Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разносторонне изучение формирования гражданского общества как правового государства.

Задачи исследования:

Рассмотреть сущность и содержание гражданского общества;

Проанализировать признаки гражданского общества;

Исследовать соотношение правового государства и гражданского общества;

Рассмотреть практику формирования гражданского общества в России как правового государства на современном этапе.

Оглавление

Введение 3

1 Содержание и структура гражданского общества 5

1.1 Сущность гражданского общества 5

1.2 Структура гражданского общества 7

1.3 Признаки гражданского общества 9

2 Соотношение правового государства и гражданского общества 11

3 Формирование гражданского общества в России как правового 17 государства

3.1 Предпосылки развития гражданского общества как правового 17 государства

3.2 Состояние гражданского общества как правового государства в современной России 24

Заключение 26

Список использованных источников 28

Глоссарий 30

Файлы: 1 файл

курсовая А. Гражданское общество - концепция и практическое воплощение новая..doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Наконец, третий, высший уровень межличностных  отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций [2, С. 179]. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

     В гражданском обществе разрабатывается  единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни  все члены общества, какое бы место  в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.

     Гражданское общество можно представить как  своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют  в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

     Возникновение гражданского общества обусловило разграничение  прав человека и прав гражданина. Права  человека обеспечиваются гражданским  обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека. 

    1. Признаки  гражданского общества
 

     Основными признаками гражданского общества являются:

     - наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

     - самоуправляемость;

     - конкуренция образующих его структур  и различных групп людей;

     - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

     - всеобщая информированность и  прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

     - жизнедеятельность в гражданском  обществе базируется на принципе  координации. В отличие от государственного  аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.

     Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для  сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу [9, С. 247]. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

     В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии.

     Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

     Исходя  из сказанного, можно дополнить к  вышеуказанным признакам гражданского общества следующее:

     - возникновение гражданского общества  на определенных основаниях, не  исключая и того момента, что  некоторые институты гражданского  общества создаются в интересах  самого общества в целом и  государственной рационализации;

     - недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества. 
 
 

     2  Соотношение правового  государства и  гражданского общества

     Термин  «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого  rechtsstaat  и соотносится с вполне определёнными концепциями.

     В паре взаимосвязанных феноменов общество – государство ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно в паре гражданское общество – правовое государство определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство – лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.

     В  ХХ веке во многих странах мира сложилось  государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют  его как правовое. Большинство  современных европейских государств принадлежит по своему государственному строю к правовым государствам.

     Само  словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте  стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни  это означает верховенство права  в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.

     Правовое  государство — многогранное явление. В ходе общественного прогресса  оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права [3, С. 328]. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование  являлось антиподам правового государства.

     Правовому государству присущи следующие  признаки:

                I. Принцип приоритета права.

     Приоритет права означает:

     - рассмотрение всех вопросов общественной  и государственной жизни с  позиций права, закона;

     - соединение общечеловеческих нравственно-правовых  ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей  права (нормативность, равенство  всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

     - необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов; 

     -   наличие в государстве необходимых  для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

     II.  Принцип правовой защищенности  человека и гражданина.

     Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

     Непреходящий  характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

     Абсолютность  этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

     Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

     - равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

     -   особые тип правового регулирования  и форма правоотношений;

     - стабильный правовой статус гражданина  и система юридических гарантий  его осуществления.

       Нормальные правовые отношения  предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

     Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

     Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения  позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права  могут быть в любой момент нарушены [3, С. 331].

     III. Принцип единства права и закона.

       В правовом государстве любой  нормативно-правовой акт должен  не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию  быть правовым. Это означает, что  он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

     IV. Принцип правового разграничения  деятельности различных ветвей  государственной власти.

     Власть  в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она  может принадлежать группе лиц (социальной элите). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

     Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную применительно к современным  государствам должна пониматься не как  дележ власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций [3, С. 334]. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства