Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:46, контрольная работа
Цель исследования – исследование формы государства, ее элементов и видов.
Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками: - правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент; - лидер партии, получивший большинство депутатских мандатов, становится главой правительства; - власть монарха является символической, он “царствует”, но не правит; - правительство подотчетно в своей деятельности парламенту. Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Дания, Испания, Бельгия, Швеция, Япония и др.
Дуалистическая монархия характеризуется юридическим двоевластием: законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную - монарх. При этом монарх осуществляет управление страной через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство (Япония до 1945 г). Дуалистических монархий в чистом виде в настоящее время не существует.
Монархию как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические признаки. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что “каждый сам за себя, один царь - за всех”. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему: надеждами на царя-батюшку. Таким образом, монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества.
Республика (лат. res publica - общественное дело) как форма правления отличается следующими признаками: - выборность органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальный характер; - выборность на определенный срок главы государства; - власть осуществляется от имени народа, который делегирует свои властные полномочия своим представителям; - юридическая ответственность государственной власти (в том числе и главы государства) Малько, В.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.- С. 60-61..
В
качестве современных форм республиканского
правления рассматриваются
Республика
или республиканская форма
История
государственно-
Демократическая республика существовала в Афинском государстве (V-IV вв. до н. э), что обуславливалось социальной структурой общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения, существованием эффективной системы органов государственной власти, имеющих строго определенные функции. Ведущая роль среди государственных органов отводилась демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот). Аристократическими республиками были Спарта (V-IV вв. до н. э) и Римское государство (V-II вв. до н. э)
В
эпоху феодализма существовала республиканская
форма правления в городах-
Эпоха
капитализма и современная
Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента - главы государства, парламента - законодательного органа и правительства - органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия, Аргентина). В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.- С.147.. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента и возглавляет его (США) или назначает премьер-министра, утверждает состав правительства, представленный премьером, контролирует деятельность правительства (Франция, Россия). Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти ("импичмент"). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, умышленно, грубо нарушает конституцию. Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при Президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.
Президентская
республика является весьма гибкой формой
правления, поэтому она и получила
довольно широкое распространение
Большинство государств, составляющих
Организацию Объединенных Наций, имеют
президентские системы
Парламентская
республика - разновидность формы
правления, при которой значительная
роль в организации государственной
жизни принадлежит парламенту. Правительство
формируется парламентским
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Индия, Турция, Финляндия и др.).
Иногда
встречаются смешенные формы
правления, парламентско-президентские,
которые не укладываются четко в
приведенную классификацию
Приведенные
выше многообразные формы правления,
их зависимость от многих факторов
не позволяют однозначно, абстрактно
оценивать ту или иную из них. Как
правило, республики представляют более
прогрессивную форму правления,
чем монархии, позволяют эффективнее
управлять социально
Вопрос
о форме государства - это прежде
всего вопрос таком элементе, как форма
правления. Но не только. Это еще и вопрос
о национально-государственном и административно-
2.2. Форма государственного устройства
Под
формой государственного устройства понимается
совокупность способов устройства государственной
власти применительно к территории,
внутреннее деление государства
на части и взаимоотношения между
этими частями Комаров, С.А. Общая
теория государства и права. М., 1998.
- С. 62-63.. Форма государственного устройства
представляет собой внутреннее деление
государства на составные части:
административно-
Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели территориальные образования и свои органы власти и управления. Собственно, так и должно было быть при переходе человечества в IV-III тыс. до н.э. к государственной форме организации общества. Возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организации общества.
По структуре различаются на: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Унитарное государство (от лат. - единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системы, единой конституции, общей финансовой и налоговой системы, единой централизованной системы национальной безопасности единого гражданства. Малько, В.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.- С. 183.
Большинство
унитарных государств имеют определенное
административно-
Федеративное государство (от позднелат. - союз, объединение) - сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединялись в общее государство для решения общих долгосрочных задач Комаров, С.А. Теория государства и права. М., 1998. - С. 63.. Федеративная форма правления государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями.
Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия). Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в которой определено в ее компетенции. В Российской Федерации в Совете Федерации каждый из ее субъектов имеет по два представителя. Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.
Одним
из формальных признаков федерации
является наличие двойного гражданства.
В федеративном государстве функционирует
правовая система, построенная на принципе
централизации, единства, но субъекты
федерации могут создавать и
свою правовую систему. Чаще всего, хотя
и не всегда, им предоставляется
право принятия собственной конституции.
В федерации используется двухканальная
система налогов: федеральные и
налоги субъекта федерации. Главным
вопросом любой федерации является
разграничение компетенции
В настоящее время Россия, США, Бразилия Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 19222 г) либо конституции (как это было в 1878 г. в США).
Одной из важнейших, хотя менее распространенных по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. В отечественной и зарубежной литературе конфедерация как форма государственного устройства не всегда воспринимается однозначно. Традиционные споры время от времени возникают не только и даже не столько по поводу ее отличительных признаков и черт, сколько по поводу ее формально-юридической природы и характера. Дело в том, что если одними авторами конфедерация воспринимается исключительно как форма государственного устройства, то другими - как международно-правовое объединение, как субъект международного права. Сравнивая конфедерацию с федерацией, еще в начале XX в.Ф. Кистяковский задавался вопросом: чем же отличается союзное государство (федерация) от союза государств (конфедерация) Кистяковский, Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1967. - С. 303.?