Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:33, курсовая работа
Власть – это, прежде всего, способность навязывать свою волю. Это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.
3.2 Легитимация государственной власти
В основе термина «легитимация» лежит корень того же латинского слова, что и при употреблении понятия «легализация», но первому термину придается иное истолкование. Это тоже узаконение, но узаконение не только правовое, главным образом не правовое, нередко не имеющее отношения к праву, наконец, иногда противоречащее правовым нормам. В отличие от прежнего толкования о легитимности монархических династий в современном понимании легитимность — это состояние не юридическое, а фактическое, не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимация государственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества, народа. Легитимная государственная власть — это власть, соответствующая представлениям общества данной страны о должной государственной власти. Такие представления связаны, прежде всего, не с юридическими нормами, а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с индивидуальной и общественной психикой людей, их коллективов.
В основе легитимации лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе убеждение в том, что такой порядок выражает их интересы. Легитимация прямо связана с интересами людей, которые чаще всего оцениваются ими осознанно, по иногда имеют неосознанный характер. Поскольку интересы людей и различных социальных слоев неодинаковы, а в силу ограниченных ресурсов и других обстоятельств (например, давление других групп) государственная власть не может удовлетворить интересы всех членов и всех слоев общества, она удовлетворяет интересы определенных групп общества и только частично. Поэтому легитимация государственной власти, за редчайшими исключениями, видимо, не может иметь всеобъемлющего характера. То, что является легитимным для одних слоев населения, нелегитимно и противозаконно для других. Поэтому легитимность государственной власти оценивается обычно с точки зрения ее соответствия интересам большинства населения, его представлениям о власти. Следствием легитимности государственной власти является ее авторитет у населения, признание права управлять и соглашение подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, опирающуюся на большинство населения.
Легитимность государственной власти находит свое выражение в ее поддержке населением. Эта поддержка может выть выражена мыслями, чувствами, но, прежде всего действиями. Она находит свое выражение в результатах голосования на выборах парламента, президента, других органов, в итогах референдумов, в массовых демонстрациях населения, одобряющих те или иные мероприятия правительства, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти при попытках государственных переворотов. О поддержке государственной власти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения, анкетирование, проведение различных публичных мероприятий.
Наиболее отчетливой формой
легитимации власти являются социальные
и политические революции, если они
выражают подлинные интересы населения,
свергая угнетательскую антинародную
власть и утверждая новую
Существуют несколько основных форм легитимации государственной власти20. Немецкий политолог М. Вебер впервые выделил три из них, традиционную, харизматическую и рациональную. Первая форма связана с обычаями, традициями населения, нередко с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее отчетливым примером является влияние обычаев и религии во многих мусульманских странах.
Харизматическая легитимность (харизма от древнегреческого — «божественный») обусловлена особыми качествами выдающихся личностей, реже — их коллективов, которым приписываются качества, способные определять поведение людей. К числу таких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и слова. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), а также Гитлер и др. Харизма может быть связана с определенной идеологией. Для укрепления харизмы широко используются ритуальные обряды (факельные шествия в фашистской Германии, парады, демонстрации в определенной униформе и с определенными знаменами, знаками и т.д.).
Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой мероприятий этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, они имеют сравнительно кратковременный эффект, хотя, например, обещания грядущего коммунистического общества, где люди будут трудиться по способностям, а получать по потребностям, длительное время способствовали легитимации государственной власти в странах тоталитарного социализма. Такой основой является не имидж благодушного и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы, а практическая работа органов государства на благо его населения, соблюдение руководителями государства, должностными лицами установленных для всех законов, а не создание привилегий для себя. Важное значение имеет этичное поведение руководителей страны, других должностных лиц в обществе, открытый и честный диалог власти и политических партий, других общественных объединений граждан. Готовность власти к диалогу, умение выслушать оппонента (а не просто стремление командовать и угрожать), понять аргументы других участников диалога, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием этих доводов имеет огромное значение для психологического воздействия на население для легитимации государственной власти.
1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007
2Теория государства и права / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М., 2008. С. 752.
3 Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 2006. С. 256
4 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007
5 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. С. 541
6 Василенко А. И., Максимов М. В., Чистяков Н. М. Теория государства и права. М., 2007. С. 384
7 Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права. М., 2008. С. 208
8 Дмитриев Ю. А., Николаев А. М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2002. С. 840
9 Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.
10 Мацнев А., Карбих Ю. Децентрализация государственной власти и местное самоуправление. Проблемы реализации. М., 2007. С. 384.
11 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
12 Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2008
13 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
14 Пьянов Н.А. Государственная власть и ее механизм.// Сибирский юридический вестник. 2001. №4.
15 Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А. Исаева, М.: Юрист. 1994.
16 Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М, "Юрист", 2007. С. - 527.
17 Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А. Исаева, М.: Юрист. 1994.
18 Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М, "Юрист", 2007. С. - 527.
19 Мацнев А., Карбих Ю. Децентрализация государственной власти и местное самоуправление. Проблемы реализации. М., 2007. С. 384.
20 См.: Ачкасов В А., Елисеев СМ., Ланцов С А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М., 1996. С. 20—46.
Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти