Федеративное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - ответить на вопросы: какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы пути их решения? Проследить развитие, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого целого.
Проблем, связанных с развитием федеративных отношений в Российской Федерации очень много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной и сейчас.

Оглавление

Глава 1. Федеративное устройство России 4
1.1 Понятие и формы государственного устройства 4
1.2 Исторические этапы Российского федерализма 7
1.3 Принципы федеративного устройства России 10
Глава 2. Проблемы и перспективы российского федерализма 20
2.2 Проблемы целостности Российской Федерации 24
2.3 Перспективы развития российского федерализма 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая маша.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

Оглавление

Глава 1. Федеративное устройство России 4

1.1 Понятие и формы  государственного  устройства 4

1.2 Исторические этапы  Российского федерализма 7

1.3 Принципы федеративного  устройства России 10

Глава 2. Проблемы и перспективы  российского федерализма 20

2.2 Проблемы целостности  Российской Федерации 24

2.3 Перспективы развития  российского федерализма 28

Заключение 30

Список  используемой литературы 32

 

     Введение 

     За  последние восемнадцать лет в России произошли перемены, коренным образом изменившие общественное и государственное устройство страны. Россия провозгласила себя федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Опыт демократических преобразований показал, что только сильное, эффективное и демократическое государство в состоянии разрешить общие проблемы и обеспечить общие блага, сохранив при этом в государстве порядок. Федерализм как одна из форм государственного устройства и разделения государственной власти по вертикали выступает как средство сплочения, объединения и совместного решения экономических, политических, социальных и иных проблем.

     Рассматривая  вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.

     Государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации  власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных  государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает  политическую окраску.

     Цель  данной работы - ответить на вопросы: какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы пути их решения? Проследить развитие, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого целого.

       Проблем, связанных с развитием  федеративных отношений в Российской  Федерации очень много, поэтому  эта тема не перестает быть  актуальной и сейчас.

     Дело  в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность  и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции Российской Федерации записано, что «разграничение предметов ведения и полномочий… осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». А в ст. 76 указывается, что «по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы…». В характере и направленности российского федерализма никак не разобраться без учета особенностей склада ума, предрассудков, стиля поведения аппарата государственной власти и конкретных чиновников. Наверное, эти особенности придавали двойственный характер развитию федеративных отношений в Российской Федерации. государственный федеративный устройство власть

     В данной работе необходимо остановиться на принципах российского федерализма, а также на проблемах развития федеративных отношений в Российской Федерации. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений  может быть довольно спорным и  противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями  в Российской Федерации.

     Данное  исследование проведено с использованием теоретического фундамента, созданного трудами отечественных ученых по юриспруденции, политологии, конституционному праву, государственному самоуправлению, в той или иной мере затрагивающими основы федерализма и государственного строительства.

     Становлению и развитию теории федерализма способствовали фундаментальные исследования прошлого и современные концепции государственного устройства России. 

 

     

Глава 1. Федеративное устройство России

1.1 Понятие и формы государственного устройства

 

     Рассматривая  вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.

     Наиболее  удачное определение государственного устройства выглядит следующим образом: внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации

     Существует  две разновидности государственного устройства: унитарная и федеративная.

     Унитарное государство представляет собой единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие признаки:

     - единый центр государственной  власти – единая система высших  и центральных органов власти;

     - одна система законодательства;

     - единое гражданство;

     - единая судебная система;

     - одноканальная система налогов;

     - административно-территориальные единицы  не обладают политической самостоятельностью.

     Федерация (от лат. Federation – союз, объединение) – сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

     Основные  признаки федерации:

     - определенная политическая и  юридическая самостоятельность  субъектов;

     - двухуровневая система законодательства  – общефедеральная и субъектов;

     - субъекты федерации не обладают  государственным суверенитетом  и правом выхода из состава  федерации;

     - в двухпалатном парламенте одна  из палат представляет интересы  субъектов;

     - наличие двойного гражданства  (не во всех федерациях);

     - двухканальная система налогов;

     - разграничение предметов ведения  федерации и ее субъектов.

     Федерализация – это процесс создания федеративного  государства, децентрализации в  федеративном государстве.

     Субъект федерации – промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.

     Федеральный центр – в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти, как по вертикали, так и по горизонтали.

     В контексте рамочного государства  федерация в целом выступает  как носитель постоянного компромисса: по горизонтали – политического  взаимодействия; по вертикали –  между отдельно взятым субъектом  и федеральным центром; между  федеральным центром и отдельными группами субъектов.

     В теории государства и права различают  симметричные и асимметричные федерации.

     Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.

     Среди асимметричных выделяют три основных формы:

  1. федерация, где наряду с субъектами федерации в ее состав входят и другие территориальные образования, управление которыми осуществляется специально назначенным из центра должностным лицом;
  2. федерация, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (например, Россия);
  3. так называемая скрытая асимметрия, в которой однопорядковые субъекты не во всем равны.

     В зависимости от соотношения предметов  ведения и полномочий федерации  и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

     Труднейшей  проблемой федеративного устройства является распределение компетенции  между федеральной властью и  властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что  субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или  даже на статус государственных образований  с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с  властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию  субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней  носит сложный характер, нередко  порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

     Наличие у субъектов суверенитета и права  свободного выхода предполагает не федеративную форму государственного устройства, а конфедеративную. Конфедерация – это договорное международно-правовое образование с элементами конституционного регулирования, созданное в целях координации политики, основанное на союзе суверенных государств, сохраняющих равноправие в конфедерации и не признающих ее верховенство (в прошлом такими были США, Швейцария, Германский союз).

     Существуют  также смешанные формы государственного устройства, как правило, переходные от унитарного к федерации и от федерации к унитарному государству. В таких государствах наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации.

     Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь  среди своих граждан лиц различной  национальности. Речь идет об исторически  сложившихся национальных группах  населения, компактно проживающих  на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят  коренной характер, то есть проживают  на данной территории с далеких времен. Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном обществе, а других – создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство – исключить основу для межнациональных конфликтов.

Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации