Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:19, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Права человека имеют первостепенное значение в современном обществе. Права человека — это определенные нормативно — структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают его свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями его жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими субъектами. Права человека не отчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прав - на жизнь, на здоровье, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Право человека на компенсацию вреда, причиненного жизни и здоровью 6
1.2 Способы защиты жизни и здоровья граждан в системе личных неимущественных прав 17
ГЛАВА 2. ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 33
2.1 Гражданско-правовая охрана здоровья и жизни пациента 33
2.2 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью 40
2.3 Возмещение вреда жизни и здоровью военнослужащих 45
2.4 Ответственность за вред, причиненный в связи со смертью гражданина или повреждением его здоровья при исполнении трудовых обязанностей 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Файлы: 1 файл

Дипломна работа..docx

— 142.10 Кб (Скачать)

В то же время законодатель счел возможным  предусмотреть в качестве альтернативы данной коллизионной привязке критерий места наступления вредоносного результата. В частности, п. 1 ст. 1219 ГК РФ гласит: в случае, когда в результате такого действия или иного обстоятельства вред наступил в другой стране, может  быть применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране.

Необходимо прежде всего ответить на вопрос, возможна ли в принципе по российскому законодательству ситуация, когда перевозка осуществляется в каботаже, а перевозчик и пассажир являются гражданами или организациями иностранного государства. В п. 1 ст. 4 КТМ РФ закреплена традиционная для нашей правовой системы норма, отражающая протекционистскую политику государства по отношению к национальному флоту. Согласно ей перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под государственным флагом Российской Федерации. В то же время пункт 2 ст. 4 КТМ РФ допускает исключения из этого правила, которые могут быть определены в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2000 г. № 404 "О перевозках и буксировке в  каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства"34 перевозки между морскими портами Российской Федерации могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, в следующих случаях:

- когда  для перевозок и буксировки  требуется специализированный флот, отсутствующий в составе судов,  плавающих под государственным  флагом Российской Федерации;

- когда  необходимо обеспечить срочные  перевозки и буксировку и отсутствует  возможность осуществления этого  судами, плавающими под государственным  флагом Российской Федерации.

Кроме этого, в качестве дополнительного условия  осуществления перевозок в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, в указанном Постановлении  Правительства РФ названо соблюдение следующих требований:

- такие  перевозки могут осуществляться  только между портами, открытыми  для захода иностранных судов;

- необходимо  получить разрешение на перевозку  и буксировку в каботаже в  компетентном органе государства.

Из вышесказанного следует, что ситуация, когда перевозка  осуществляется в каботаже, а перевозчик и пассажир являются гражданами или  организациями иностранного государства, теоретически возможна, хотя и обусловлена  соблюдением ряда требований. При  определении источников правового  регулирования в этом случае необходимо принимать во внимание два возможных  варианта: контрагенты по договору являются лицами одной и той же страны, и контрагенты по договору являются гражданами или организациями разных иностранных государств. В первом случае применению подлежит п. 2 ст. 1219 ГК РФ, в котором, кроме вышеперечисленных коллизионных привязок, при определенных условиях предусматривается возможность применения права страны гражданства (lexnationalis) или места жительства (lexdomicili) сторон деликтного обязательства. К числу таких условий, в частности, относятся следующие обстоятельства:

- вред  возник за границей;

- стороны  деликтного обязательства являются гражданами или юридическими лицами одной и той же страны, либо граждане-участники деликтных отношений имеют место жительства в одной и той же стране.

В заключении данного параграфа стоит отметить, что ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью носит достаточно серьезный характер и регламентируется целой цепочкой актов государственных органов.

2.3 Возмещение вреда жизни и здоровью  военнослужащих

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации  человек, его права и свободы  являются высшей ценностью, их признание  и соблюдение - обязанность государства. Данные положения Конституции Российской Федерации обязывают государство  совершенствовать существующие гарантии в части их реализации. Одной из таких правовых гарантий обеспечения  прав человека является право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.

С каждым годом значительно увеличивается  число обращений в суды общей  юрисдикции членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с требованиями о  возмещении вреда, включая причиненный  материальный и моральный вред.

В настоящее  время основу правового регулирования  обязательств государства по возмещению вреда военнослужащему составляют нормы гл. 59 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее - ГК РФ), а  также ст. 18 Федерального закона "О  статусе военнослужащих"35 от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.

Так, ст. 1084 ГК РФ определяет, что вред, причиненный  жизни гражданина при исполнении договорных обязательств, а также  при исполнении обязанностей военной  службы, возмещается по правилам, предусмотренным  гл. 59 ГК РФ, если законом или договором  не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В действительности возмещение вреда, причиненного жизни  военнослужащего, определяется по правилам гл. 59 ГК РФ, за исключением его объема и характера. Данные выводы подтверждаются п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля  2006 г. № 936. Объем и характер указанного возмещения вреда военнослужащим, а также членам их семей определен в ст. ст. 16 и 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Под объемом  вреда, причиненного жизни военнослужащего, следует понимать устранение негативных последствий противоправного виновного  поведения органа военного управления, возникших в имущественной и  неимущественной сферах потерпевшего.

Характер  причиненного вреда (имущественный или неимущественный (моральный) предопределяет, каким образом должно осуществляться возмещение, т.е. каковы специфические способы, предусмотренные законом, с помощью которых должны быть восстановлены (компенсированы) негативные последствия правонарушения.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона "О  статусе военнослужащих" в случае гибели (смерти) военнослужащего членам семьи погибшего военнослужащего  выплачивается в равных долях  единовременное пособие в размерах, установленных данным Законом. Возмещение морального вреда и убытков, причиненных  военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами (п. 5 ст. 18 Федерального закона "О  статусе военнослужащих")37.

Следует отметить, что законодатель дважды ссылается на применение гл. 59 ГК РФ к правоотношениям, регулирующим возмещение вреда в случае гибели (смерти) военнослужащего: первый раз - в ст. 1084 ГК РФ, второй - в  ст. 18 Федерального закона "О статусе  военнослужащих". Кроме того, применяя правила гл. 59 ГК РФ к случаям деликтной ответственности органов военного управления (ст. 1084 ГК РФ), можно сказать, что за вред, причиненный жизни военнослужащего, ответственность органов военного управления будет наступать в тех же формах, что и за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина.

В свою очередь, гражданское законодательство в  отличие от военного предусматривает  более широкий спектр выплат членам семей погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего:

1. В размере  той доли заработка (дохода) погибшего  (умершего), определенного по правилам  ст. 1089 ГК РФ, которую они получали  или имели право получать на  свое содержание при его жизни:

- нетрудоспособным  лицам, состоявшим на иждивении  умершего или имевшим ко дню  его смерти право на получение  от него содержания;

- ребенку  умершего, родившемуся после его  смерти;

- одному  из родителей, супругу либо  другому члену семьи независимо  от его трудоспособности, который  не работает и занят уходом  за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

- лицам,  состоявшим на иждивении умершего  и ставшим нетрудоспособными  в течение пяти лет после  его смерти;

- одному  из родителей, супругу либо  другому члену семьи, не работающему  и занятому уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами  умершего и ставшему нетрудоспособным  в период осуществления ухода. При этом такое лицо сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.

Вред  возмещается:

- несовершеннолетним - до достижения 18 лет;

- учащимся  старше 18 лет - до окончания учебы  в учебных учреждениях по очной  форме обучения, но не более  чем до 23 лет;

- женщинам  старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет - пожизненно;

- инвалидам  - на срок инвалидности;

- одному  из родителей, супругу либо  другому члену семьи, занятому  уходом за находившимися на  иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими 14 лет либо  изменения состояния здоровья.

Возмещение  вреда, вызванного смертью потерпевшего, производится по правилам ст. 1092 ГК РФ:

- ежемесячными  выплатами;

- единовременно,  но не более чем за три  года (по решению суда, вынесенному  по требованию гражданина, имеющего  право на возмещение вреда).

Также в  возмещение дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085 ГК РФ) могут быть присуждены суммы на будущее время в пределах сроков, определяемых на основе заключения медицинской экспертизы, а также  при необходимости предварительной оплаты стоимости соответствующих услуг и имущества, в том числе приобретения путевки, оплаты проезда, оплаты специальных транспортных средств.

2. В соответствии  со ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого  гражданам возмещения вреда, причиненного  жизни потерпевшего, при повышении  стоимости жизни индексируются  с учетом уровня инфляции.

Получить  перечисленные выплаты имеют  право члены семьи погибшего  военнослужащего в соответствии как с гл. 59 ГК РФ, так и ст. 18 Федерального закона "О статусе  военнослужащих". Однако следует  учитывать, что из общего правила  есть исключения.

Исключения  составляют случаи, в результате которых  члены семьи погибшего военнослужащего  получили страховые суммы, полагающиеся им по обязательному государственному личному страхованию военнослужащих в соответствии с Федеральным  законом "Об обязательном государственном  страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и  начальствующего состава органов  внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной  службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции"38 от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ (далее - Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..."), после чего они имеют право на все перечисленные выплаты, за исключением тех, которые предусмотрены гл. 59 ГК РФ39.

В подобной ситуации возникает необходимость  осознания тех условий, в которых оказываются военнослужащие и члены их семей при реализации своих прав не только на страховую защиту, но и на полное возмещение вреда, причиненного жизни военнослужащего на военной службе.

Военнослужащие  и граждане, призванные на военные  сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств  федерального бюджета. Основания, условия  и порядок обязательного государственного личного страхования указанных  военнослужащих и граждан устанавливаются  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О  статусе военнослужащих").

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, отвечает требованиям  ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ.

Согласно  преамбуле Федерального закона "О  статусе военнослужащих" основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей определяются указанным Законом.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые  вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"40 от 20 декабря 2005 г. № 10 требования потерпевших о компенсации перенесенных ими нравственных страданий, кроме ГК РФ, регулируются Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Следует отметить, что Федеральный закон "Об обязательном государственном  страховании жизни и здоровья военнослужащих..." принят во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" и, прежде всего, определяет объем и характер возмещения морального и материального вреда жизни военнослужащего.

В целом  страхование представляет собой  отношения по защите имущественных  интересов физических и юридических  лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых  премий)41. Страхование жизни и здоровья военнослужащих может осуществляться в добровольной или обязательной форме. Безусловно, разница между добровольной и обязательной формами весьма ощутима.

В основе добровольного страхования лежит  выбор. Так, например, страхователь самостоятельно выбирает страховщика, застрахованное лицо может являться страхователем  и по своему усмотрению выбирать выгодоприобретателей. В то же время обязательное страхование  может осуществляться исключительно  на основании закона за счет средств  соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование) либо за счет средств работодателей (обязательное социальное страхование), а также  за счет средств физических или юридических  лиц в случаях, предусмотренных  законом.

Информация о работе Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья граждан