Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:33, курсовая работа
Власть – это, прежде всего, способность навязывать свою волю. Это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.
В – третьих, государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.
Нередко государственную и публичную власть отождествляют, полагая, что публичная власть – это и есть власть государственная [Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. С. 99.]. Между тем государственная власть – не единственная разновидность публичной власти. К последней следует отнести, например, власть первобытного общества, которая тоже носила всеобщий, всенародный характер, являлась властью всего общества и распространялась на всех его членов. Поэтому не случайно отдельные государствоведы предпочитают называть государственную власть особой публичной властью или публичной властью особого рода. Но так или иначе государственная власть – это власть публичная, в связи с чем ее нужно рассматривать как способность или возможность осуществлять управление, руководство обществом.
В – четвертых, государственная власть – это власть политическая. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, организации политической, и функционирует в социально неоднородном обществе, обществе, разделенном на различные социальные группы: классы, сословия, страты и т.д.
В научной и учебной литературе государственную и политическую власть часто отождествляют, подчеркивая, что политическая власть – это и есть власть государственная. Определенные основания для такого отождествления существуют, поскольку политическая власть первоначально возникает как власть государственная и долгое время пребывает только в этом качестве. Связано это с тем, что государство явилось исторически первой политической организацией, просуществовавшей в единственном числе достаточно длительное время. Однако постепенно в обществе сформировались и другие политические организации (например, политические партии), власть которых тоже приобрела политический характер. Поэтому государственная и политическая власть – это не совсем одно и то же, поскольку кроме государственной существуют и могут существовать другие формы политической власти. Однако вне зависимости от того, как решается вопрос о соотношении государственной и политической власти, государственная власть всегда была и остается властью политической, исходя из чего, ее следует рассматривать как способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом10.
В – пятых, государственная
власть – это легитимная власть.
Легитимность государственной власти,
как принято считать, выражается,
прежде всего, в признании этой власти
населением страны в качестве публичной.
Поскольку государственная
Получение кредита доверия
у населения, по-другому легитимация
государственной власти, имеет несколько
форм. Чаще всего, вслед за немецким
политологом М. Вебером, выделяют три
таких формы: традиционную, харизматическую
и рациональную. Традиционная легитимация
основана на действующих в обществе
обычаях и традициях, нередко
связана с ролью религии, с
личной, племенной или сословной
зависимостью. Харизматическая легитимация
обусловлена особыми (нередко приписываемыми)
качествами тех или иных государственных
деятелей. Благодаря этому, такие
государственные деятели
Легитимность государственной
власти помимо признания ее населением
характеризуется также
В – шестых, государственная
власть – это власть территориальная.
Как и государство, она действует
только в пределах территории страны.
При этом центральная власть действует
в пределах всей территории страны,
региональная – в пределах территории
соответствующего региона (например, в
пределах территории субъекта федерации),
местная – в пределах территории
соответствующих
В – седьмых, государственная власть – это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Верховенство проявляется в том, что государственная власть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенство государственной власти проявляется и в том, что только она может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость же государственной власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера12.
В – восьмых, государственная
власть – это власть, которая
осуществляется при помощи различных,
в том числе и специальных,
средств и методов. Государственная
власть, как и любая власть, может
осуществляться, используя самые
различные средства и методы. Это
могут быть сила авторитета, традиции,
идеология, религия, пропаганда, поощрительные
меры и т.д. Вместе с тем государственная
власть располагает и своими, специальными
средствами и методами, которых нет
ни у одной другой социальной власти.
К специальным средствам
2.2 Структура и механизм
Вопрос о структуре государственной власти – это вопрос о ее внутреннем строении, о тех элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной власти необходимо рассматривать с разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.
Прежде всего, рассмотрим
структуру государственной
Второй структурный
элемент власти – сила. Сила как
бы подкрепляет волю, способствует
ее претворению в жизнь. Без силы
воля не способна утвердиться, не способна
воздействовать на поведение других.
Сила власти может быть выражена в
ее авторитете, в идеологическом воздействии,
в принуждении, в насилии. Сила государственной
власти наиболее ярко проявляется в
государственных органах, прежде всего
в органах принуждения – армии,
полиции и др. Когда авторитета
государственной власти недостаточно
для утверждения
Иначе будет выглядеть
структура государственной
Таким образом, в структуре государственной власти можно выделить, как представляется, следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.14
Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.
Объекты власти – это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.
Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектом и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти15.
Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т.д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.
Наконец, методы осуществления
власти – это те приемы, которые
использует государственная власть
в целях подчинения своей воле
поведение и деятельность подвластных.
Традиционно государственная
2.3 Виды государственной власти и их взаимосвязь
Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт (которые и предопределяют ее признаки):
1. Монополия на издание общеобязательных велений;
2. Монополия на применения государственного принуждения
Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что осуществляется путем подчинения одних людей другими. Подчинение связано с возможностью применения к управляемым принуждения как необходимого признака власти.
Власть – одна их форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).
Особенно актуальна
проблема взаимодействия властей. Многие
считают важнейшей среди всех
властей экономическую власть, власть
собственников средства производства
и других общественных богатств. В
рыночном обществе, где почти всё
имеет цену и денежное выражение,
подавляющее большинство СМИ
принадлежит крупным
Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять её своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Её монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и иной политики.16
Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступа к знаниям и информационного влияния; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.
Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти