Формирование англо-саксонской системы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ основных характеристик англо-саксонской системы права. В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи: - анализ исторической ретроспективы развития англо-саксонского права; - рассмотрение характерных черт семьи общего права; - выявление особенностей правовой системы Австралии, входящей в систему рассматриваемой правовой системы.

Оглавление

Введение стр.3
1. Развитие, источники и характеристики англо-саксонской
системы права стр. 4
2. Основные черты правовой системы Австралии, как государства
входящего в англо-саксонскую правовую семью стр.12
Заключение стр.18
Список использованной литературы стр.19

Файлы: 1 файл

ИГПЗС1.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

 В англо-саксонском праве  сложилась формула “судебная  защита предшествует праву”, которая  и до сих пор определяет  черты право-понимания, присущего этой системе права.

В англо-саксонском праве нет деления на публичное и частное право, нет деления на гражданское, административное, право социального обеспечения.

Отсутствие резко выраженного  деления права на отрасли обусловлено  преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные. Разделенная юрисдикция ведет к разграничению отраслей права, а унифицированная юрисдикция действует, очевидно, в обратном направлении. Во-вторых, поскольку в странах англо-саксонской системы права, в том числе в Англии нет отраслевых кодексов европейского типа, английскому юристу право представляется однородным.

В настоящее время,  английское право,  как одно из представляющих англо-саксонскую систему права, обрело как бы тройную структуру: общее право  -  основной  источник,  право  справедливости,  дополняющее   и корректирующее  этот  основной  источник  и  статутное право-писаное право  парламентского   происхождения.   Разумеется,   это   несколько упрощенное, схематизированное изображение.

В то время как юристы континентальной Европы рассматривают  право как совокупность предустановленных  правил, для тех, кто принадлежит  к англо-саксонской системе права - это в  основном  то,  к чему  придет  судебное рассмотрение.  На континенте юристы прежде всего интересуются тем,  как регламентирована данная ситуация;  в англо-саксонской системе права внимание сосредоточивается на том,  в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.

Англо-саксонское право продолжает оставаться в основном  судебным правом,  разрабатываемым  судьями  в  процессе рассмотрения конкретных случаев.  Судья в отличие от законодателя не  создает  решений  общего характера в предвидении серии случаев, которые смогут произойти в будущем;  он занимается тем,  что требует  правосудия именно в этом случае:  его роль - судебный спор.  С учетом правила прецедента такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно делает право более казуистическим и менее определенным.

В изучаемой системе  права благодаря общему праву  и правилу прецедента различение права и закона носит несколько  иной и одновременно  более ярко выраженный характер, чем различение права и закона на континенте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные черты правовой системы Австралии, как государства  входящего в англо-саксонскую правовую семью

 

Правовая система Австралии  формировалась под решающим влиянием англо-саксонского права, так как в течение долгого времени Австралия входила в число британских колоний. Основными юридическими источниками в Австралии являются сформулированное в прецедентах общее право и законодательные акты. Нормы общего права стали непосредственно применяться на территории Австралии с 1788 года. Позже британскими властями было принято постановление об обязательном применении норм общего права и парламентских актов, действовавших в Англии на 25 июля 1828 года, на территории всех колоний в Австралии. В дальнейшем колонистам была предоставлена формальная возможность формирования собственной правовой системы. Тем не менее, на протяжении более ста лет в Австралии в значительной мере копировались решения английских судов и акты британского парламента. Постановление о сохранении в Австралии действия норм английского права на 25 июля 1828 года привело к тому, что там до сих пор могут применяться некоторые акты парламента, которые были отменены как устаревшие в самой Великобритании.

Отличительная особенность  австралийского общего права состоит  в том, что оно является единым для всех шести штатов и двух территорий (Северной и Австралийской столичной), чего нельзя сказать о законодательстве. В США, например, общее право, является различным в каждом штате. Главную роль в обеспечении единства австралийского общего права играет Верховный суд Австралии, решения которого по вопросам, принятые по жалобе на постановление суда любого штата, обязательны для всех судов Австралийского Союза.

Прецедентами в австралийской системе общего права признаются только решения Верховного суда Австралии и верховных судов штатов и территорий. Этим прецедентам обязаны следовать все нижестоящие суды. Сами верховные суды в Австралии не считают себя связанными своими решениями.

Влияние английского  общего права на систему общего права  в Австралии было очень велико до 1960-х годов. При принятии решения  предпочтение отдавалось постановлениям британских апелляционных судов  или палаты лордов перед постановлениями  австралийских судов. Только в последние десятилетия австралийское общее право перестало рассматриваться как часть британского. Это было закреплено решением Судебного Комитета по делам государств Содружества и решениями ряда австралийских судов.

Законодательство Австралии включает в себя законы Австралийского Союза (изданные его парламентом), законы отдельных штатов, подзаконные акты исполнительных властей. Конституция Австралии распределяет компетенцию в регулировании правовых институтов между Союзом и штатами так, что существенная часть из них регулируется законодательством штатов, часть в сфере компетенции и штатов и Союза (при приоритете законодательств Союза) и самая существенная и важная часть – в исключительной компетенции Союза. Законодательством штатов регулируются: - право земельной и других видов собственности; - договорное право; - дела об ответственности за причинение вреда; - условия труда наемных работников и т. д. в исключительном ведении Союза находятся: - законодательство, регулирующее юрисдикцию судов и некоторые другие вопросы правосудия; - законодательство по вопросам найма и увольнения; законы о пенсионном обеспечении; - законы о браке и разводе (кроме некоторых частных вопросов); - банковское право; - законы об авторском праве. Необходимо отметить, что в большинстве штатов издаются полуофициальные сборники действующих законов.

Законодательство Австралии  на настоящем этапе подвергается реформированию.

Для этого во всех штатах созданы соответствующие комиссии, вносящие на рассмотрение парламентов штатов предложения по пересмотру действующих законов. В начале 70-х годов была создана обще-австралийская комиссия с целью пересмотра, упрощения и модернизации законов, которые находятся в юрисдикции Союза. Результатом работы комиссии стало принятие ряда законов: о жалобах на действия должностных лиц, о борьбе с распространением наркотиков, о страховании, по вопросам приобретения земли.

Основные отрасли австралийского права, в том числе и гражданское  право, не содержат существенных отличий  от британского. Исключением являются лишь нормы, относящиеся к земельному праву и отчасти к трудовым отношениям. Отличающиеся от английских законы были приняты в связи со спецификой местной природы: в Австралии, где большую часть территории занимает пустыня стоимость участка земли часто определяется наличием на нем воды, а не его размерами. Также большое влияние на принятие отличных от английских законов о государственной регистрации права собственности на земельные участки сыграло наличие месторождений золота и вспыхивающие время от времени «золотые лихорадки». Особенности в трудовом законодательстве Австралии были вызваны тем, что государство развивалось в условиях постоянного повышенного спроса на рабочую силу. В 1988 году был принят федеральный Закон о трудовых отношениях, который предусматривает активное участие правительства в регулировании конфликтов между предпринимателями и работниками, прежде всего на стадии заключения трудовых договоров. В законе предписывается создание Австралийской комиссии по трудовым отношениям, стимулируется развитие профсоюзов, регламентируются их отношения со своими членами.

В 1989 году был принят закон  о корпорациях, который регулирует деятельность компаний на территории страны. Он стал результатом усилий правительства Австралии направленных на защиту интересов покупателей от недобросовестных продавцов и рядовых потребителей от произвола крупных корпораций.

На территории Австралии  большое внимание уделяется защите окружающей среды от всякого рода загрязнений. В связи с этим принимаются  федеральные акты в этой сфере и новые законодательства на уровне штатов (Закон об охране вод от загрязнения нефтью и другими вредными веществами 1989 года в штате Южная Австралия). Применение в подобных делах общего права тоже имеет место. Использование законов, возникших в средневековой Англии для защиты прав землевладельцев, часто создает противоречивые ситуации. Например, суд отказывает в принятии иска к предпринимателю от группы борцов за защиту природы, если хотя бы один из них не является землевладельцем, понесшим конкретный имущественный ущерб.

Одной из своеобразных отраслей законодательства Австралии является система норм регулирующих положение  коренных жителей Австралии –  аборигенов. Первоначально Конституция  признавала за ними только избирательные  права, но в 1967 году они были формально признаны полноправными гражданами. В 1968 году было создано федеральное министерство по делам аборигенов (в некоторых штатах такие министерства тоже были созданы). В 1973 году был создан Национальный консультативный комитет аборигенов, состоящий из представителей коренного населения, но он не получил реальных полномочий. За последние годы были приняты законы, предоставившие аборигенам права на землю, их гражданские права нередко отстаивают и представители официальных органов власти. Однако, проблемы коренного населения все ещё далеки от разрешения.

Характерными особенностями  отличается уголовное право Австралии. Ведущая роль принадлежит здесь  УК штата Квинселенд 1899 года. Этот кодекс был разработан для Великобритании в 1877 году известным юристом Стифеном, но так и не стал английским законом. Этот же кодекс был переиздан в 1913 году для штата Западная Австралия, а в 1924 – для штата Тасмания. Уголовный кодекс штата Квинселенд наряду с уголовным кодексом Индии 1860 года послужил образцом при составлении Уголовных кодексов для колоний Англии в странах Африки. Основные виды наказания, предусмотренные уголовными законами федерации и штатов – лишение свободы, условное осуждение и штраф. Смертная казнь отменена во всех штатах в 1985 году. В качестве наказания применяется периодическое заключение, а также практикуется временное освобождение для работы в конце срока отбывания заключения.

Основные исследования в области права в Австралии  сосредоточены на кафедрах юридических  наук в университетах Австралийских штатов, за исключением штатов Виктория, Новый Южный Уэльс, Южная Австралия.

Австралийская судебная система включает в себя федеральные  суды, суды отдельных штатов, некоторые  специальные судебные учреждения со строго определенными весьма ограниченными функциями. И суды штатов, и федеральные суды могут рассматривать дела как в соответствии с законодательством федерации, так и штата. Федеральные суды созданы лишь в качестве высших судебных органов и для выполнения судебных функций в Австралийской столичной и Северной территориях. В конце 1970 годов были созданы Семейный Суд Австралии (1975 год) и федеральный суд Австралии(1976года). Высокий суд Австралии рассматривает вопросы, связанные с толкованием Конституции, дела в которых Австралийский Союз выступает в качестве одной из сторон, споры между штатами, жалобы на действия некоторых федеральных чиновников, некоторые уголовные преступления, предусмотренные законодательством Союза. Высокий суд состоит из председателя и шести членов. Уголовные дела могут быть рассмотрены и одним членом Высокого суда единолично. Помимо того Высокий суд Австралии выполняет функции апелляционного суда при рассмотрении жалоб на любые решения, приговоры судов, осуществляющих федеральную юрисдикцию, а также на соответствующие постановления верховных судов и других судов штатов.

Подводя итог всему, что  было сказано в данной главе, необходимо отметить, что правовая система Австралии  обрела свою автономию от британской сравнительно недавно, что наложило на неё определенный отпечаток: это и наличие в качестве источников права прецедентов (иногда совершенно архаичных выработанных еще в Англии в период средневековья), и действие английского единого общего права на территории всех штатов, и использование в качестве источника уголовного права штатов кодекса разработанного британским юристом для Великобритании. Однако, хотя реформирование и развитие правовой системы Австралии происходит не слишком быстро, правительство государства делает существенные усилия в этом направлении: принятие обновленных законодательств как федеральных, так и для штатов, создание дополнительных судебных органов (федеральные суды, семейный суд), разработка относительно новых для Австралии отраслей права как законодательство о защите окружающей среды, законодательство о защите прав коренного населения Австралии, закон о борьбе с распространением наркотиков и другие. В целом правовая система Австралии является самобытной и обеспечивает достаточно стабильное регулирование различных сторон жизни австралийского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что мы попытались понять,  что   же   такое   система   права   вообще,   определить сущность  англо-саксонской системы  права,   выявить  ее  основные  черты  и особенности.  

Проследили   историю   возникновения   и    этапы    развития англо-саксонской системы  права, выявили ее закономерности. Исходя из этого,   можно сделать несколько выводов: во-первых, основным фактором,   предопределившим формирование англо-саксонской системы права, явился   прецедент. Особое влияние оказало и обычное право. Именно эти моменты направили развитие  англо-саксонской  системы  по определенному пути,  по  которому она продолжает развиваться, несмотря на возрастающую роль      статутного права, консолидацию законодательства.

Во-вторых, англо-саксонская система права, отличается особым построением своей системы, имеет особую структуру, которая складывалась на протяжении многих веков.

Третью особенность  англо-саксонской системы права составляет особое отношение к правовым институтам, иными словами - правовая культура общества, обусловленная менталитетом населения стран, относящихся к англосаксонской системе права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Информация о работе Формирование англо-саксонской системы права