Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разносторонне изучение формирования гражданского общества как правового государства.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность и содержание гражданского общества;
Проанализировать признаки гражданского общества;
Исследовать соотношение правового государства и гражданского общества;
Рассмотреть практику формирования гражданского общества в России как правового государства на современном этапе.
Введение 3
1 Содержание и структура гражданского общества 5
1.1 Сущность гражданского общества 5
1.2 Структура гражданского общества 7
1.3 Признаки гражданского общества 9
2 Соотношение правового государства и гражданского общества 11
3 Формирование гражданского общества в России как правового 17 государства
3.1 Предпосылки развития гражданского общества как правового 17 государства
3.2 Состояние гражданского общества как правового государства в современной России 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Глоссарий 30
Наряду
с изложенными правовому
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:
-
Правовое государство
-
Для формирования правового
- Правовое государство
- Одной из главных предпосылок
формирования правового го¬
- Правовое государство требует
мощного экономического бази¬
-
Формирование правового
-
Формирование правового
Правовое
государство не следует понимать
как, законченную, совершенную формулу,
как некую статическую суб¬станцию. Правовое
государство одновременно является катего¬рией
сущего и должного, идеалом, преобразующим
действитель¬ность.
3 Формирование гражданского общества в России как правового государства
3.1 Предпосылки развития гражданского общества как правового государства
Исторически
гражданское общество пришло на смену
традиционному, сословно-кастовому. При
сословном строе государство
практически совпадало с
На
смену вертикальным феодальным структурам,
открыто выражавшим и закреплявшим
социальное неравенство, пришли преимущественно
горизонтальные невластные связи, основанные
на юридическом равенстве и
Гражданское
общество по сути своей буржуазное.
Его основой является юридически
свободный индивид. Обособление
гражданского общества от государства
происходило в процессе ликвидации
сословного неравенства и
Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.
Обособление общества от всепроникающей власти государства происходило в ходе конфликта в государстве и в обществе, который разрешился в ходе революций XVII-XVIII веков и последующих реформ. Этот конфликт был следствием естественноисторического перехода от абсолютистских властных систем к конституционным, представителям. Сам же переход отражал формирование новых социально-экономических, политических и культурных реальностей. Они были вызваны в жизнь товарно-денежными отношениями, промышленной революцией, появлением слоя самостоятельных товаропроизводителей, кризисом легитимности абсолютистских режимов, секуляризацией (освобождением от церковного влияния) индивидуального и массового сознания, возникновением политических партий, которые стали важным каналом трансляции разнородных интересов различных групп.
Реальное функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Конечно юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создало условия для проявления талантов, способности и инициативе личности.
Свобода человека органически связана с его материальным благополучием, наличием собственности, свободой частного предпринимательства. А частная собственность является не только экономической основой гражданского общества, но и фактором политического нравственного и культурного прогресса.
Значение
института частной
Итак, главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства [2, С. 187]. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.
В
современной политологии
Базовые (первичные, витальные) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс социакультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанный с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп и интересов, политических партий, движений и т.д. Если рассмотреть современное гражданское общество в промышленно-развитых странах мира, то оно предстанет как общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Эти самостоятельные, независимые от государства общественно-политические институты подчас противостоят друг другу, боясь за доверие граждан, остро критикуют и разоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, в общественной жизни и на производстве. Объем “социального капитала” измеряется по двум показателям: индексу доверия и членству в общественных организациях. За последних 25 лет Р. Патн-эм, число членов разного рода добровольных ассоциаций сократилось в пределах 25-50 %, время неформального общения за тот же период уменьшилось на четверть, а деятельность в общественных организациях – на 50%. Наконец, индекс доверия, то есть число положительных ответов на вопрос: “Можно ли доверять людям?”, с 1972 снизился примерно на треть. В других западных странах подобные исследования не выявили тенденций к сокращению “социального капитала”.
В России так и не были созданы основы гражданского общества. Его становление означало формирование такой общности людей, в которой достигается оптимальное соотношение политического и не политического начал, обеспечивается взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства.
В этом смысле Россия демонстрировала альтернативный западным образцам вариант развития. Основой дореволюционного российского общества была жестокая властная иерархия, всячески ограничивавшая развитие индивидуальной частной собственности на землю, ресурсы и средства производства. Правящий класс, обладавший монополией на власть, одновременно был собственником почти всех средств производства и ресурсов в стране. Он управлял бесправным, полунищим и нищим большинством населения. Социальная структура, состоявшая из двух крайних полюсов, была обречена на постоянные конфликты. Среднего класса, который мог бы выступать стабилизирующим фактором общественного развития, силой, предотвращающей открытое столкновение данных антагонистических сил, почти не было.
Реформы
60-х годов XIX века открыли возможность
формирования гражданского общества.
После них активизировался
Экономическое развитие России сдерживалось абсолютистской формой правления. Император Николай II не желал поделиться властью с нарождавшимся “третьим сословием ” и осуществить назревшие реформы. Война 1914 года лишь обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического строя.
Октябрьская революция 1917 года не затронула принципов организации общества. Вместо сословно-кастовой структуры была введена статусная. Общество, как и прежде, основывалось на отношениях власти. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая одновременно собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. В силу незрелости гражданского общества государство оказалось единственной силой, способной решить проблемы форсированной индустриализации, культурной революции, сохранить целостность и независимость страны. Отсутствие гражданского общества в советской России обусловило установление тоталитарного режима в стране.
Тоталитарный
режим использовал идею мнимого
конституционализма для придания государственной
системе большей легитимности. Так,
конституция в политической доктрине
советского государственного строительства
всегда рассматривалась важным фактором
консолидации общества, символом законности
власти. Эта законность распространялась
на все социальные группы, кроме руководящей.
По мере того, как советское общество становилось
все более открытым, нарастал кризис прежних
форм легитимности власти. Попытки интегрировать
идею “социалистического правового государства”,
соединив тем самым буржуазный конституционализм
советское право, принцип ”свободной
личности ” и общества трудящихся, в существовавшую
конституцию власти лишь снижали ее интегративные
возможности, поскольку были несовместимы
с ней.
Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства