Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:28, реферат
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них
Функции государства - это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-
историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается
целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи.
Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований,
зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.
Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной
обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую
безопасность страны.
В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это
направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение.
Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные
последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно
устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования,
условия и порядок
использования природных
качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право
на безопасную (благоприятную) окружающую среду - одно из естественных прав человека.
В ст. 42 Конституции РФ зафиксировано: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его
здоровью или имуществу
экологическим правонарушением"
предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических
лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.
Государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что
государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества
окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности,
предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и
общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда,
причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;
государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлекать к
ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований.
Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль.
Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной
политики. Налоги предназначены для:
а) покрытия расходов на содержание государственного аппарата;
б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения;
в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны.
Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой
системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных
полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость
рассматривать данную функцию
как специфические
государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный
"вертикальный" характер,
тем не менее демократизация
деятельности государства
внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав
и законных интересов налогоплательщиков.
Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов
государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов
финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и
рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.
Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед
государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью
использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных
финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.
Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная
палата, Центральный банк, Министерство финансов, Налоговая служба, Государственный
таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной
власти и др.
В контроле могут участвовать
и негосударственные
В юридической литературе
функцию налогообложения и
не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по
отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных
этапах развития общества, в период его реформирования, сопровождаемого становлением новых
рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть
выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только особой
сферой применения, но и формами и методами осуществления: проведение ревизий, проверок,
установление нормативов деятельности субъектов, мерами воздействия и др.
Значение функции
стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном
объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное,
должно вести строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты
интересов общества, государства, личности.
Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав
и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.
Обеспечение прав человека и гражданина - главный критерий демократичности государства. Права
человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым
сообществом. В современных условиях происходят интернационализация проблемы прав человека,
перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание
международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека. Во Всеобщей декларации
прав человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства
должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и
неприкосновенные; во-вторых, не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы,
религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере.
Многие государства, в том числе Россия, возвели в ранг конституционного принципа уважение
прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание
разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.
Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка
осуществляются системой правоохранительных органов, среди которых большая роль
принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др.
4. Внешние функции государства
Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств серьезно изменила их
внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и
принципов в международных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные
принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед
внутригосударственными правом и законом.
Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением
напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании
взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг
отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные,
транспортные и др.
Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в
установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде
принципов, главные из которых: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами:
каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных
связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер.
Названные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права
собственности и иностранных инвестиций. Так, иностранные инвестиции и собственность должны
быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика допускает
национализацию лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а
также способов разрешения возникающих конфликтов. Национализация не должна носить
дискриминационного характера; осуществляется только на основе закона; собственнику надлежит
компенсировать потерю имущества и обеспечить возможность оспаривания акта о национализации
в судебном порядке.
Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе
поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям
национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для
реализации двух задач:
а) защиты независимости и
выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы
государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.
Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно.
Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности
государств, т.е. организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность
возникновения войн. Данная система базируется на принципах неприменения силы, мирного
разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии.
Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-первых, деятельность по разоружению,
ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения; во-вторых, обеспечение
сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том
числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом; в-третьих, участие мирового
сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются
нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует
международного вмешательства.
Функция сотрудничества
с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении
глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между
государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые
затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного
реагирования.
К числу глобальных относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в
предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные
пределы одного государства.
Объединение международных
главных направлениях:
1) ограничение вредных
воздействий на окружающую
2) рациональное использование природных ресурсов.
Такое сотрудничество позволяет: предупреждать промышленные аварии; обеспечивать готовность
к чрезвычайным ситуациям и раннее оповещение о них; снижать серьезные последствия
катастроф.
Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и
окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами
промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением
радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового
слоя планеты) и др.
Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных
тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками
космических объектов.
Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к
исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится
генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов
как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о
согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого
топлива, невозобновляемых природных ресурсов.
Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:
обмена научной информацией, проведения совместных исследований, разработки научных
прогнозов относительно
неблагоприятных изменений
распространения опыта контроля за правонарушениями в сфере окружающей среды;
применения рыночных механизмов для предотвращения ущерба природе (налоговых льгот,
кредитов, системы штрафов и др.);
согласования национальной политики государств в экологической сфере;
механизма взаимодействия государств в чрезвычайной экологической обстановке.
Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и