Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:39, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего теоретической и практической значимостью необходимости исследования сущности и особенностей общественных отношений, возникающих и действующих между субъектами законодательного процесса. Законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов призваны разработать основы правовой системы России. В указанном процессе, наряду с Федеральным Собранием Российской Федерации, активно участвуют законодательные органы субъектов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I . Законодательный процесс и его стадии………………………………7
1.1 Законодательный процесс: понятие, сущность, стадии
Глава II. Конституционно-правовые основы законодательного процесса в Российской Федерации
2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты……………………………….15
2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………16
2.3. Законодательный процесс в Совете Федерации…………………………..20
2.4. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации…………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников и литературы………………………………………………35
Федеральный закон считается
отклоненным, если за его одобрение
не проголосовало необходимое
В соответствии с ч. 1 ст. 117
Регламента Совета Федерации постановление
Совета Федерации об отклонении принятого
Государственной Думой
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту для подписания и официального опубликования.
Свои особенности имеет и рассмотрение законов поступивших с повторного рассмотрения Государственной Думой. Так в соответствии со ст. 118 Регламента совета Федерации если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона без обсуждения. А если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей только часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.
Теперь, что касается порядка рассмотрения проектов федеральных конституционных законов. Комитет (комитеты) Совета Федерации, которому поручена подготовка заключения по проекту федерального конституционно го закона, вправе принять одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить проект федерального конституционного закона, одобренный Государственной Думой; рекомендовать отклонить его; или рекомендовать внести изменения и дополнения в одобренный Государственной Думой проект федерального конституционного закона и одобрить проект федерального конституционного закона в редакции Совета Федерации.
В первом случае, то есть если
ответственный комитет
В том случае если проводится обсуждение то, по результатам обсуждения проекта федерального конституционного закона, одобренного Государственной Думой, председательствующий ставит на голосование вопрос о его одобрении. Проект федерального конституционного закона, одобренный Государственной Думой, считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. Далее в соответствии с ч. 1 ст. 13 8 Регламента при принятии Советом Федерации решения об одобрении проекта федерального конституционного закона, одобренного Государственной Думой, федеральный конституционный закон вместе с постановлением Совета Федерации в течение пяти дней со дня принятия постановления направляется Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.
Во втором случае, если комитет
рекомендовал в своем заключении
отклонить федеральный
В третьем случае, когда
комитет рекомендует внести изменения
и дополнения в одобренный Государственной
Думой проект федерального конституционного
закона, еще при принятии комитетом
Совета Федерации решения
Федеральный конституционный закон считается принятым, если поступивший в Совет Федерации проект федерального конституционного закона, рассмотренный и одобренный Государственной Думой, одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Порядок рассмотрения федеральных
конституционных законов
2.4.Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации
Законодательный процесс в субъектах Федерации является разновидностью правотворческого процесса и представляет собой систему процедур, последовательно осуществляемых органами государственной власти и связанных с рассмотрением законопроектов, их опубликованием и вступлением в силу.
Как известно, федеральная Конституция
закрепляет общие принципы и отдельные
формы нормотворчества
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) определил круг вопросов, по которым законодательные органы субъектов РФ принимают законы и постановления. Этот перечень не является исчерпывающим, так как в указанном Законе отмечается, что законодательный орган субъекта вправе регулировать и иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта к его ведению и полномочиям.
В принципе процедура подготовки и
принятия нормативных правовых актов
субъектов Федерации
Что касается участия субъектов
Федерации в федеральном
К сожалению, в настоящее время
субъект Российской Федерации не
в полной мере реализует свое право
на участие в федеральном
Активными формами участия субъектов
в федеральном правотворчестве
могли бы стать выступления
На мой взгляд, законопроекты, вносимые
в порядке законодательной
Интересен и процесс взаимодействия
законодательных и
Круг лиц и органов, обладающих правом законодательной инициативы, определен для республик в их конституциях, а для других субъектов - в их уставах.
Так, например, ст. 76 Конституции Республики Коми устанавливает ограниченный, в сравнении с большинством республик в составе Российской Федерации, круг субъектов прав законодательной инициативы. К нему относятся: депутаты Государственного Совета Республики Коми, местные представительные органы власти, Съезд народа Коми и его исполнительный орган. Конституционный, верховный и высший арбитражный суды республик обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.
Статья 67 Устава (Основного закона) Челябинской области и ст. 49 Регламента Законодательного Собрания Челябинской области предоставили право законодательной инициативы депутатам Законодательного Собрания области, прокурору области, органам местного самоуправления.
Законодательные и исполнительные органы субъекта Федерации взаимодействуют между собой в установленных федеральными законами и законами субъекта формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта и в интересах его населения. В рамках такого взаимодействия высшее должностное лицо субъекта, органы исполнительной власти направляют принятые ими правовые акты в законодательный (представительный) орган субъекта в сроки, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта. Законодательный орган субъекта, в свою очередь, вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта, в органы его исполнительной власти с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в эти акты либо об их отмене. Он также может обжаловать указанные акты в судебном порядке или обратиться в Конституционный Суд РФ (конституционный, уставный суд субъекта) с запросом об их соответствии Конституции РФ (конституции или уставу субъекта).
Высшее должностное лицо субъекта вправе обратиться в законодательный орган субъекта с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления этого органа либо об их отмене. Оно может также обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
Конечно, проходит немало времени, чтобы подготовленный проект соответствующего документа субъекта Федерации был направлен и обсужден в законодательном (представительном) органе и его комиссии, прежде чем мог быть принят в качестве закона или другого акта.
В п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об
общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
установлено, что "проект закона субъекта
Российской Федерации рассматривается
законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта Российской
Федерации не менее чем в двух
чтениях". В приведенной норме
также выражена важность и необходимость
подготовительного этапа