региональным органам власти.
Иным вариантом решения проблемы (но, отнюдь не альтернативным) является разработка проекта Федерального закона «Об основах статуса выборного лица государственной власти субъекта Российской Федерации», устанавливающего ответственность должностных лиц государственной власти за действия либо бездействие, препятствующие реализации Конституционных прав граждан.
Представляется, что при урегулировании данной проблемы необходимо учитывать прецедент решения аналогичной проблемы в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления (статья 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Согласно названной статьи полномочия органа местного самоуправления либо выборного должностного лица местного самоуправления могут быть досрочно прекращены законом субъекта Российской Федерации в случае установленных судом нарушений указанными органами или лицами законов либо устава муниципального образования.
2. ОСОБЕННОСТИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
Местное самоуправление в г. Южно-Сахалинск составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации [14].
Местное самоуправление в городском округе - форма осуществления населением городского округа своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами и законами Сахалинской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением г. Южно-Сахалинск непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из собственных интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Граждане, проживающие на территории г. Южно-Сахалинск, осуществляют местное самоуправление (в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан) посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Город Южно-Сахалинск имеет Устав, который разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Сахалинской области, другими федеральными законами и законами Сахалинской области и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории г. Южно-Сахалинск, определяет порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий.
Устав действует на всей территории г. Южно-Сахалинск и обязателен для исполнения и соблюдения органами местного самоуправления, должностными лицами, предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории городского округа, а также всем населением [14].
Местное самоуправление в ГО Южно-Сахалинск осуществляется на основе ряде принципов, отражающих сущность реальных процессов управления, подчиняющихся законам, т.к. [7] :
1) соблюдения прав
и свобод человека и
2) государственных гарантий
осуществления местного
3) законности;
4) гласности;
5) самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
6) выборности органов и должностных лиц местного самоуправления;
7) ответственности органов
и должностных лиц местного
самоуправления перед
8) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед органами государственной власти в части исполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Принципы выступают в виде правил или требований, отличаются стабильностью, но проявляют себя в зависимости от реальной политической обстановки в разной степени.
К вопросам местного значения относятся: [7]
1) формирование, утверждение
и исполнение бюджета
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) организация, содержание
и развитие в границах
4) содержание и строительство дорог и иных транспортных инженерных сооружений;
5) создание условий
для предоставления
6) организация строительства и использования и содержания жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
7) участие в предупреждении
и ликвидации последствий
8) организация охраны
общественного порядка
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
10) организация мероприятий по охране окружающей среды;
11) организация, содержание
и развитие муниципальных
12) организация оказания
на территории городского
13) создание условий
для обеспечения жителей
14) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
15) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), охрана объектов культурного наследия;
16) обеспечение условий
для развития физической
17) опека и попечительство;
18) формирование и содержание муниципального архива;
19) организация ритуальных
услуг и содержание мест
20) организация сбора,
вывоза, утилизации и переработки
бытовых и промышленных
21) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий;
22) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель;
Информация о работе Конституционно-правовые основы местного самоуправления РФ