Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить и систематизировать теоретические основы влияния гражданского общества на формирование правового государства, и на примере Российской Федерации отследить проблемы и перспективы становления правового государства.
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
- Проанализировать исторические особенности становления концепции правового государства.
- Сформулировать понятие и выделить основные черты современного правового государства.
- Исследовать соотношение гражданского общества и правового государства.
- Выявить и исследовать проблемы и перспективы формирования правового государства в Российской Федерации.
- Исходя из проведенного анализа сформулировать основные выводы по работе.
Объект исследования в данной курсовой работе – общественные отношения, складывающиеся в ходе построения правового государства.
Предметом исследования является концепция правового государства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..…….3
1. Становление и развитие концепции правового государства………………....5
1.1 История становления концепции правового государства…………………..5
1.2 Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское
общество»…………………………………………………………………………13
2. Правовое государство в Российской Федерации: понятие, основные черты,
проблемы и перспективы развития……………………………………………..17
2.1 Понятие и основные черты современного правового государства……….17
2.2 Проблемы и перспективы формирования правового государства в
Российской Федерации…………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Глоссарий …………………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………………34
Приложение А «Основные признаки правового государства»
Приложение Б «Условия построения правового государства в России»

Файлы: 1 файл

Гражданское общество как условие формирования правового государства.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Ачинский 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Теория государства  и права

Тема

Гражданское общество как  условие формирования правового  государства

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…….3

1. Становление и развитие  концепции правового государства………………....5

1.1 История становления концепции правового государства…………………..5

1.2 Соотношение понятий  «правовое государство» и «гражданское

общество»…………………………………………………………………………13

2. Правовое государство  в Российской Федерации: понятие,  основные черты, 

проблемы и перспективы  развития……………………………………………..17

2.1 Понятие и основные  черты современного правового  государства……….17

2.2 Проблемы и перспективы  формирования правового государства  в 

Российской Федерации…………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….30

Глоссарий …………………………………………………………………………33

Список использованных источников……………………………………………34

Приложение А «Основные признаки правового государства»

Приложение Б «Условия построения правового государства в России»

Введение

Согласно Конституции  Российской Федерации ст.1 «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Общественным сознанием  правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое  представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

Идея правового государства, ее возникновение, как и реальные проявления правовой государственности, обусловлено развитием общественной его составляющей в результате вызревания гражданского общества как способа организации человеческого общежития. Идея утверждения права, господства закона в общественной жизни имеет очень древнее происхождение. О необходимости подчинения законам в разной интерпретации говорили еще Платон и Аристотель (закон - ориентир, устанавливаемый для граждан и их правителей), софисты и Эпикур (политическое управление должно осуществляться на основе закона, который одобрен народом).

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер.

Отсутствие единообразного понимания понятия «правовое  государство», соотношения его с  иными правовыми категориями, например, такими, как «гражданское  также  свидетельствует об актуальности темы представленной работы.

Цель данной курсовой работы: изучить и систематизировать теоретические основы влияния гражданского общества на формирование правового государства, и на примере Российской Федерации отследить проблемы и перспективы становления правового государства.

Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих  задач:

- Проанализировать исторические  особенности становления концепции  правового государства.

- Сформулировать понятие и выделить основные черты современного правового государства.

- Исследовать соотношение  гражданского общества и правового  государства.

- Выявить и исследовать  проблемы и перспективы формирования  правового государства в Российской  Федерации.

- Исходя из проведенного  анализа сформулировать основные  выводы по работе.

Объект исследования в данной курсовой работе – общественные отношения, складывающиеся в ходе построения правового государства.

Предметом исследования является концепция правового государства.

Нормативную базу курсовой работы составили положения, изложенные в Конституции РФ. Также в работе применялись научные работы и тематические исследования, посвященные концепции правового государства в частности таких авторов, как И.Кант, Гегель, П.И.Новгородцев, Н.М.Коркунов, Б.А.Кистяковский, В.М.Гессен, В.С.Нерсесянц, И.Ю.Козлихин, Е.А.Лукашева, Л.С.Мамут, М.Н.Марченко, О.В.Родионова, Н.Н.Шульгин, В.А.Четвернин и др.

В работе использована следующая  методологическая база: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.

Основная часть

1. Становление  и развитие концепции правового  государства.

 

1.1 История становления концепции правового государства

 

Формально термин «правовое государство» появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под названием «Государство», «Политика», «Законы» и других проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях»1.

Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие». Только там, заключал Платон, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»2.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Выражая  свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме  перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».

Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал  Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как «общий правопорядок». В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и справедливость.

Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником  естественного права, Цицерон исходил  из того, что права и свободы  человека не даруются и не устанавливаются  кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинного закона», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им...»3

Важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и  составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Им выдвигались призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам4.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей  независимо от их занятий и положения  в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и другие.

Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию», быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью»5.

Эти данные и перекликающиеся  с ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и  идей, формирующих современную концепцию  правового государства. Это тем более невозможно, что им не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности.

Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя  гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Разумеется, до полного  завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII - XX вв.

Философские основы теории правового государства создавались  и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно  указывавшим на необходимость для  государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности6.

В основе современных  концепций правового государства  лежат идеи немецкого философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового  государства у И. Канта сводится к следующим тезисам: 1. Источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей; 2. Человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; 3. В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»7; 4. Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; 5. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;6. Государство – это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства