Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:28, реферат

Краткое описание

1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них
Функции государства - это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-
историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается
целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи.
Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований,

Файлы: 1 файл

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

отличие от самостоятельных  функций, выражающих сущность и социальное назначение

государства, подфункции воплощают специфически особенное  в рамках конкретного направления

деятельности и в  воздействии на общественные отношения.

Общепринятой является классификация функций государства  по сферам деятельности: на

внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри

данной страны, а внешние  раскрывают специфику его интересов  в межгосударственных

отношениях, в международном  общении. Внешние и внутренние функции  тесно связаны между

собой, действуют в  определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым

ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи

общие функции, которые  осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается

классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом

выделяются пять таких общих функций:

экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе

посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и

общественной безопасности, социального и национального  согласия, подавления сопротивления

противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;

социальная - охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по

удовлетворению социальных потребностей людей,

поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению  надлежащих условий труда,

его оплаты, быта и др.;

идеологическая - поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация

образования, поддержание  науки, культуры и др.;

экологическая - охрана окружающей среды.

Однако  большинство ученых различают внутренние и внешние функции. При этом к внутренним

функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения

и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения  законности и правопорядка,

а к внешним - обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание

мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных  видах отношений, в том числе

в решении глобальных проблем современности.

Характеристика каждой из названных функций позволяет  раскрыть содержание деятельности

государства на современном  этапе развития.

3. Внутренние  функции государства

Политическая  функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции

государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует

целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через

которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе

обеспечение народовластия.

Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени

осуществлять государственную  власть в стране; органы местного самоуправления, посредством

которых население конкретного  региона решает свои местные дела; формы непосредственного

участия народа в осуществлении власти через референдум.

Помимо формирования органов государства  и участия в решении государственных  вопросов,

население страны должно иметь возможность  контролировать функционирование государственной

власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции

в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это  предполагает:

1) реализацию волеизъявления народа  в форме законотворчества и  в иных государственных

решениях;

2) обеспечение государственного  суверенитета, определение правового положения конкретных

территорий и управление ими;

3) создание условий для самоорганизации  и самоуправления народа, для  формирования

демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в

управлении собственными делами;

4) официальное представительство  общества, поскольку функция обеспечения  народовластия

означает наличие правовых отношений  между государством и обществом, зависимость

государства от общества и ответственность  перед ним;

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например,

Конституционным Судом), а также  непосредственно народом путем  осуществления права на

противодействие любой попытке  насильственного изменения или  устранения существующего

конституционного строя.

Функция государства  в политической сфере имеет своей  стратегической направленностью

создание жизнеспособного  демократического общества.

Однако одних демократических  институтов недостаточно для осуществления  подлинного

народовластия, так как  демократические институты могут быть использованы и в

антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность  установления тирании

большинства, возможной  в любой системе демократии. И  здесь велика роль государства, которое,

выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов

различных социальных групп  и слоев в обществе, не допускать  нарушения прав человека,

интересов меньшинства  во имя общего блага.

Деятельность государства  в политической сфере сложна, многогранна  и по существу является

ключевой, так как создает  условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция

позволяет установить в  обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим

направлениям деятельности государства.

Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях

распределительной или  рыночной экономики. В условиях распределительной  экономики,

господства государственной  собственности государство монопольно регулирует экономические

отношения, непосредственно  определяя объемы производства, товарооборота, распределения

ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и

равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается

преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регулированием со

стороны государства. В  этих условиях государство "сбросило" с себя часть обязанностей в

экономической сфере.

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным

образом к следующим  мерам:

1) выработка экономической  политики в масштабе общества;

2) управление предприятиями  и организациями, составляющими  государственную собственность.

Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение,

например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный  транспорт, связь и

др.;

3) установление правовых  основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование

государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия

всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения

недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного

производителя;

4) регулирование внешнеэкономических  отношений в целях защиты государством  своего

экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики

при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

В период экономических  кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в

экономику увеличивается.

Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на

элементы саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых

средств и рычагов. В  качестве эффективного метода регулирования  экономических отношений в

странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт

зарубежных стран, рынок  не только совместим с планированием процесса экономического

развития, но и практически  невозможен без определенных целей, механизмов их осуществления,

без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и

содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных

отношениях: а) не носит  жесткого характера; б) основано на использовании  экономических

методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и  др.); в) имеет рекомендательный

характер в отношении  частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные

интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.

При характеристике экономических  функций государства следует  иметь в виду, что рынок -

динамичное явление, постоянно  меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его

регулирования также  меняются, иначе такое регулирование  теряет эффективность.

Социальная  функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее

содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих

государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции - обеспечение

общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных

возможностей для всех граждан  в достижении такого благополучия.

Важную часть социальной функции  составляет социальная защита тех, кто  нуждается в

государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные  семьи,

сироты, дети в неполных семьях, а  в условиях межнациональных конфликтов к этой категории

добавились беженцы и вынужденные  переселенцы.

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоицальное начало - снятие или смягчение

социальных противоречий путем  использования цивилизованных средств  их разрешения;

обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного

объема благ за счет государства.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право  каждого на жизненный

уровень, необходимый  для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его

семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит

гарантированный со стороны  государства прожиточный минимум.

С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка  государством малообеспеченных

граждан приобретает  особую значимость. Государство обязано  принимать необходимые меры

социальной защиты людей  от негативных последствий инфляции.

Другим важным компонентом  социальной функции являются обеспечение  права каждого на

свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий

труда и соответствием  требованиям гигиены, социального  страхования и обеспечения. Все  эти

проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает

необходимыми, с одной  стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права  на

труд), а с другой - формирование системы страхования от безработицы, подготовки и

переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями  производства, обеспечение

государство^ занятости  трудоспособного населения. Но достижение полной занятости - идеальная

цель, к достижению которой  стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако

ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И

хотя, по утверждению  специалистов, не существует универсального

плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о

том, чтобы реформы  и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности

людей, чтобы по возможности  смягчить социальные последствия своей  политики путем

расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев

общества. В реализации социальной функции большое место  принадлежит государственной

политике в области  образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных

областях социальная функция осуществляется в форме  государственной поддержки (финансовой,

материальной, программной  и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений,

учреждений культуры.

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны, и

вмешательство государства  здесь недопустимо, в том числе  посредством государственной цензуры

печатных изданий, театральных  постановок, кинематографической продукции и т.д.

В условиях рынка государство  должно освободить указанные сферы  от рыночных механизмов,

взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть

общедоступными, поскольку  в данном случае речь идет о главных социальных ценностях:

здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом

Информация о работе Функции государства