Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:19, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Права человека имеют первостепенное значение в современном обществе. Права человека — это определенные нормативно — структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают его свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями его жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими субъектами. Права человека не отчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прав - на жизнь, на здоровье, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Право человека на компенсацию вреда, причиненного жизни и здоровью 6
1.2 Способы защиты жизни и здоровья граждан в системе личных неимущественных прав 17
ГЛАВА 2. ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 33
2.1 Гражданско-правовая охрана здоровья и жизни пациента 33
2.2 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью 40
2.3 Возмещение вреда жизни и здоровью военнослужащих 45
2.4 Ответственность за вред, причиненный в связи со смертью гражданина или повреждением его здоровья при исполнении трудовых обязанностей 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
В то же время законодатель счел возможным предусмотреть в качестве альтернативы данной коллизионной привязке критерий места наступления вредоносного результата. В частности, п. 1 ст. 1219 ГК РФ гласит: в случае, когда в результате такого действия или иного обстоятельства вред наступил в другой стране, может быть применено право этой страны, если причинитель вреда предвидел или должен был предвидеть наступление вреда в этой стране.
Необходимо прежде всего ответить на вопрос, возможна ли в принципе по российскому законодательству ситуация, когда перевозка осуществляется в каботаже, а перевозчик и пассажир являются гражданами или организациями иностранного государства. В п. 1 ст. 4 КТМ РФ закреплена традиционная для нашей правовой системы норма, отражающая протекционистскую политику государства по отношению к национальному флоту. Согласно ей перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под государственным флагом Российской Федерации. В то же время пункт 2 ст. 4 КТМ РФ допускает исключения из этого правила, которые могут быть определены в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2000 г. № 404 "О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства"34 перевозки между морскими портами Российской Федерации могут осуществляться судами, плавающими под флагом иностранного государства, в следующих случаях:
- когда
для перевозок и буксировки
требуется специализированный
- когда
необходимо обеспечить срочные
перевозки и буксировку и
Кроме этого,
в качестве дополнительного условия
осуществления перевозок в
- такие
перевозки могут
- необходимо
получить разрешение на
Из вышесказанного следует, что ситуация, когда перевозка осуществляется в каботаже, а перевозчик и пассажир являются гражданами или организациями иностранного государства, теоретически возможна, хотя и обусловлена соблюдением ряда требований. При определении источников правового регулирования в этом случае необходимо принимать во внимание два возможных варианта: контрагенты по договору являются лицами одной и той же страны, и контрагенты по договору являются гражданами или организациями разных иностранных государств. В первом случае применению подлежит п. 2 ст. 1219 ГК РФ, в котором, кроме вышеперечисленных коллизионных привязок, при определенных условиях предусматривается возможность применения права страны гражданства (lexnationalis) или места жительства (lexdomicili) сторон деликтного обязательства. К числу таких условий, в частности, относятся следующие обстоятельства:
- вред возник за границей;
- стороны деликтного обязательства являются гражданами или юридическими лицами одной и той же страны, либо граждане-участники деликтных отношений имеют место жительства в одной и той же стране.
В заключении данного параграфа стоит отметить, что ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью носит достаточно серьезный характер и регламентируется целой цепочкой актов государственных органов.
В соответствии
со ст. 2 Конституции Российской Федерации
человек, его права и свободы
являются высшей ценностью, их признание
и соблюдение - обязанность государства.
Данные положения Конституции
С каждым
годом значительно
В настоящее
время основу правового регулирования
обязательств государства по возмещению
вреда военнослужащему
Так, ст. 1084 ГК РФ определяет, что вред, причиненный жизни гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В действительности
возмещение вреда, причиненного жизни
военнослужащего, определяется по правилам
гл. 59 ГК РФ, за исключением его объема
и характера. Данные выводы подтверждаются
п. 18 Постановления Пленума
Под объемом
вреда, причиненного жизни военнослужащего,
следует понимать устранение негативных
последствий противоправного
Характер причиненного вреда (имущественный или неимущественный (моральный) предопределяет, каким образом должно осуществляться возмещение, т.е. каковы специфические способы, предусмотренные законом, с помощью которых должны быть восстановлены (компенсированы) негативные последствия правонарушения.
В соответствии
с п. 2 ст. 18 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" в случае
гибели (смерти) военнослужащего членам
семьи погибшего
Следует отметить, что законодатель дважды ссылается на применение гл. 59 ГК РФ к правоотношениям, регулирующим возмещение вреда в случае гибели (смерти) военнослужащего: первый раз - в ст. 1084 ГК РФ, второй - в ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Кроме того, применяя правила гл. 59 ГК РФ к случаям деликтной ответственности органов военного управления (ст. 1084 ГК РФ), можно сказать, что за вред, причиненный жизни военнослужащего, ответственность органов военного управления будет наступать в тех же формах, что и за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина.
В свою очередь, гражданское законодательство в отличие от военного предусматривает более широкий спектр выплат членам семей погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего:
1. В размере той доли заработка (дохода) погибшего (умершего), определенного по правилам ст. 1089 ГК РФ, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни:
- нетрудоспособным
лицам, состоявшим на
- ребенку умершего, родившемуся после его смерти;
- одному
из родителей, супругу либо
другому члену семьи
- лицам,
состоявшим на иждивении
- одному
из родителей, супругу либо
другому члену семьи, не
Вред возмещается:
- несовершеннолетним - до достижения 18 лет;
- учащимся
старше 18 лет - до окончания учебы
в учебных учреждениях по
- женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет - пожизненно;
- инвалидам - на срок инвалидности;
- одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими 14 лет либо изменения состояния здоровья.
Возмещение вреда, вызванного смертью потерпевшего, производится по правилам ст. 1092 ГК РФ:
- ежемесячными выплатами;
- единовременно, но не более чем за три года (по решению суда, вынесенному по требованию гражданина, имеющего право на возмещение вреда).
Также в возмещение дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085 ГК РФ) могут быть присуждены суммы на будущее время в пределах сроков, определяемых на основе заключения медицинской экспертизы, а также при необходимости предварительной оплаты стоимости соответствующих услуг и имущества, в том числе приобретения путевки, оплаты проезда, оплаты специальных транспортных средств.
2. В соответствии
со ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого
гражданам возмещения вреда,
Получить перечисленные выплаты имеют право члены семьи погибшего военнослужащего в соответствии как с гл. 59 ГК РФ, так и ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Однако следует учитывать, что из общего правила есть исключения.
Исключения
составляют случаи, в результате которых
члены семьи погибшего
В подобной ситуации возникает необходимость осознания тех условий, в которых оказываются военнослужащие и члены их семей при реализации своих прав не только на страховую защиту, но и на полное возмещение вреда, причиненного жизни военнослужащего на военной службе.
Военнослужащие
и граждане, призванные на военные
сборы, подлежат обязательному государственному
личному страхованию за счет средств
федерального бюджета. Основания, условия
и порядок обязательного
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, отвечает требованиям ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ.
Согласно преамбуле Федерального закона "О статусе военнослужащих" основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определяются указанным Законом.
В соответствии
с п. 4 Постановления Пленума
Следует отметить, что Федеральный закон "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих..." принят во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" и, прежде всего, определяет объем и характер возмещения морального и материального вреда жизни военнослужащего.
В целом
страхование представляет собой
отношения по защите имущественных
интересов физических и юридических
лиц при наступлении
В основе
добровольного страхования
Информация о работе Гражданско-правовая охрана жизни и здоровья граждан