Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 22:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разносторонне изучение формирования гражданского общества как правового государства.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность и содержание гражданского общества;
Проанализировать признаки гражданского общества;
Исследовать соотношение правового государства и гражданского общества;
Рассмотреть практику формирования гражданского общества в России как правового государства на современном этапе.
Введение 3
1 Содержание и структура гражданского общества 5
1.1 Сущность гражданского общества 5
1.2 Структура гражданского общества 7
1.3 Признаки гражданского общества 9
2 Соотношение правового государства и гражданского общества 11
3 Формирование гражданского общества в России как правового 17 государства
3.1 Предпосылки развития гражданского общества как правового 17 государства
3.2 Состояние гражданского общества как правового государства в современной России 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Глоссарий 30
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций [2, С. 179]. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.
В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентаций, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономика и политика составляют функции гражданского общества. Экономическая и политическая свободы - формы проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной личности.
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.
Возникновение
гражданского общества обусловило разграничение
прав человека и прав гражданина. Права
человека обеспечиваются гражданским
обществом, а права гражданина - государством.
В обоих случаях речь идет о правах личности,
но если в первом случае имеют в виду ее
права как отдельного человеческого существования
на жизнь, свободу, стремление к счастью
и т.д., то во втором случае - ее политические
права. Очевидно, что в качестве важнейшего
условия существования как гражданского
общества, так и прав государства выступает
личность, обладающая правом на самореализацию.
Оно утверждается благодаря признанию
права индивидуальной, личной свободы
каждого человека.
Основными признаками гражданского общества являются:
- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
- самоуправляемость;
-
конкуренция образующих его
- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
-
всеобщая информированность и
прежде всего реальное
-
жизнедеятельность в
Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу [9, С. 247]. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.
В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии.
Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.
Исходя
из сказанного, можно дополнить к
вышеуказанным признакам
-
возникновение гражданского
-
недопустимость гражданским обществом
конфликтов между самими членами общества.
2 Соотношение правового государства и гражданского общества
Термин «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого rechtsstaat и соотносится с вполне определёнными концепциями.
В паре взаимосвязанных феноменов общество – государство ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно в паре гражданское общество – правовое государство определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство – лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.
В
ХХ веке во многих странах мира сложилось
государство с особыми
Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.
Правовое
государство — многогранное явление.
В ходе общественного прогресса
оно приобретает новые
Правовому государству присущи следующие признаки:
I. Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
-
рассмотрение всех вопросов
-
соединение общечеловеческих
-
необходимость идеологически-
-
наличие в государстве
II. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
Абсолютность
этого принципа состоит в том,
что все взаимоотношения
Принцип
правовой защищенности в содержательном
плане имеет специфические
- равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
-
особые тип правового
-
стабильный правовой статус
Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.
Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены [3, С. 331].
III.
Принцип единства права и
В правовом государстве любой
нормативно-правовой акт
IV.
Принцип правового
Власть
в государстве может
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций [3, С. 334]. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.
Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства