Конституционно-правовая регламентация законодательного процесса в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего теоретической и практической значимостью необходимости исследования сущности и особенностей общественных отношений, возникающих и действующих между субъектами законодательного процесса. Законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов призваны разработать основы правовой системы России. В указанном процессе, наряду с Федеральным Собранием Российской Федерации, активно участвуют законодательные органы субъектов Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I . Законодательный процесс и его стадии………………………………7
1.1 Законодательный процесс: понятие, сущность, стадии
Глава II. Конституционно-правовые основы законодательного процесса в Российской Федерации
2.1 3аконодательная инициатива и ее субъекты……………………………….15
2.2 Законодательный процесс в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………16
2.3. Законодательный процесс в Совете Федерации…………………………..20
2.4. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации…………28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список источников и литературы………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.73 Кб (Скачать)

Законодательный орган субъекта направляет высшему должностному лицу субъекта планы законопроектной работы и  проекты законов субъекта. На заседаниях законодательного органа субъекта и  его органов могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъекта или лица, уполномоченные указанными руководителями. На заседании органов  исполнительной власти субъекта вправе присутствовать депутаты либо (по поручению  законодательного органа субъекта или  его председателя) работники аппарата законодательного органа.

Законодательный орган субъекта может  принимать участие в формировании его высшего исполнительного  органа, в утверждении или согласовании кандидатур, выдвигаемых на должности  отдельных должностных лиц высшего  исполнительного органа субъекта. Он имеет право участвовать в  согласовании назначения на должность  руководителей территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти в случаях, предусмотренных  Федеральным законом "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законодательный орган субъекта вправе выразить недоверие руководителям  органов исполнительной власти субъекта, в назначении которых на должность  он принимал участие, если иное не предусмотрено  конституцией (уставом) и (или) законом  субъекта.

Законодательный процесс является формально юридическим выражением законотворческой функции государства. Он "отвечает" за технологию создания закона. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой сфере начинает действовать  новый закон - нормативный акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы  права, а значит, влияющий на массовое правосознание общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования, объектом которого выступила конституционно-правовая природа законодательного процесса и возникающих в ходе его осуществления общественных отношений, а предметом - российское законодательство, а также правовая доктрина в изучаемой области, мною были сделаны следующие выводы:

Значение законодательного процесса в первую очередь связано с  его ролью в механизме законотворчества, поскольку он является формально-юридическим  выражением законотворческой функции  государства. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон - нормативный  акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Законодательный процесс, иными словами, является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону  этого явления. Законодательный  процесс в разных странах имеет  ряд особенностей, однако, несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса:

1)состоит из нескольких этапов (стадий), последовательность и обязательность  которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами;

2)осуществляется специальными  субъектами;

3)результатом является создание  акта высшей юридической силы  — закона.

С формальной точки зрения сам законодательный  процесс представляет собой сложную  систему организационных действий (процедур), результатом которых  является создание закона. Таким образом, одной из характерных особенностей законодательного процесса является деление  его на структурные элементы, именуемые  в теории права процессуальными  стадиями. Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата.

Субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной  инициативы, а также граждане и  их объединения, лица, обладающие специальной  правосубъектностью (депутаты), их объединения, а также государственные органы, их подразделения, государственные, общественные организации, научные учреждения, которые тем или иным образом участвуют в создании закона.

Все субъекты могут быть разделены  на следующие группы:

1) в обязательном порядке участвующие  в законодательном процессе;

2) участвующие в законодательном  процессе в силу специфики  конкретного законодательного акта.

Кроме того, анализ действующего законодательства, а также юридической доктрины позволяет выделить следующие общие  для всех субъектов законодательного процесса признаки:

1) они участвуют в этом процессе  в силу своих полномочий (прав  и/или обязанностей), установленных,  как правило, конституциями и  принятыми в соответствии с  ней иными законами;

2) совершают в рамках законодательного  процесса действия, всегда взаимосвязанные,  взаимобусловленные выполнением другими субъектами процесса возложенных на них полномочий, то есть действия, предпринимаемые субъектами, в полной мере приобретают логическую оправданность, значимость и целесообразность только при завершении всего процесса в целом;

3) действуют в рамках нормативно  определенных процедур, вызывают (как  правило) юридически значимые  последствия;

4) действуют с целью создания  закона.

Законодательный процесс в субъектах  Федерации является разновидностью правотворческого процесса и представляет собой систему процедур, последовательно  осуществляемых органами государственной  власти субъектов РФ и связанных  с рассмотрением законопроектов, их опубликованием и вступлением  в силу. По итогам рассмотрения общих  принципов организации законодательного процесса в субъектах РФ, можно  прийти к выводу о том, что в  настоящее время субъект РФ не в полной мере реализует свое право  на участие в федеральном правотворчестве. Ни в Конституции РФ, ни в регламентах  палат Федерального Собрания РФ, не говоря уже о нормативных правовых актах субъектов РФ, нет четкой регламентации порядка участия  субъектов РФ в осуществлении  права законодательной инициативы на федеральном уровне. Как следствие - остаточно еще сохраняется тенденция  децентрализации правового регулирования, что вряд ли может быть оценено  положительно.

В любом случае, необходимо отметить, что данная тема исследования обладает значительным научно-практическим потенциалом, который может позволить в  дальнейшем выйти на формулирование конкретных предложений по совершенствованию  организации законодательного процесса в РФ.

Список источников и литературы

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 (от 30.12.2008 № 7-ФЗ) // Российская газета от 21.01.2009 № 7.

Указ Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и  вступлении в силу Федеральных законов" //Собрание актов Президента и правительства  РФ. I994. №6. ст.1173.

Указ Президента Российской Федерации " О порядке опубликования и  вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и нормативных  правовых актов Федеральных органов  исполнительной власти". Первоначальный текст документа опубликован  в изданиях "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2663, "Российская газета", N 99, 28.05.1996.

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции  Российской Федерации"

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции  Российской Федерации"

Регламент Совета Федерации

Регламент Государственной Думы [1] См.: Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В./. М.: Юрид. лит., 2002. C.123.

Монографическая литература

Алексеев С.С. Государство и право. М., I994. C.I90.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Елисеев Б.П. Конституционное право современной России. Учебник для ВУЗов. – М.: ДиС, 2001

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004

Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. – изд. 2-е, дополненное и переработанное.

Некрасов С.И. Конституционное право  РФ. Пособие. – М.: Юрайт, 2004

Чиркин В.Е. Конституционное право  России. Учебник. - 3-е изд. - М.: Юристъ, 2004

Журнал Российского права. 2001. № 9

Журнал Российского права. 2004. № 5

Журнал Российского права. 2003. № 11

[2] См., например: Краснов Ю.К. Законодательный  процесс в Государственной Думе: пути совершенствования. М., 2004; Новицкая  Т.И. Федеральный законодательный  процесс в России в условиях  разделения властей. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2003; Платонов В.М. Законодательный процесс в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 1999; Законодательный процесс в России: граждане и власть / Под ред. А.А. Захарова. М., 1996.

[3] Ткаченко В.Г. Некоторые аспекты  ограничения законотворческой компетенции  Федерального Собрания Российской  Федерации // Право и политика. 2000. № 11; Селезнев Г.Н. Законотворчество  на рубеже веков // Журнал российского  права. 2001. № 4. 1.    Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. Научно-практическое пособие. Отв. Редактор Васильев Р.Ф. Москва, 2000.

[4] Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 (от 30.12.2008 № 7-ФЗ) // Российская  газета от 21.01.2009 № 7.

[5]Конституционное (государственное)  право зарубежных стран. / Под  ред. Страшуна Б. А. М.: 1995. С. 182.

[6] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824., СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3487; СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 134.

[7]Марченкова Е.М. Законодательство субъектов о нормативных правовых актах // Журнал российского права. 1998. N 6. С. 78 - 79.

[8] Метшин И.Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации. М., 2002. С. 99.

 


Информация о работе Конституционно-правовая регламентация законодательного процесса в Российской Федерации