Федеративное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - ответить на вопросы: какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы пути их решения? Проследить развитие, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого целого.
Проблем, связанных с развитием федеративных отношений в Российской Федерации очень много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной и сейчас.

Оглавление

Глава 1. Федеративное устройство России 4
1.1 Понятие и формы государственного устройства 4
1.2 Исторические этапы Российского федерализма 7
1.3 Принципы федеративного устройства России 10
Глава 2. Проблемы и перспективы российского федерализма 20
2.2 Проблемы целостности Российской Федерации 24
2.3 Перспективы развития российского федерализма 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая маша.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

     Другая  функция государственного устройства состоит в создании необходимых  политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может  мешать как чрезмерная централизация  власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении  экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое  и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов.

1.2 Исторические этапы Российского федерализма

 

     Возникшая в результате победы Октябрьской  революции Российская Советская  Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций  на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую  еще до Октября, когда усилилось  национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской  революцией 1917 г.

     Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом  Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

     Вскоре  после Съезда началось практически  формирование Российской Федерации, государственное  строительство ее составных частей1.

     Принятая  в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.

     В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии – трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии – автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.

     Высшей  формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим  свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий  ее функции).

     Наряду  с внутренним развитием Российской Федерации в 1917 - 1922 годах возникают  и развиваются ее связи с другими  независимыми республиками, образовавшимися  в это время.

     Вступление  РСФСР в состав Союза ССР совпало  с завершением становления самой  Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.

     В этот же период можно отметить и  переход многих народов России к  более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении  стало преобразование округов Горской  АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.

     Важным  этапом в государственном строительстве  РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик2.

     В годы Великой Отечественной войны  сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению  к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых  были обвинены в сотрудничестве с  немецко-фашистскими захватчиками.

     Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.

     Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., в ст.1 провозгласила, что Российская Федерация – Россия – есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления, По форме правления Россия президентская  республика с элементами парламентской  республики. Конституция РФ наделяет Президента значительными полномочиями. Президент – глава государства, верховный главнокомандующий, гарант Конституции, определяет основные направления  внешней и внутренней политики, назначает  с согласия Государственной Думы Председателя правительства, по предложению  последнего – министров, возглавляет  Совет Безопасности, вводит военное  положение, при определенных условиях распускает Государственную Думу и  прочее. Высшим представительным и  законодательным органом является Федеральное собрание, состоящее  из двух палат: Совета Федерации и  Государственной Думы. По форме государственного устройства Россия – федерация договорно-конституционная, ассиметричная, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признаку. РФ состоит из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию  и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют  свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. В ст.65 главы "Федеративное устройство" Конституция установила, что в составе Российской Федерации находятся 89 субъектов. Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, то есть их выход из состава Российской Федерации, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов - с другой. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

1.3 Принципы федеративного устройства России

 

     В юриспруденции под принципами понимаются основополагающие начала, пронизывающие  весь массив правовых норм. Как указано  в ст. 5 Конституции федеративное устройство основано на ее государственной целостности, единстве системы органов государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов страны. Исходя из содержания данной статьи, можно сформулировать следующие принципы федеративного устройства.3

     1. Верховенство Конституции и федеральных законов

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

     Верховенство  федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение». Из этого  вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам  всех нормативных правовых актов, принимаемых  федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации4.

     Ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации  устанавливает гарантии и пределы  действия и применения федеральных  законов, а также законов и  иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам  совместного ведения Федерации  и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам, принятым в  соответствии с частями первой и  второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон».

     Из  данного положения вытекают два  практических последствия.

     Во-первых, любой акт субъекта Федерации, в  том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного  ведения Российской Федерации и  ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так  как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон.

     Во-вторых, приоритет федерального закона относится  также и ко всем иным нормативным  правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов  – Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и  иных ведомств, поскольку они также  изданы в Российской Федерации.

     Несмотря  на то, что в Конституции Российской Федерации определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных  законов, «данный основополагающий государственный принцип нарушается». Так, во многих республиках Российской Федерации закреплено юридическое  верховенство их конституций по отношению  к федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).

     Некоторые субъекты установили в одностороннем  порядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепили право приостановления  на территории республики действия законов  и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции  или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).

     2. Равноправие субъектов федерации

     Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

     Это равноправие также состоит в  предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).

     Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения  и полномочий должен быть достаточным  для защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут  быть защищены, если Федерация не обеспечит  единого правового регулирования  в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут  гарантированы права и свободы  человека и гражданина в рамках всего  исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений5.

     Равноправие субъектов Российской Федерации  состоит также в равном представительстве  всех субъектов в Совете Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

     В то же время между субъектами Федерации  имеются определенные различия в  государственной организации субъектов, в частности:

     Республика  является государством в составе  Федерации (ч. 2 ст. 5 К. РФ). Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех  полномочий, которые находятся в  ведении федеральных органов  государственной власти. Государственная  власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение  в форме государства в составе  Российской Федерации.

     За  республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные  субъекты Федерации принимают Уставы «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» (ч.2 ст. 5 К. РФ).

     Республики  в составе Российской Федерации  самостоятельно определяют систему  своих органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти в Российской Федерации и  законодательством республики. Помимо этого республики имеют право  на именование своих органов государственной  власти высшими. Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган – Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд  и Высший Арбитражный Суд.

     Только  республики наделены правом устанавливать  свои государственные языки: «Республики  вправе устанавливать свои государственные  языки. В органах государственной  власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик  они употребляются наряду с государственным  языком Российской Федерации» (ч. 2 ст. 68 К. РФ). Централизованно регламентировать эти вопросы – значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.

     В настоящее же время идет усиленный  процесс подрыва суверенных прав Российской Федерации путем одностороннего их присвоения субъектами Федерации, посредством  закрепления права объявления военного положения (Республика Тыва), принятия республиканских законов о воинской службе (Республика Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва), решения вопросов обороны, безопасности и судоустройства (Адыгея), отнесения к компетенции президента республики установления порядка образования  территориальных воинских и иных формирований (Саха (Якутия)), отнесения  всех природных ресурсов, находящихся  на территории субъекта, к его исключительной собственности (Тыва, Ингушетия, Саха (Якутия)), и др.

Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации