Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить и систематизировать теоретические основы влияния гражданского общества на формирование правового государства, и на примере Российской Федерации отследить проблемы и перспективы становления правового государства.
Исходя из цели исследования, предполагается решение следующих задач:
- Проанализировать исторические особенности становления концепции правового государства.
- Сформулировать понятие и выделить основные черты современного правового государства.
- Исследовать соотношение гражданского общества и правового государства.
- Выявить и исследовать проблемы и перспективы формирования правового государства в Российской Федерации.
- Исходя из проведенного анализа сформулировать основные выводы по работе.
Объект исследования в данной курсовой работе – общественные отношения, складывающиеся в ходе построения правового государства.
Предметом исследования является концепция правового государства.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..…….3
1. Становление и развитие концепции правового государства………………....5
1.1 История становления концепции правового государства…………………..5
1.2 Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское
общество»…………………………………………………………………………13
2. Правовое государство в Российской Федерации: понятие, основные черты,
проблемы и перспективы развития……………………………………………..17
2.1 Понятие и основные черты современного правового государства……….17
2.2 Проблемы и перспективы формирования правового государства в
Российской Федерации…………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Глоссарий …………………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………………34
Приложение А «Основные признаки правового государства»
Приложение Б «Условия построения правового государства в России»

Файлы: 1 файл

Гражданское общество как условие формирования правового государства.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

- наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

- наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- федерализм;

- верховенство закона;

- взаимная ответственность государства и личности;

- высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

- наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др16.

 

2.2 Проблемы и перспективы формирования правового государства в Российской Федерации

 

На Западе становление  правовой государственности заняло не менее двухсот лет, и можно  утверждать, что правовая государственность – это политическая власть, адекватная развитому гражданскому обществу, демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени мировой цивилизации и культуры. Первые ростки (и теории) правовой государственности России относятся к концу XIX и началу XX века, принципы конституционности пыталось установить в стране Временное правительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание, приход к власти большевиков отвергли всякое подобие правовой государственности, сама идея правления закона была объявлена контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х годов преобразование страны, получившее название перестройки, логически привело к признанию идеи правовой государственности.

На рубеже 90-х годов  прошлого века резко изменился вектор исторического развития нашей страны. Выявились неизбежность радикальных  перемен в ее развитии, переход к обществу и государству, основанным на политическом плюрализме, свободной экономике, приоритете прав и свобод человека. В общественном сознании стала утверждаться иерархия ценностей, принятая в современном мире, - права и свободы человека, гражданское общество, правовое государство.

Исторические особенности  развития России - существование ее на протяжении почти всего XX века в  условиях тоталитарного режима - предопределили характер происходящих перемен. Было очевидным, что обеспечение прав и свобод человека, формирование гражданского общества и его институтов, создание свободной рыночной экономики возможны только через становление правового государства.

Именно поэтому в  этот период появился исторический документ, ныне почти забытый – Декларация о суверенитете Российской Федерации, в которой провозглашались начала государственности новой России как демократического правового государства, основанного на положениях теории разделения властей. Стала по-настоящему актуальной задача разработать политическую и правовую базу для создания в стране судебной власти. Значимость этой ветви власти определяется тем, что в правовом государстве это та реальная опора, которая обеспечивает прочность всей конструкции государственности, создает условия для устойчивого ее развития в политической, социальной, экономической сферах.

Разработка Концепции  судебной реформы в Российской Федерации  была осуществлена группой независимых  экспертов под руководством Б. Золотухина и принятие ее Верховным Советом  РСФСР стало фактически началом создания правового государства. При подготовке Концепции использовались достижения мировой правовой мысли и, естественно, российской дореволюционной правовой науки.

Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

Процесс становления  правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается  также вместе с формированием  гражданского общества и требует  целенаправленных усилий. Правовое государство  не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело17.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, – задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.

В качестве одной из важнейших  задач, связанной с формированием  правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время принято очень много законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. В Конституции страны получили закрепление важнейшие принципы конституционного строя Российской Федерации. Сделаны первые шаги в сторону господства права и разделения властей, гарантированности естественных прав человека. Сделана попытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовой государственности.

Однако законодательного закрепления положений, составляющих суть принципов правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными факты грубейшего нарушения важнейших прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального построения правового государства в России необходимо (Приложение Б):

- повысить общую культуру  населения, чтобы она могла  стать частью мировой цивилизации;

- построить развитую  экономику, создать мощную материально-техническую  базу с высокоэффективными технологиями;

- гарантировать высокий  уровень материальной обеспеченности  граждан;

- создать стабильную  политическую обстановку, решить  национальный вопрос;

- создать развитую  правовую систему, повысить правовую  культуру и правосознание граждан,  обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Процесс формирования правового  государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Россия в современный  период находится в состоянии  кризиса, что обостряет те трудности  и препятствия, которые стоят  на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.

Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование  западных идей (а идея правового государства – западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, это, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и «правовое государство» – это скорее идеальный тип18.

Поэтому, рассматривая современное  развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

Заключение

Правовое государство  – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство  – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через  представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового  государства являются:

1) верховенство закона  во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность  личности и государства;

4) реальность прав  и свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления  правового государства, видимо, можно  отнести следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой  политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового  правового мышления и правовых  традиций.

Правовое государство  – путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие «правовое государство» – это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового  государства – в господстве права  в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей  государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается  отличие правового государства  от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1) ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики;

2) оно представляет  собой политическую организацию  общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

3) располагает специальным  государственным механизмом;

4) обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории;

5) существует благодаря  налогам и другим сборам;

6) обладает государственным  суверенитетом.

Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Государство

суверенная политическая организация  общества, опирающаяся на публичную  власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории

2

Гражданское общество

совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются  интересы индивидов и их групп

3

Личность

устойчивая система социально  значимых свойств человека, характеризующих  индивида как члена общества или  общности

4

Механизм государства

система специальных органов и  иных государственных организаций, с помощью которых государство  осуществляет свои функции

5

Политическая система  общества

упорядоченная на основе права и  социальных норм совокупность институтов, в рамках которой осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества

6

Правовое государство

всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина и наиболее последовательного ограничения государственной власти в целях недопущения злоупотреблений

7

Форма государства

структурный, территориальный и  политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму  государственного устройства и политический режим

8

Форма государственного устройства

внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей

9

Форма правления

способ организации верховной  государственной власти и порядок  ее образования

10

Функции государства

главные направления деятельности государства, обусловленные его  сущностью

Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства