Оглавление
Введение………………………………………………………………………
Глава
§
§
Глава
§
§
Заключение……………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………..
Введение
Тема данной работы является
чрезвычайно интересной. Актуальность
данной темы определяется практическими
потребностями государства, так
как форма государства во многом
влияет на его содержание и функции.
В различных странах государственные
формы имеют свои особенности, характерные
признаки, которые по мере общественного
развития наполняются новым содержанием,
обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Вместе с тем форма существующих государств,
особенно современных, имеет общие признаки,
что позволяет дать определение каждому
элементу формы государства.
Четкого соотношения
между типом и формой государства
нет. Из-за этого, с одной стороны
в пределах государства одного и
того же типа могут встречаться различные
формы организации и деятельности
государственной власти, а с другой
стороны государства различного
типа могут обличаться в одинаковую
форму. Своеобразие конкретной формы
государства любого исторического
периода определяется, прежде всего,
уровнем зрелости общества и государственной
жизни, целями и задачами, которые
ставит перед собой то, или иное
государство. Другими словами, категория
формы государства непосредственно
зависит от его содержания и определяется
им.
Кроме того, серьезное
влияние на форму государства оказывает
культурный уровень народа, его традиции,
религия, национальные особенности, географические
и природные условия и многие другие факторы.
Специфику формы государства определяет
также характер взаимоотношений государства
и его органов с негосударственными организациями
и объединениями, партиями, общественными
движениями и другими организациями.
Конфедерация — Одна из форм межгосударственного
объединения, при котором государства
— субъекты конфедерации, сохраняя свою
независимость, суверенитет, образуют
более или менее устойчивый, постоянный
союз в целях координации и совместного
осуществления своей деятельности в тех
или иных сферах или вопросах (чаще всего
военных, внешнеполитических, внешнеэкономических,
таможенных и др.). В основе конфедерации
обычно лежит международно-правовой договор
или соглашение о согласовании и совместном
осуществлении определенных ограниченных
целей, функций и задач. В отличие от федераций,
конфедерации, как правило, не имеют общего,
единого гражданства, единой правовой
и налоговой систем, хотя могут создавать
собственный парламент и собственное
правительство, иметь главу конфедерации.
Но суверенными остаются субъекты конфедерации
и их органы. Решения органов конфедерации
получают силу на территории ее субъектов
лишь после их ратификации соответствующими
органами субъектов, которые к тому же
обладают правом их нулификации, т.е. отклонения.
Органы конфедерации часто состоят из
представителей ее субъектов.
Создание конфедерации основано на добровольном
согласии всех ее членов, а выход из конфедерации
возможен на основе одностороннего волеизъявления.
В отличие от членства в одной федерации,
государство может быть членом нескольких
конфедераций одновременно.
Конфедерация нередко является
промежуточным звеном на пути создания
федерации (например, конфедерация Швейцарский союз
(1815-1848 гг.) трансформировалась в федерацию),
либо распадается (Австро-Венгрия).
Признаки конфедерации
- Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
- Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
- Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
- Нет единого гражданства конфедерации;
- Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.
Особенности
Конфедерация — самая редко встречающаяся
форма государственного устройства. Некоторые
политологи даже склонны не считать конфедерацию
полноценным, настоящим государством.
Форма организации центрального правительства
при таком государственном устройстве
будет слабой: центральный орган в конфедерации
не обладает непосредственной юрисдикцией
над гражданами государства и действует
только через субъекты, решения так называемых
органов совместного управления, не обладают
силой прямого действия. Такие решения
могут вступить в силу только после утверждения
центральными органами власти государств-членов
конфедерации. В конфедерации нет единого
высшего законодательного органа, также
как и единого гражданства. Страны-участницы
конфедерации имеют право по желанию выйти
из состава конфедерации.
- Разновидностями конфедерации являются:
- межгосударственные союзы - классические конфедерации, образованные из независимых государств;
- содружества - объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);
- сообщества государств - переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.
- Таким образом, можно выделить ряд признаков, характерных для конфедеративной формы государственного устройства, и ее отличия от федеративной формы. Во-первых, это договорная форма образования конфедерации: большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров. Во-вторых, в отличие от федерации, где попытка сецессии (свободного выхода) рассматривается как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом. В-третьих, конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия. Предметы ведения конфедерации обычно ограниченны конкретным перечнем вопросов. Это могут быть вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций. Поэтому в конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
- Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти. В конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Так, конфедерация не обладает правом непосредственного налогообложения. В конфедерациях не обязательна единая система денежного обращения. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
- Конфедерация как переходная форма государства
- Отсутствие территориального суверенитета позволяет отличить конфедерацию как союз государств от федеративного государства.
- Обращает на себя внимание сходство (этимология) слов «федерация» и «конфедерация». В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, поскольку оба выражают форму договорного политического союза. Однако, разница между ними принципиальная. Конфедерация, иначе говоря, над- или сверх-федерация означает нечто, выходящее за пределы государственности хотя и небезразличное для внутреннего государственного устройства.
- Примерами конфедераций могут быть США с 1781 по 1787 г.г., Швейцария с 1815 по 1848 г.г. И всегда конфедерация была вынужденной формой соединения государств, либо перерастающей в федерацию, либо разрушающейся на самостоятельные национальные государства.
- Об этом свидетельствуют и примеры из истории. Например, преобразование Северо-Американской конфедерации в XVIII в. в федерацию, объединенная Арабская Республика образованная Египтом и Сирией в 1858 г., распалась уже в 1961 г. Сенегамбия, созданная путем объединения Сенегала и Гамбии в 1982 г., распалась лишь несколькими годами позднее.
- В качестве типичных черт конфедерации Ю.А. Тихомиров называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов.
- Раскрывая понятие конфедерации, можно и иначе выделить характеризующие ее в совокупности признаки:
- Во-первых, конфедерация является над-государственным образованием, образованным союзом (объединением) сохраняющих свой суверенитет государств.
- Во-вторых, такое объединение имеет определенную функциональную направленность, то есть императивный мандат действия, определяющий и временные рамки существования конфедерации.
- В-третьих, в основании объединения лежит принцип рекомендательности его решений.
- В-четвертых, допускается асимметрия положения субъектов объединения. Каждое государство - субъект конфедерации сохраняет свою международную правосубъектность, право сецессии, право исполнения или неисполнения решения, право на свободный выбор форм сотрудничества.
- К признакам, характеризующим определенное организационное устройство в форме конфедерации, А.В. Бутаков относит и наличие у каждого субъекта такого объединения непосредственного представительства.
- Весьма спорным остается вопрос о том, является ли конфедерация формой государственного устройства.
- С.Н. Бабурин не соглашается с попыткой А.В. Бутакова представить конфедерацию как одну из форм государственного устройства. Он пишет, что конфедеративная структура имеет как бы вторичный, надстроечный характер его отношению к государственной структуре.
- М.Л. Костенко и Н.В. Лавренова считают, что конфедерация представляет собой не форму государственного устройства, поскольку речь идет не об одном, а о нескольких суверенных государствах, а созданный международным договором для достижения определенных целей союз (объединение) государств.
- Далее они подчеркивают, что, сравнивая эти две структуры, следует в первую очередь подчеркнуть, что отношения в рамках федерации регулируется внутренним государственным правом, тогда как в рамках конфедерации - международным правом.
- Следует согласиться, что образование конфедерации порождает не союзное государство, а союз государств. И правильно замечено, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. «Но такие союзы, как конфедерация, уния или протекторат определяют не только внешнеполитическое положение их участников, но и некоторые стороны национальной государственности. Поэтому конфедеративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом.
- Конфедерация как одна из форм государственного устройства определена в Большом энциклопедическом словаре. Большинство российских ученых- правоведов все же определяют конфедерацию государственной формой.
- Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся для осуществления общих политических целей и образующихся согласовано принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.
- Правовой основой конфедерации является договор, заключенный государствами-союзниками.
- Члены конфедерации не совершают окончательной передачи своего суверенитета. Они сохраняют государственность и право распоряжаться ею.
- Участие в конфедерации связывает ее членов обширным комплексом обязательств. Сохраняя государственность, участники конфедерации отказываются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного участия в международных отношениях.
- Конфедерация принимает определенные решения в рамках своих функций. Эти решения должны выполняться на территории государств- союзников без каких либо процедур парафирования и ратификации, что необходимо, например, при принятии международных документов.
- В конфедерации отсутствует собственная система исполнительных органов. Исполнение решений, принятых конфедерацией, осуществляется органами государств, участвующих в союзе.
- Конфедерация не имеет собственно государственных органов, создаются своего рода межгосударственные органы, которые образуются по принципу делегирования. Могут создаваться межпарламентами советы, советы глав правительств и т.д.
- Глава конфедерации обладает председательными, координационными, но не руководящими полномочиями.
- Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в принципе невозможно. Вместе с тем граждане государств членов конфедерации на территории друг друга пользуются равными правами: свободное передвижение по территории государств конфедерации, свободный выбор места жительства и т.д.
- Бесспорным является право государств на выход из конфедерации.
- Ярким примером конфедерации на современном этапе является союз России и Белоруссии.
- Конфедерации имеют репутацию временных либо переходных государств. Считается, что конфедерации либо предшествуют созданию федераций, либо завершаются их распадом. В истории развития государственных форм так и происходило: конфедерациями были Североамериканские штаты; Гондурас и Сан-Сальвадор; Рейнская конфедерация и др.
- Хочется надеяться, что союз России и Белоруссии пойдет по пути интеграции и приведет к образованию федеративного государства. Но в этом вопросе спешить нельзя, ибо существует ряд проблем, которые требуют своего разрешения. Одна из них лежит вы плоскости государственного устройства. Россия уже является федеративным государством. И если будет создана федерация России и Белоруссии, то, как в этой связи будет строиться собственно Российская Федерация. Уже ряд субъектов Российской Федерации (Татарстан, Ингушетия) дали понять, что в случае создания федерации России и Белоруссии они присоединяться к ней. То есть, они выйдут из состава Российской Федерации.
- Для теории государства стало относительно н<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-size: