Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Власть – это, прежде всего, способность навязывать свою волю. Это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных  выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает  законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами  человека. Законодательные органы находятся  под контролем избирателей посредством  системы народного представительства  и свободных демократических  выборов и в системе с другими  органами власти - судебными и исполнительными.

Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной  отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое  решает множество вопросов, в том  числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного  быта и нужд населения и т.д. Особенность  состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной  инициативой.

Исполнительно – распорядительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она  не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан  исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Её сдерживание достигается посредством  регулярной подотчётности и ответственности  перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную  структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение  к ней в обществе, направления  её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни  общества. Каждый человек должен иметь  твёрдую уверенность в том, что  его обращение в судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными  средствами – норма правового  государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван  быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов (Верховный суд, Конституционный суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.

Государственная власть имеет  возможность законно применять  принуждение. Государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой  иной власти на своей территории.

Государственная власть проявляется  вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны  между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет  определенную жесткую структуру: состоит  из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической  соподчиненностью. Это внутренняя структура  органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной  власти17.

Государственная власть имеет  особые каналы для передачи своих  велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему  исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это  насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее  об этом - при характеристике легитимности государственной власти).18

Государственная власть связана  с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а  право - самый эффективный регулятор  общественных отношений. Именно этим государственная  власть и отличается от других видов  социальной власти.

 

2.4 Формы и способы осуществления государственной власти

 

Понятие формы правления  объясняет, из каких основных институтов складывается организация государственной  власти, как они формируются и  как они взаимодействуют друг с другом. По форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики.

В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или номинальные) приобретаются единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда:

- династии могут меняться  в результате захвата силы,

- известны выборные  монархии, в которых судьбу короны  решала аристократия. Власть монарха  (и сам институт монархии) легитимируется  ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии  монарх не подлежит юридической  ответственности. Монарх, осуществляющий  реальные властные полномочия, не  несет законной политической  ответственности за свою деятельность.

Монархии подразделяются на абсолютистские и конституционные.

Конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

В республике высшие полномочия государственной власти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики - это выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, законность, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Для современный развитых государств характерны три формы правления: президентская республика, парламентская форма правления, смешанная (полупрезидентская) республика.

Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Способы осуществления  государственной власти объясняет  понятие “государственный режим”. Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного обобщения (граждан и подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы и авторитарные (диктаторские) и демократические.

Авторитаризм означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными отношениями, при котором сигналы обратной связи, показывающие реакцию общества на управление, блокируются и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены). Здесь нет легальных оппозиционных политических партий, не контролируемых властью профсоюзов либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций. Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима.

В XX в. можно выделить два вида авторитарных государственных режимов – прогрессивные и консервативные. Цель прогрессивных режимов - догоняющее индустриальное развитие на основе экономического принуждения (например, режим Пиночета в Чили). Консервативные режимы (например, мусульманские фундаменталистские режимы) возникают в условиях разрушения традиционного общества и представляют собой реакцию традиционно правящей политической элиты на ослабление ее господства.

Жесткие авторитарные государственные  режимы не следует путать с тоталитарными  режимами – коммунистическим (социалистическим), национал – социалистическим, фашистским и т.д.

Тоталитаризм – это не просто крайний вариант авторитаризма. Это разновидность деспотии, рецидив деспотии в XXв. в эпоху индустриального развития. Деспотия – ничем не ограниченная власть, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы – политической, экономической, духовной и т.д. Этот режим создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом, принуждении19.

Демократия в современном смысле этого понятия означает формально равное участие полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной власти. Принцип демократии – это формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов государственно-правового общения возможность участвовать в формировании государственной воли.

Признаком современной  демократии прежде всего являются политические свободы – идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций. В условиях демократии регулярно проводятся свободные выборы высших государственных органов, т.е. избираемые органы несут политическую ответственность перед избирателями. К участию в выборах допускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех, кто преследует цель свержения демократического режима и установления диктатуры, а также иные антиправовые цели.

Принято различать непосредственную (прямую) и представительную форму  демократии.

 

ГЛАВА 3. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ И ЛЕГИТИМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ

 

3.1 Легализация государственной  власти

Законы и иные нормативные  акты, издаваемые от имени государственной  власти, легализуют (от латинского слова  «lex»), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, незаконными те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь сама государственная власть тоже нуждается в легализации.

Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всего конституциями, особенно если они принимаются на референдуме. Легализация может осуществляться также путем принятия конституции избранным народом Учредительным собранием или парламентом. Конституции закрепляют основы общественного и государственного строя, порядок создания и систему органов государства, методы осуществления государственной власти, делая их легальными, законными.

Легализация государственной  власти, ее органов, их полномочий, порядок  деятельности осуществляется также  иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах парламента и президента, законы о правительстве, о судебной системе), указами президента, постановлениями правительства, решениями судов (например, Конституционного суда и других судов, рассматривающих споры о полномочиях между органами государства) и т.д.

Легализация государственной  власти — понятие юридическое. Обоснование  властных полномочий в данном случае коренится в юридических актах, хотя бывают такие конституционные  акты, которые легализуют (на деле, только внешне) антинародную, антидемократическую, террористическую, государственную  власть. Поэтому, определяя легальность  или нелегальность государственной  власти, меру ее легализации, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, наличие или отсутствие конституции, иного основного закона, определяющего пределы государственной  власти, основные права граждан), но и то, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного права.

Государственная власть должна быть законной.

Во-первых, должно быть законным само ее происхождение (установление). Узурпация, захват государственной власти (как правило, это насильственное действие) незаконны, поскольку государственная власть должна вручаться ее органам в соответствии с процедурами конституции.

Во-вторых, законной должна быть ее организация. В современном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа, например, путем выборов важнейших органов, и если в стране в течение многих лет нет избранного парламента и президента (правит страной лицо, провозглашенное президентом военным советом), отсутствуют представительные органы на местах, действуют чрезвычайные суды, организация такой власти не отвечает подлинным принципам легальности. В-третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Вмешательство государственной власти в частную жизнь граждан противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности. Наконец, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей. Массовый террор государственной власти по отношению к населению страны, депортация целых народов, лишение большинства населения избирательных прав, преследование инакомыслящих и т.д. лишает государственную власть подлинной легальности.

Нарушение принципа легальности  государственной власти предполагает юридическую ответственность — политическую, уголовную, гражданскую. Она может выражаться в отставке высших должностных лиц, предании суду лиц, совершивших попытку государственного, военного переворота (так бывает, правда, только в случаях неудачных попыток), в смещении с должности (с возможностью предания затем суду) президента, других высокопоставленных должностных лиц за злоупотребление властью, измену государству, в возмещении ущерба гражданам в случае незаконного использования государственной власти ее различными органами и должностными лицами.

Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти