Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Власть – это, прежде всего, способность навязывать свою волю. Это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Власть – это, прежде всего, способность навязывать свою волю. Это возможность и способность  осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и  насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или  иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той  или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая  зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего  ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит  существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются  не на персональные отношения, не на кровнородственные  связи (как при родоплеменном  строе), а на иные факторы. Необходимость  сознательной, общественной власти в  человеческих коллективах проистекает  из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей  в коллективе и коллективов между  собой.

Признаки власти:

  • Всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме). Власть и нужна для того, чтобы организовать общество.
  • Власть имеет волевой характер. Всякая власть - это проявление человеческой воли. Власть представляет собой взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля - это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека.
  • Всякая власть обладает определенными средствами для осуществления. Власть должна иметь опору, в противном случае воля властвующих не может быть реализована1.

Власть в обществе бывает различной. Ее можно рассматривать  в зависимости от областей, в которых  она проявляется. По этому основанию  можно выделить такие разновидности  власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть2.

 

1.1 Определение власти. Соотношение видов власти

 

Любое общество нуждается  в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп  ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что  осуществляется путем подчинения одних  людей другими. Подчинение связано  с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.

Власть – одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность  совместной деятельности многих людей  достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем  определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для  воли других людей (объектов власти).

Категория «власть» имеет  ряд родственных понятий.

1) Власть связывают  с господством, под которым  понимают принуждающее насилие,  приказание. Директивный момент (навязывание  своей воли в виде приказа)  присутствует во власти как  обобщенный символ (возможность  применить насилие, наказание)  и как реальная власть по  отношению к тем, кто нарушил  законы. С другой стороны, категория  господства уже категория власти, т.к. власть может выступать  в форме влияния и авторитета  и не прибегать к насилию.

2) Власть может осуществляться  в форме влияния. Но влияние  по содержанию шире власти. Говорить  о власти можно и том случае, если это влияние не носит  случайного характера, а наблюдается  постоянно.  Власть как влияние  осуществляется либо в форме  убеждения (воздействие на рациональный  уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание)

3) Авторитет рассматривается  как возможная форма и источник  власти. Авторитет – это руководство,  добровольно признаваемое подвластными  за субъектом власти права  на власть в силу его моральных  качеств или деловой компетенции3.

Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального  уровня можно различать власть:

- в масштабе всего  общества;

- внутри того или  иного коллектива (организации);

- в отношениях между  двумя индивидами.

То есть власть может  выступать как социальная - присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями и т.д.)

Социальная власть может  проявляться в политической и  неполитической формах.

Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения  между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

Политической является та власть, которая способна выступить  средством реализации, защиты интересов  больших социальных групп. Разновидностями  политической власти являются:

- власть  одной социальной  группы (общности) над другой (например, господство одного класса над  другим);

- государственная власть;

- власть партийная,  а также иных политических  организаций и движений;

-  власть политических  лидеров.

В специальной юридической  и философской литературе наряду с признанием одними авторами тождества  понятий политической и государственной  власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Сторонников  второй точки зрения объединяет то, что термин и понятие «политическая  власть» они употребляют в  более широком значении, нежели «государственная власть», - в смысле власти, осуществляемой не только государством, но и другими  звеньями политической организации  общества4.

Говоря об особенностях государственной власти, ее качествах  и признаках, следует иметь в  виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с  государством; во-вторых, то, что государство  и государственная власть – это  все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует, что, с одной стороны, признаки государственной власти и  государства взаимосвязаны, тесно  переплетаются, а с другой – они  полностью не совпадают и подходы  к их характеристике должны быть различными.

 

1.2 Власть как социальный  феномен

 

По своей природе власть - явление  социальное (общественное), поскольку  возникает в обществе.

Социальная власть (хотя и в скрытой  форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны  возможности влиять на поведение  людей.

Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.

В самом широком значении власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином  и государством, между должностным  лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой.

Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям  между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для  всех правила поведения.

Власть как феномен  проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека. В личной жизни - это власть над собой и обстоятельствами, в социуме - это власть над людьми, в биосфере - это власть над природой.

С древнейших времен в  истории человечества власть рассматривалась  как социальная роль (шаман, лидер, вождь, герой), как социально-психологический  ресурс для управления людьми (определенные качества и свойства личности) и  как механизмы управления и подчинения одних людей другим (превосходство, заражение, внушение, авторитет, страх). Мифы первобытных обществ свидетельствуют о наличии в сознании людей стремления к подчинению некоторым выдающимся личностям, отождествляемым с богами и сверхличностями.

Таким образом, социальная власть — это волевые отношения  между людьми по поводу организации  их совместной деятельности, выработки  и осуществления общей для  данного социального коллектива воли (интересу).

Особенной разновидностью социальной власти является власть государственная. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (социальный) характер, то в классово организованном — политический.

В государстве мы имеем  дело с политической властью. В анализе  политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она  имеет крепкие корни в общественной и частном жизни граждан.

Существуют различные мнения о  власти как социальном феномене.

Одни рассматривают ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как созидательную силу, как способность  к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи предлагают рассматривать власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют  два начала – созидательное и  насильственное. В частности, еще  Т. Парсонс предложил рассматривать власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение5.

В этом случае определяются ведущие  и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные.

Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями  в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности  власти и ее долговечности.

Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в  обществе и быть свободным от его  правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна6.

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ  СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

Государственная власть является разновидностью социальной власти.

В литературе по – разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».

 Согласно одной точке  зрения, государственная власть - более  узкая категория, чем политическая  власть, ибо последняя осуществляется  не только государством, но и  другими звеньями политической  системы общества - органами местного  самоуправления, партиями, политическими  движениями, общественными организациями  и т.п. 

Так, в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти, хотя и осуществляют власть.

Вместе с тем если государственная власть выступает  от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части  или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования.

В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами7.

Иными словами, подобно  тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

Согласно другой точке  зрения, понятие «политическая власть»  тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется  не иначе как при его участии, разрешении.

Государственная власть –  это публично – политическое отношение  господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное  принуждение.

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых  действий людей, государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как  высший авторитет, добровольно или  вынужденно признаваемый всеми членами  социального сообщества, сложившегося на данной территории.

Властное руководство  предполагает, с одной стороны, возможность  носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость  подвластных подчинять свое поведение  властному повелению8.

 

2.1 Свойства государственной  власти

 

Можно выделить следующие  свойства государственной власти9.

 Во – первых, государственная власть, как и любая власть, – это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других. Именно так или почти так чаще всего определяется власть. И хотя ее иногда отождествляют с государственной властью, рассматривая в качестве либо политического господства, либо системы государственных органов, либо облеченных властными полномочиями государственных служащих, власть, тем не менее, понятие достаточно широкое, поскольку этим понятием охватываются самые разные виды власти, включая и государственную.

Во – вторых, государственная  власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется  в отношениях между людьми. Как  разновидность социальной власти государственная  власть – это способность или  возможность воздействовать не вообще на чье-то поведение, а на поведение  людей, распоряжаться или управлять  не вообще кем-то, а людьми и их объединениями, подчинять своей воле не вообще кого-то, а опять же людей.

Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти