Конституционное право РФ: понятие, предмет и роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение различных понятий на тему Конституционного права, нахождение взаимосвязи между ними. Более подробно изучить источники Конституционного права Российской Федерации.
Объектом изучения в данной контрольной работе выступает конституционное право.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …
3
Глава 1. Конституционное право РФ: понятие, предмет и роль
5
1.1. Понятие и предмет Конституционного права РФ . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2. Роль Конституционного права РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9
Глава 2. Источники Конституционного права
12
2.1. Источники Конституционного права РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12
2.2. Источники конституционного права зарубежных стран. . . . . . . . . .
16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
20
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22

Файлы: 1 файл

0629236_0A333_konstitucionnoe_pravo_rf_ponyatie_predmet_i_rol_istochniki_k.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Конституционное право  закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы.

Конституционное право  регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

Конституционное право  устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или  иной отрасли права, возможность  регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности.

Конституционное право  призвано закреплять основы народовластия  во всех аспектах, поскольку современная  демократия это не стихийное, а упорядоченное  состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

В целом, конституционное  право является первичной отраслью национального права, так как  устанавливает процесс воспроизводства  всех отраслей права, в том числе и себя самого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Источники  конституционного права

    1. Источники конституционного права РФ

Важнейшую роль в формировании и развитии конституционного права  играют объективные факторы: экономические, социальные, внутриполитические, международные и др. В этом процессе значительна роль народа как носителя суверенитета и источника власти. Но все это - область материальных источников конституционного права, сфера метаправа.

Для юриста же, правоведа особый интерес представляют те источники конституционного права, которые взяты в специально-юридическом разрезе6. Это нормативно-правовые акты, в совокупности образующие систему конституционного законодательства. Их юридическая сила, объем и характер регулирования общественных отношений - предмет теоретического и практического интереса всякого конституционалиста.

Правовая система современной  России сложна, но едина. Таковы и ее системы права и законодательства. Современной системе отечественного законодательства характерна двухуровневость. Достаточно ясно проявляют себя, с одной стороны, общефедеральное законодательство, а с другой - региональное, взятое в его единстве и различии по признаку количества субъектов Российской Федерации. Эта закономерность распространяется и на конституционное законодательство.

К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в  настоящий период времени нормативные  правовые акты.

Существует особый порядок  не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратившими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права.

Нормативные правовые акты - источники конституционного права, многообразны и делятся на виды.

Закрепление конституционно-правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, учреждающих конституционно-правовые нормы.

Источниками конституционного права России являются законодательные  и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права7. К ним относятся:

1. Конституция  Российской Федерации - главный  источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фундамент всего  действующего законодательства. Она  является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

2. Конституции  республик, находящихся в составе  России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России.

3. Статус других  субъектов Российской Федерации  - краев, областей, городов федерального  значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами.

4. Законы Российской  Федерации. федеральные конституционные  законы и федеральные законы. Они различаются по юридической  силе, предметам ведения, порядку  принятия и особенностям применения  в их отношении отлагательного вето Президента.

5. Важным источником  конституционного права являются  Указы и распоряжения Президента  Российской Федерации, главы государства.  Обладая широкими полномочиями, Президент реализует свою компетенцию  путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

6. Источниками  конституционного права являются  также акты палат Федерального  Собрания - парламента Российской  Федерации, представительного и  законодательного органа.

7. Источником  конституционного права являются  также Декларации.

8. К числу  источников конституционного права  относятся постановления и распоряжения  Правительства. Они издаются на  основании и во исполнение  Конституции России, федеральных  законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России.

9. Федеративный  характер устройства России обусловливает  существование таких видов источников  государственного (конституционного) права как законы, принимаемые  высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

10. К числу  источников конституционного права  относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации.

13. К числу  специфических источников конституционного  права относятся решения Конституционного  Суда. Специфика этого вида определяется  тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения

14. Источником  конституционного права являются  также акты органов местного  самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные восьмой главой Конституции Российской Федерации, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.

16. В отдельных  случаях источником конституционного  права могут быть акты, издаваемые  чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения.

17. Правовые  акты СССР и РСФСР. Отдельные  из них сохраняют свою юридическую  силу. Законы и другие правовые  акты, действовавшие на территории  России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.

Источниками конституционного права являются не все перечисленные  выше акты, а только те из них, которые  содержат нормы государственного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Источники конституционного права зарубежных стран

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25 конституции Швейцарии, которая запрещает "выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно". Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов8.

К другим источникам относятся:

1) законы: 

- конституционные - вносят  изменения в конституцию или дополняют ее; они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США и ряд других. В некоторых же странах нет особой категории конституционных законов. Конституционными законами в таких странах, по существу, являются акты, которыми вносятся поправки к конституции;

- органические - принимаются  в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Они, как правило, обладают большей юридической силой, чем простые законы, но меньшей, чем конституции. Особенно богата такими бланкетными нормами конституция Франции 1958 года. Например, конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25) и т. д.;

- обыкновенные - регулируют  отдельные вопросы, например закон о выборах президента. Важнейшие нормы государственного права содержатся и в обычных парламентских законах, которые иногда вступают в противоречие с конституцией. В качестве примера можно сослаться на законы Смита, Маккарена-Вуда, закон о контроле над коммунистической деятельностью в США, которые представляли собой прямое нарушение конституции (их действие впоследствии было прекращено)9;

- чрезвычайные - согласно  самой конституции, эти законы  могут отступать от ее положений,  но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок.

Высшие законодательные  органы в ряде стран вправе делегировать свои полномочия в данной области  другим органам. Так, во многих странах  Западной Европы парламенты имеют право передавать законодательные полномочия в определенных сферах правительствам своих стран. Правительства одобряют декреты-законы, приравниваемые по юридической силе к законам.

2) внутригосударственные  публично-правовые договоры (например, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий);

3) регламенты парламентов  и их палат, устанавливающие  внутреннюю организацию и процедуру  работы парламентов. Они принимаются  либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

4) акты главы государства  и исполнительной власти (указы  монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей);

5) акты органов конституционного  контроля (конституционных судов,  конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты. Значительное место в государственном  праве зарубежных стран занимают  судебные прецеденты, т.е. ранее  вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран;

7) конституционный обычай. Во многих странах, особенно  англосаксонских, а также в  странах, воспринявших основы  англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами). Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении государственного права зарубежных стран невозможно;

Информация о работе Конституционное право РФ: понятие, предмет и роль