Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:28, реферат
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них
Функции государства - это главные социально значимые направления деятельности на конкретно-
историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается
целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи.
Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований,
признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном
общении.
Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество
государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно,
констатируя возросшие возможности для сотрудничества государств в различных сферах, нельзя в
то же время отрицать взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного
мира.
Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие
тенденции в их развитии:
1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества.
При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая,
охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;
2) кардинальное изменение
содержания многих функций,
новой демократической государственности;
3) утверждение приоритета
общесоциального,
государства;
4) возрастание национальной
и социальной ценности
является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником
прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных,
конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в
обществе.
5. Формы и методы реализации функций государства
Государство осуществляет
свои функции в особых формах и
посредством специфических
Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает
деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства,
приемы, используемые при функционировании государства.
В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства
(проф. В.М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового
регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную,
идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды
государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями,
поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами
права.
Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций
государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М.И.
Байтин).
Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую
(исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы
связаны с изданием юридических актов; организационные - чаще всего реализуются в пределах
уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие
осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести
создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное
обеспечение их работы, подбор кадров специалистов, технического обслуживающего персонала,
делопроизводство, статистику и др.
Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и
права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их
использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие
общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение
управления обществом требует разнообразия управленческих методов.
Можно
назвать следующие укрупненные
осуществляет свои функции:
1) метод нормативного правового регулирования;
2) метод принуждения,
используемый при нарушении
предписаний;
3) метод рекомендаций,
т.е. ориентация на конкретный
вариант поведения или
желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому
варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;
4) метод договорного
регулирования, приобретающий
государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но
и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов
ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами,
властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения
автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только
федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами
государственной власти края или области;
5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды
предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует
продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.
В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка
большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других
нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами,
общественными объединениями и всеми субъектами права;
6) метод информационного
влияния на общество
государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного
регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным
методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг
отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и
государственных деятелей. Посредством
информационного влияния
социальных и юридических
Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но
перечисленные являются основными, определяющим образом воздействующими на
функционирование государства._