Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:18, реферат

Краткое описание

Любое общество строится на отношениях власти и подчинения. Власть рождается самим., общественным процессом, так как это направляющая сила всех социальных явлений. Наличие власти и ее последствия - принуждения - видно во всех отношениях между людьми. То есть везде где есть общество, там отношения власти и подчинения.

Файлы: 1 файл

Государственная власть как особая разновидность социальной власти.docx

— 18.80 Кб (Скачать)

Государственная власть как особая разновидность социальной власти.  

Любое общество строится на отношениях власти и подчинения. Власть рождается самим., общественным процессом, так как это направляющая сила всех социальных явлений. Наличие власти и ее последствия - принуждения - видно во всех отношениях между людьми. То есть везде где есть общество, там отношения власти и подчинения.

Итак, власть и подчинение - явления общественные, социальные, в них выражается человеческая кооперация, ими строится общество. Власть в  социальном смысле - это способность  подчинять кого-либо или что-либо своей воле.

Любая власть как  атрибут общества - это волевое  общественное отношение. В отношениях власти есть субъекты и объекты власти (те, кто осуществляет власть, и те, на кого направлена власть).

В зависимости от способа выражения воли различается  непосредственно общественная власть и публичная власть, осуществляемая государством. Таким образом, публичная (государственная) власть является разновидностью общественной власти.

Государственная власть - это система властеотношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения.

                                                                                                                                                                                                              Государственной власти присущи следующие признаки; отличающие ее от иных видов общественной власти (например, власти политических партий):

- во-первых, государственная  власть уже не осуществляется  обществом, а реализуется особым  аппаратом, выделившимся из общества, т. е. государственным аппаратом;

- во-вторых, государство  как учреждение власти реализует  свой собственный, обособленный  от общества, "организм". В результате  государственная власть становится  политической и этим отличается  от других видов общественной  власти;

- в-третьих, это  власть, поддерживаемая законом  и потому способная при помощи  аппарата и юридических норм  делать свои веления обязательными  для населения всей страны;

- в-четвертых, это  власть суверенная, она самостоятельна  и независима ни от какой  иной власти;

- в-пятых, это власть  легитимная, т. е. получившая юридическое,  обоснование и общественное признание.

Государственная власть имеет два основных назначения: управление общественными делами и обеспечение  политического порядка.

Государственная власть обладает таким качеством, как верховенство. Оно проявляется в следующих  свойствах:

- в ее универсальности  (она распространяется на всех  граждан и организации);

- в ее прерогативе  (государственная власть в необходимых  случаях может запретить или  отменить проявление любой

другой общественной власти);

- в наличии средств  воздействия, которыми не обладает  никакая другая власть (армия,  милиция, полиция, разведка и  др.):

-- в непосредственном  осуществлении властных требований  по особым каналам, имеющимся  только у государства (законодательство, государственное управление, правосудие, государственный надзор и контроль).

В отличие от властных методов, применяемых различными негосударственными организациями, только государство  осуществляет принуждение, когда это  необходимо. 
 

Государственная власть как разновидность  социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти

Итак, власть - это  способность навязывать свою волю.

Признаки  власти:

· Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в  отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество.

· Власть имеет волевой  характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека.

· Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном  случае воля властвующих не может быть реализована.

Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать  в зависимости от областей, в которых  она проявляется. По этому основанию  можно выделить такие                                         разновидности власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть.

Применительно к специфике изучаемого нами предмета наибольший интерес представляет политическая власть. Политика - это особая сфера жизни общества, в которой выражаются интересы значительных групп людей, связанная с выражением социальных, национальных интересов. В то же время политика - это область жизни общества, связанная с осуществлением власти.

Политическая власть - это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях.

Государственная власть является разновидностью политической власти. Помимо государственной, к политической власти относят партийную власть, власть профсоюзных организаций, иных общественных образований политического характера.

Государственная власть отличается от иных видов политической власти наличием двух отличительных  черт (которые и предопределяют ее признаки):

1. Монополия на  издание общеобязательных велений; 

2. Монополия на  применения государственного принуждения.  
 
 

Признаки  государственной  власти:

· Всеобъемлющий  характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

· Государственная  власть имеет возможность законно  применять принуждение.

· Прерогатива государственной  власти. Означает, что государственная  власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

· Структурированность  государственной власти. Государственная  власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все  органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

· Государственная  власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у  иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

· Государственная  власть - всегда авторитет. Авторитет  определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом - при характеристике легитимности государственной власти).

· Государственная  власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор  общественных отношений.

В основе государственной  власти современных государств лежит принцип разделения властей (его более подробная характеристика будет дана в последующих темах).

Структуру государственной  власти составляют:

1. Субъект (государство  в лице его органов);

2. Объект (подвластные,  население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет множество самых различных  характеристик, в частности, государственную  власть можно рассматривать с  точки зрения ее легитимности.

Легитимность означает поддержку власти народом, готовность народа исполнять законы, требования власти. Термин "легитимность" буквально  означает "законность". Однако с точки зрения теории юридической науки легитимность и законность (легальность) власти - разные явления. Легальность - это юридическое свойство государственной власти,                                                 а легитимность - ее фактическое свойство. Легальность (формальная легальность) означает законность власти, то, что власть установлена законным путем, осуществляется в соответствии с существующими законами. Власть может быть легальной. Но не легитимной, и наоборот. Легитимность характеризуется тремя моментами:

· Формальная легальность;

· Истинная легитимность, т. е. поддержка власти населением;

· Преемственность  власти (смена власти должна происходить законным путем, без насильственных переворотов. В противном случае новая власть может законодательно оформить свою деятельность, т. е. стать формально законной, но при этом не обладать качеством легитимности. Власть, основанная на насилии, не имеет будущего).

Легитимность власти может меняться, она может быть утрачена.

Выделяют три вида (теории) легитимности (которые объясняют  причины, по которым данная власть может  пользоваться поддержкой народа):

· Традиционная легитимность. Народ поддерживает власть потому, что привык к ней; власть носит  длительный, устойчивый характер. Примером может служить монархическая  власть.

· Харизматическая  легитимность. В данном случае народ  поддерживает власть, потому что верит  в личность - носителя власти, обладающую харизматическими качествами. Эта легитимность основывается на вере в вождя, способного привести к светлому будущему.

· Рационально-правовая легитимность. Народ поддерживает власть, т. к. она носит законный характер, воспринимается как справедливая. В  данном случае власть действует в соответствии с интересами народа.

Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является прежде всего то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается прежде всего за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако, с другой стороны, прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря этому качеству государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком.

Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти