Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Власть – это, прежде всего, способность навязывать свою волю. Это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

 

3.2 Легитимация государственной  власти

 

В основе термина «легитимация»  лежит корень того же латинского слова, что и при употреблении понятия  «легализация», но первому термину  придается иное истолкование. Это  тоже узаконение, но узаконение не только правовое, главным образом не правовое, нередко не имеющее отношения  к праву, наконец, иногда противоречащее правовым нормам. В отличие от прежнего толкования о легитимности монархических  династий в современном понимании  легитимность — это состояние  не юридическое, а фактическое, не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимация государственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающее правильность, оправданность, справедливость, правовую и моральную законность и другие стороны соответствия данной власти, ее деятельности определенным, прежде всего психическим установкам, ожиданиям общества, народа. Легитимная государственная власть — это власть, соответствующая представлениям общества данной страны о должной государственной власти. Такие представления связаны, прежде всего, не с юридическими нормами, а с материальными, социальными, политическими, духовными условиями общественной жизни, с индивидуальной и общественной психикой людей, их коллективов.

В основе легитимации лежит  вера людей в то, что их блага  зависят от сохранения и поддержания  данного порядка в обществе убеждение  в том, что такой порядок выражает их интересы. Легитимация прямо связана  с интересами людей, которые чаще всего оцениваются ими осознанно, по иногда имеют неосознанный характер. Поскольку интересы людей и различных социальных слоев неодинаковы, а в силу ограниченных ресурсов и других обстоятельств (например, давление других групп) государственная власть не может удовлетворить интересы всех членов и всех слоев общества, она удовлетворяет интересы определенных групп общества и только частично. Поэтому легитимация государственной власти, за редчайшими исключениями, видимо, не может иметь всеобъемлющего характера. То, что является легитимным для одних слоев населения, нелегитимно и противозаконно для других. Поэтому легитимность государственной власти оценивается обычно с точки зрения ее соответствия интересам большинства населения, его представлениям о власти. Следствием легитимности государственной власти является ее авторитет у населения, признание права управлять и соглашение подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, опирающуюся на большинство населения.

Легитимность государственной  власти находит свое выражение в  ее поддержке населением. Эта поддержка  может выть выражена мыслями, чувствами, но, прежде всего действиями. Она  находит свое выражение в результатах голосования на выборах парламента, президента, других органов, в итогах референдумов, в массовых демонстрациях населения, одобряющих те или иные мероприятия правительства, в массовых выступлениях населения в защиту государственной власти при попытках государственных переворотов. О поддержке государственной власти или ее отсутствии могут свидетельствовать опросы населения, анкетирование, проведение различных публичных мероприятий.

Наиболее отчетливой формой легитимации власти являются социальные и политические революции, если они  выражают подлинные интересы населения, свергая угнетательскую антинародную власть и утверждая новую государственную  власть. Другое дело, что новая власть далеко не всегда оправдывает чаяния народа.

Существуют несколько  основных форм легитимации государственной власти20. Немецкий политолог М. Вебер впервые выделил три из них, традиционную, харизматическую и рациональную. Первая форма связана с обычаями, традициями населения, нередко с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее отчетливым примером является влияние обычаев и религии во многих мусульманских странах.

Харизматическая легитимность (харизма от древнегреческого — «божественный») обусловлена особыми качествами выдающихся личностей, реже — их коллективов, которым приписываются качества, способные определять поведение людей. К числу таких качеств могут относиться природные способности, пророческий дар, сила духа и слова. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), а также Гитлер и др. Харизма может быть связана с определенной идеологией. Для укрепления харизмы широко используются ритуальные обряды (факельные шествия в фашистской Германии, парады, демонстрации в определенной униформе и с определенными знаменами, знаками и т.д.).

Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой мероприятий этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, они имеют сравнительно кратковременный эффект, хотя, например, обещания грядущего коммунистического общества, где люди будут трудиться по способностям, а получать по потребностям, длительное время способствовали легитимации государственной власти в странах тоталитарного социализма. Такой основой является не имидж благодушного и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы, а практическая работа органов государства на благо его населения, соблюдение руководителями государства, должностными лицами установленных для всех законов, а не создание привилегий для себя. Важное значение имеет этичное поведение руководителей страны, других должностных лиц в обществе, открытый и честный диалог власти и политических партий, других общественных объединений граждан. Готовность власти к диалогу, умение выслушать оппонента (а не просто стремление командовать и угрожать), понять аргументы других участников диалога, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием этих доводов имеет огромное значение для психологического воздействия на население для легитимации государственной власти.

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007

2Теория государства и права / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М., 2008. С. 752.

3 Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 2006. С. 256

4 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007

5 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2007. С. 541

6 Василенко А. И., Максимов М. В., Чистяков Н. М. Теория государства и права. М., 2007. С. 384

7 Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права. М., 2008. С. 208

8 Дмитриев Ю. А., Николаев А. М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2002. С. 840

9 Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993.

10 Мацнев А., Карбих Ю. Децентрализация государственной власти и местное самоуправление. Проблемы реализации. М., 2007. С. 384.

11 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

12 Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2008

13 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

14 Пьянов Н.А. Государственная власть и ее механизм.// Сибирский юридический вестник. 2001. №4.

15 Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А. Исаева, М.: Юрист. 1994.

16 Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М, "Юрист", 2007. С. - 527.

17 Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А. Исаева, М.: Юрист. 1994.

18 Общая теория права  и государства. Под ред. Лазарева В.В. М, "Юрист", 2007. С. - 527.

19 Мацнев А., Карбих Ю. Децентрализация государственной власти и местное самоуправление. Проблемы реализации. М., 2007. С. 384.

20 См.: Ачкасов В А., Елисеев СМ., Ланцов С А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. М., 1996. С. 20—46.

 


Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти