Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разносторонне изучение формирования гражданского общества как правового государства.

Задачи исследования:

Рассмотреть сущность и содержание гражданского общества;

Проанализировать признаки гражданского общества;

Исследовать соотношение правового государства и гражданского общества;

Рассмотреть практику формирования гражданского общества в России как правового государства на современном этапе.

Оглавление

Введение 3

1 Содержание и структура гражданского общества 5

1.1 Сущность гражданского общества 5

1.2 Структура гражданского общества 7

1.3 Признаки гражданского общества 9

2 Соотношение правового государства и гражданского общества 11

3 Формирование гражданского общества в России как правового 17 государства

3.1 Предпосылки развития гражданского общества как правового 17 государства

3.2 Состояние гражданского общества как правового государства в современной России 24

Заключение 26

Список использованных источников 28

Глоссарий 30

Файлы: 1 файл

курсовая А. Гражданское общество - концепция и практическое воплощение новая..doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     3.2  Состояние гражданского общества как правового государства в современной России

     Начавшейся  с 1985 года преобразования имели целью  формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности  через приватизацию создало возможность  для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частая. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля.

     Отношения между государством и обществом  развиваются на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с другой – неспособностью или нежеланием правящей элиты создавать новые “правила игры” в качестве обязательных для всех групп, включая самих себя [2, С. 194]. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике.

     В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и поощрению  творческой инициативе обнаруживает антисоциальные формы, когда существенную роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство населения оказалось не включенным в активную экономическую деятельность, так как не были своевременно приняты необходимые для этого решения правительства. Обеспечение денежных вкладов населения из-за инфляции, отсутствие возможности вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые друге негативные моменты не способствуют становления зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями. На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом трогают экономически, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. В первую очередь психологический дискомфорт порождает такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок. В следствие ошибок и просчетов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение этих универсальных ценностей крайне затруднено.

     Процесс вхождения личности в новые социальные связи, включение и обособления  ее сопровождаются распознанием позитивной и негативной направленности действий других индивидов, выяснением степени  близости или удаленности их социальные позиции от той, которая признается своей. Так индивид устанавливает свою политическую идентичность, осваивает собственную политическую позицию. На основе этой позиции она взаимодействует с обществом, государством. В российском обществе позиции большинства остаются размытыми, не выходят за приделы первичных связей в семье, с родственниками. Иные социальные взаимодействия неустойчивы. Современное общество может адаптироваться к меняющемся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не исходят из убеждения, что любой незнакомый человек для них – враг. Общество с низким уровнем межличностного доверия нельзя назвать современным, его устойчивость необеспеченна и проблематична. Сама возможность существования современных экономических и политических организаций решающим образом  зависит от предсказуемости и надежности социальных связей между совершенно незнакомыми людьми. Как отмечалось выше, данный феномен  Дж. Коулмен назвал "социальным капиталом". По его мнению, "социальный капитал – это потенциал возможного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве". В 80-х годах семейственность, клиентелизм, беззаконие, неэффективная власть, экономический застой подорвали доверие населения и коммунистическим режимам, но и после падения советской власти в России ситуация мало изменилась. Если в странах Запада в середине 80-х годов 85-95% респондентов было согласно с утверждением, что "людям можно доверять" (исключение составляла Италия – около 70%, в том числе в Сицилии – более 50%), то в России первой половины 90-х годов так полагало не более 30% опрошенных.

     Значительный  отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает  форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.

     В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура.

     В этих условиях только сильные государство  могло бы стать инициатором и  гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества как правового государства, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционального государства.

     Очевидно, что процесс формирования гражданского общества как правового государства имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким – либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, правовое государство—многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.В современном понимании гражданское общество как правовое государство представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социакультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства.

     Гражданское общество и правовое государство  логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В  то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической  предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство – не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

     Что касается нашей страны, то на основании  исследования так же можно сделать  некоторые выводы. А именно то, что  в настоящее время многие черты  российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется  нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

     Конституция Российской федерации [текст] :М. Новая  Волна. 2004.-ISBN 5-8406-9534-2

     Алексеев  С.С. Государство и  право [текст] :М.: Юр. лит., 2004.ISBN 5-93740-830-1

     Венегеров А.Б. Теория государства и права : Часть 1. Теория государства [текст]-М.: Юрист, 2007.-ISBN 5-7832-073-7

     Комаров С.А. Общая теория государства и  права [текст] : Учебник - М. : Юрайт, 2004.-ISBN 57832-073-7

     Мухаев  Р.Т. Политология: учебник для ВУЗов. [текст] : Москва,"Издательство ПРИОР 2005. – ISBN 5-8211-4

     Общая теория государства и права [текст] : Учебник / Под ред В.В. Лазарева - М.: Юристъ, 2006.-ISBN 5-7829-022-5

     Папарин А.С., Политология [текст]: Учебник, М., “Проспект”.2004.-ISBN 5-3671-5893-9

     Теория  государства и права. Учебник  для юридических вузов и факультетов [текст] : Под ред В.М. Корельского  и В.Д. Перевалова - М.: ИНФРА, 2005.-ISBN 5-7348-8932-1

     Фаткуллин Ф.Н. Основные учения о праве и  государстве[текст]: Учебное пособие. - Казань : КФЭИ, 2006.-ISBN 5-7450-382-4

     Хропонюк  В.Н. Теория государства и права [текст] : Учебное пособие для высших учебных  заведений. - М.:ИНФРА-М, 2006.-ISBN 5-4714-533-6 
 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий

№ п./п.    Термин    Определение
1 2 3
1 Гражданское общество      общность  людей, где достигнуто оптимальное  соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед
2 Государственное правотворчество установление, изменение или отмена норм права в определяемом законом порядке
3 Деликтоспособ-ность признанная  законом способность лица сознавать  значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую  ответственность
4 Договор соглашение  сторон, выражающее их волю к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей
5 Закон принимаемый      в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный  правовой акт, выражающий государственную  волю по ключевым вопросам общественной жизни
6 Императивные нормы нормы, содержащие категорические предписания, которые  не могут быть изменены по усмотрению субъектов права
7 Методы правового  регулирования способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли  права
8 Правовое государство      такая форма организации и деятельности государственной власти, которая  строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права
9 Правотворческая деятельность       государственная деятельность, состоящая в издании норм права
10 Система права      совокупность  норм права, правовых институтов и отраслей права, находящихся во взаимосвязи  и обусловленных системой общественных отношений 
     

Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства