Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель данной работы - ответить на вопросы: какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы пути их решения? Проследить развитие, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого целого.
Проблем, связанных с развитием федеративных отношений в Российской Федерации очень много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной и сейчас.
Глава 1. Федеративное устройство России 4
1.1 Понятие и формы государственного устройства 4
1.2 Исторические этапы Российского федерализма 7
1.3 Принципы федеративного устройства России 10
Глава 2. Проблемы и перспективы российского федерализма 20
2.2 Проблемы целостности Российской Федерации 24
2.3 Перспективы развития российского федерализма 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32
3. Государственная целостность
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.
Ч.
3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что
«Российская Федерация
А ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности …».
Российская
Федерация состоит из государств,
государственно-
Государственная
целостность Российской Федерации
обеспечивается целостностью и неприкосновенностью
ее территории; единством экономического
пространства, которое не допускает
установления таможенных границ, пошлин,
сборов и каких-либо препятствий
для свободного перемещения товаров,
услуг и финансовых средств (ч.1 ст.
8 Конституции РФ); верховенством
Конституции РФ и федеральных
законов на всей территории Российской
Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством
Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием
у субъектов Российской Федерации
права выхода из состава Федерации
или иного изменения своего статуса
без согласия Российской Федерации,
поскольку одностороннее
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение – одной из важнейших его функций.
Безопасность Российской Федерации достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
О
важности территориальной целостности
Российского государства
4. Единство системы государственной власти
Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти7.
Указание
на то, что федеративное устройство
Российской Федерации основано на единстве
системы государственной власти
означает, что Российская Федерация
берет на себя обязательство
Единство
системы государственной власти
выражается в наличии единого
органа или системы органов, составляющих
в своей совокупности высшую государственную
власть. Юридические признаки единства
системы государственной власти
состоят в том, что совокупная
компетенция государственных
В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).
Следует также сказать, что государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.
Органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации несут
Местные
органы государственной власти несут
конституционную
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
Ч.
3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что
«разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществляется
настоящей Конституцией, Федеративным
и иными договорами о разграничении
предметов ведения и
Характерная черта всякой федерации – разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий – собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).
Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).
Конституционные требования организации публичной власти в России предполагают неукоснительное соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.
«Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 К. РФ).
Эта
статья важна для определения
предметов ведения, принадлежащих
исключительно субъектам
«Исключительность»
предметов ведения Российской Федерации,
согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается,
прежде всего, в том, что по предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Вне
пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
Во
всех частях ст. 76 Конституции РФ речь
идет о порядке разрешения противоречий
между федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами. Это,
однако, не означает, что законам
могут противоречить
Совершенно
очевидно, что конституционное
Итак,
в действительности, несмотря на данный
принцип федеративного
6. Равноправие и самоопределение народов
Конституция
Российской Федерации исходит из
принципа равноправия и самоопределения
народов в Российской Федерации.
Этот принцип является также одним
из принципов в Международном
публичном праве: народ, нация является
первоосновой, с которой связывают
суверенитет государства и сам
факт его существования. Не случайно
Устав ООН первоначально
В преамбуле, ст. 3 Конституции используется понятие «многонациональный народ Российской Федерации», которым охватываются все граждане Российской Федерации независимо от возраста и национальной принадлежности. Возникает вопрос: кого надо считать структурной единицей многонационального народа-индивида или национальные группы людей. Основой являются индивиды разной национальной принадлежности. Ввиду того, что в Российской Федерации многонациональный народ, это предполагает национальное расслоение индивидов. Категория «многонациональный народ» предполагает единство индивидов как совокупной основы государственности безотносительно к национальной принадлежности. В ч. 3 ст. 5 Конституции используется словосочетание «народы в Российской Федерации». В географическом и этнографическом смыслах под народами подразумеваются живущие в Российской Федерации группы людей, объединенные разными факторами – национальное происхождение, психология, среда обитания и т.п. С точки зрения социологии, народ – это совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных общими признаками.
Равноправие означает, что Федерация учитывает и обеспечивает равное положение всех народов, представленных как национальными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях. Все народы живут на равном положении в Российской Федерации.
Самоопределение
народов понимается как право
на самостоятельное решение
Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации