Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разносторонне изучение формирования гражданского общества как правового государства.

Задачи исследования:

Рассмотреть сущность и содержание гражданского общества;

Проанализировать признаки гражданского общества;

Исследовать соотношение правового государства и гражданского общества;

Рассмотреть практику формирования гражданского общества в России как правового государства на современном этапе.

Оглавление

Введение 3

1 Содержание и структура гражданского общества 5

1.1 Сущность гражданского общества 5

1.2 Структура гражданского общества 7

1.3 Признаки гражданского общества 9

2 Соотношение правового государства и гражданского общества 11

3 Формирование гражданского общества в России как правового 17 государства

3.1 Предпосылки развития гражданского общества как правового 17 государства

3.2 Состояние гражданского общества как правового государства в современной России 24

Заключение 26

Список использованных источников 28

Глоссарий 30

Файлы: 1 файл

курсовая А. Гражданское общество - концепция и практическое воплощение новая..doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Наряду  с изложенными правовому государству  присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового  акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

     Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:

     -  Правовое государство  возникает  там, где общество имеет стойкие  демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.

     -  Для формирования правового государства  требуется высокий уровень общей  культуры вообще и правовой  в частности. Куль¬тура как  наработанная человечеством сумма  духовных и матери¬альных ценностей  напрямую влияет на характер политических институтов.

              -  Правовое государство предполагает  и определенный уровень индивидуальной  и общественной нравственности, правовое госу¬дарство основывается  на праве, которое объективно  нуждается в моральном обосновании.

       -  Одной из главных предпосылок  формирования правового го¬сударства  справедливо называют наличие  институтов граждан¬ского общества.

      -  Правовое государство требует  мощного экономического бази¬са,  высоких стандартов жизни и  доминирования среднего клас¬са  в социальной структуре общества.

     -   Формирование правового государства  возможно только при наличии  рыночной многоукладной экономики.

     - Формирование правового государства  требует сбалансирован¬ных усилий. Нельзя проводить правовую реформу  в отрыве, ска¬жем, от политической. Все необходимо делать параллельно. 

     Правовое  государство не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую суб¬станцию. Правовое государство одновременно является катего¬рией сущего и должного, идеалом, преобразующим действитель¬ность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3  Формирование гражданского  общества в России как правового   государства

    3.1  Предпосылки развития гражданского общества как правового    государства

     Исторически гражданское общество пришло на смену  традиционному, сословно-кастовому. При  сословном строе государство  практически совпадало с имущими  классами и было обособленно от основой  массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства.

     На  смену вертикальным феодальным структурам, открыто выражавшим и закреплявшим социальное неравенство, пришли преимущественно  горизонтальные невластные связи, основанные на юридическом равенстве и договорных началах свободных личностей.

     Гражданское общество по сути своей буржуазное. Его основой является юридически свободный индивид. Обособление  гражданского общества от государства  происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.

     Начало данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

     Обособление общества от всепроникающей власти государства  происходило в ходе конфликта  в государстве и в обществе, который разрешился в ходе революций XVII-XVIII веков и последующих реформ. Этот конфликт был следствием естественноисторического перехода от абсолютистских властных систем к конституционным, представителям. Сам же переход отражал формирование новых социально-экономических, политических и культурных реальностей. Они были вызваны в жизнь товарно-денежными отношениями, промышленной революцией, появлением слоя самостоятельных товаропроизводителей, кризисом легитимности абсолютистских режимов, секуляризацией (освобождением от церковного влияния) индивидуального и массового сознания, возникновением политических партий, которые стали важным каналом трансляции разнородных интересов различных групп.

     Реальное  функционирование гражданского общества началось с принятия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Конечно юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно означает всего лишь равенство возможностей. Однако это создало условия для проявления талантов, способности и инициативе личности.

     Свобода человека органически связана с  его материальным благополучием, наличием собственности, свободой частного предпринимательства. А частная собственность является не только экономической основой гражданского общества, но и фактором политического нравственного и культурного прогресса.

     Значение  института частной собственности  в формировании гражданского самосознания человека, - в становлении гражданского общества раскрыл русский философ И.А. Ильин (1882-1954). Он полагал, что частная собственность соответствует индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Кроме этого, она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу; дает собственнику чувство уверенности ; учит человека творчески относиться к труду и любить Родину; закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура; единит семью, вовлекая ее в отношения собственности; питает государственный инстинкт человека; пробуждает и воспитывает в  человеке правосознание; взращивает в нем чувство гражданской самостоятельности; развивает правильный подход к политической свободе.

     Итак, главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства [2, С. 187]. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы в невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.

     В современной политологии гражданское  общество рассматривается как сложное  многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан не равнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.

     Базовые (первичные, витальные) потребности  в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

     Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении, сексе и т.д. реализует комплекс  социакультурных  отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

     Наконец, третий, высший уровень межличностных  отношений составляют потребности  в политическом участии, связанный  с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп и интересов, политических партий, движений и т.д. Если рассмотреть современное гражданское общество в промышленно-развитых странах мира, то оно предстанет как общество, состоящее из огромного числа самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность.  Эти самостоятельные, независимые от государства общественно-политические институты подчас противостоят друг другу, боясь за доверие граждан, остро критикуют и разоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, в общественной жизни и на производстве. Объем “социального капитала” измеряется по двум показателям: индексу доверия и членству в общественных организациях. За последних 25 лет Р. Патн-эм, число членов разного рода добровольных ассоциаций сократилось в пределах 25-50 %, время неформального общения за тот же период уменьшилось на четверть, а деятельность в общественных организациях – на 50%. Наконец, индекс доверия, то есть число положительных ответов на вопрос: “Можно ли доверять людям?”, с 1972 снизился примерно на треть. В других западных странах подобные исследования не выявили тенденций к сокращению “социального капитала”.

     В России так и не были созданы основы гражданского общества. Его становление означало формирование такой общности людей, в которой достигается оптимальное соотношение политического и не политического начал, обеспечивается взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства.

     В этом смысле Россия демонстрировала  альтернативный западным образцам вариант  развития. Основой дореволюционного российского общества была жестокая властная иерархия, всячески ограничивавшая развитие индивидуальной частной собственности на землю, ресурсы и средства производства. Правящий класс, обладавший монополией на власть, одновременно был собственником почти всех средств производства и ресурсов в стране. Он управлял бесправным, полунищим и нищим большинством населения. Социальная структура, состоявшая из двух крайних полюсов, была обречена на постоянные конфликты. Среднего класса, который мог бы выступать стабилизирующим фактором общественного развития, силой, предотвращающей открытое столкновение данных антагонистических сил, почти не было.

     Реформы 60-х годов XIX века открыли возможность  формирования гражданского общества. После них активизировался процесс  становления среднего класса – социальной базы гражданского общества. К 1897 году количество мелких зажиточных хозяев равнялось 23,1 млн. человек, что составляло 18,4% от общей численности населения. К 1913 году оно возросло до 31,5 млн. человек. Средний класс быстро пополняется за счет дворянства, которое после реформы 1861 года в большинстве своем разорилось и вынуждено было искать другие источники дохода. Дворянство переходило на гражданскую и военную службы либо занимало места в торговых и промышленных компаниях, в науке, образовании, земствах.

     Экономическое развитие России сдерживалось абсолютистской формой правления. Император Николай II не желал поделиться властью с нарождавшимся “третьим сословием ” и осуществить назревшие реформы. Война 1914 года лишь обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического строя.

     Октябрьская революция 1917 года не затронула принципов организации общества. Вместо сословно-кастовой структуры была введена статусная. Общество, как и прежде, основывалось на отношениях власти. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая одновременно собственником  средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. В силу незрелости гражданского общества государство оказалось единственной силой, способной решить проблемы форсированной индустриализации, культурной революции, сохранить целостность и независимость страны. Отсутствие гражданского общества в советской России обусловило установление тоталитарного режима в стране.

     Тоталитарный  режим использовал идею мнимого  конституционализма для придания государственной  системе большей легитимности. Так, конституция в политической доктрине советского государственного строительства всегда рассматривалась важным фактором консолидации общества, символом законности власти. Эта законность распространялась на все социальные группы, кроме руководящей. По мере того, как советское общество становилось все более открытым, нарастал кризис прежних форм легитимности власти. Попытки интегрировать идею “социалистического правового государства”, соединив тем самым буржуазный конституционализм советское право, принцип ”свободной личности ” и общества трудящихся, в существовавшую конституцию власти лишь снижали ее интегративные возможности, поскольку были несовместимы с ней.  

Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства