Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:30, курсовая работа
Цель данной работы - ответить на вопросы: какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы пути их решения? Проследить развитие, симметричность и асимметричность Российской Федерации как единого целого.
Проблем, связанных с развитием федеративных отношений в Российской Федерации очень много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной и сейчас.
Глава 1. Федеративное устройство России 4
1.1 Понятие и формы государственного устройства 4
1.2 Исторические этапы Российского федерализма 7
1.3 Принципы федеративного устройства России 10
Глава 2. Проблемы и перспективы российского федерализма 20
2.2 Проблемы целостности Российской Федерации 24
2.3 Перспективы развития российского федерализма 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Конституция
не предусматривает право на самоопределение,
вплоть до их выхода из Российской Федерации,
отделения с самообразованием самостоятельного
государства либо с вхождением в
состав другого государства. Позиции
Российской Федерации относительно
права на выход можно сформулировать
так: признается самоопределение народов
как их право на выбор своей
судьбы внутри Российской Федерации
и на самоуправление, а не право
наций вплоть до их отделения и
образование самостоятельного государства.
2.1 Проблемы,
связанные с разграничением
компетенций
К
моменту разработки и принятия Конституции
Российской Федерации 1993 года новая
структура подлинно федеративных отношений
еще не сложилась. После демонтажа
тоталитарного режима прошло слишком
мало времени. Социально-экономические
интересы регионов и политические силы,
стоящие у власти, были очень неоднородны.
Разным регионам требовалась разная
система взаимоотношений с
По
сути, Конституция закрепляет только
общие принципы федеративного устройства,
оставляя «на потом» и их конкретизацию,
и выработку механизмов их реализации.
Причем при переводе конституционных
положений в конкретные регулятивные
предписания конституционная
Между этими принципами нет непреодолимых противоречий, просто они нуждаются в совокупном истолковании. В процессе такого толкования необходимо решить две во многом взаимосвязанные проблемы. Усиливать или нивелировать предполагается в дальнейшем асимметричность Российской Федерации? Расширение полномочий федеральной власти или ее децентрализация должны стать ведущими тенденцией развития?
Большинство конституционных положений, закрепляющих различия в конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации являются своеобразным компромиссом между автономными советскими социалистическими республиками, стремившимися в новой правовой системе сохранить и усилить свое «привилегированное» положение, и иными регионами, претендовавшими на равный с ними статус.
Еще в период, предшествовавший подписанию Федеративного договора, большинство автономных областей трансформировались в республики. Различия в статусах республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов проявляется в Конституции сугубо номинально: республики названы государствами и имеют свою конституцию и законодательство, а края, области, города и округа государствами не признаются и имеют свой устав и законодательство10. Более или менее реальным преимуществом республик является их право устанавливать свои государственные языки11. Это провоцирует республики на введение языковых цензов для занятия государственных должностей, то есть на определенное ущемление прав представителей нетитульной нации. Такая практика уже складывается. Требование владения государственным языком республики установлено для кандидатов на пост президента в Башкортостане, Бурятии, Якутии и других республиках. Конституционность подобных ограничений спорна. Свою позицию не выработал и Конституционный Суд, сославшись на отсутствие достаточной нормативной базы (закона Республики Башкортостан о статусе государственного языка).
Основу
для подлинной асимметричности
Российской Федерации создает заложенная
в Конституции возможность
Согласно части 3 статьи 11 Конституции, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Из этой формулировки (с учетом положений статьи 15) можно сделать вывод о приоритете конституционного регулирования федеративных отношений. Тогда договорное разграничение предметов ведения и полномочий может осуществляться лишь в соответствии с нормами статей 71-73 Конституции, то есть сводится к распределению полномочий между Федерацией и ее субъектами внутри предметов совместного ведения12 и к передаче Федерации отдельных полномочий из сферы исключительной компетенции субъекта13. Однако часть 3 статьи 11 подобного ограничения не содержит, а ее нормы, в силу части 2 статьи 16, имеют большую юридическую силу по сравнению с положениями статей 71-73, 76 (часть 1).
Вместе
с тем разный объем взаимных прав
и обязанностей Российской Федерации
и ее субъектов, устанавливаемый
в договорах, часто представляется
как практика, противоречащая принципу
равноправия субъектов
Дополнительные
проблемы порождает абзац 4 пункта 1
Раздела второго Конституции, согласно
которому, в случае несоответствия
положениям Конституции положений
Федеративного договора, а также
других договоров между федеральными
органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и договоров
между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
действуют положения
Вместе
с тем Раздел второй Конституции
по своей сути (и названию) рассчитан
на переходный период и введен в
Конституцию для того, чтобы обеспечить
согласование с ее нормами положений
«старых» (действовавших на момент
вступления Конституции в силу) правовых
актов. Отсюда логично предположить,
что абзац 4 пункта 1 Раздела второго
касается только договоров о разграничении
предметов ведения и
Предусмотрев
возможность договорного
Вообще
развитие договорных начал в регулировании
отношений центра и регионов могло
бы привести к относительной
В
Положении о порядке работы по
разграничению предметов
Указ
закрепил сложившуюся на практике процедуру
заключения договоров и соглашений.
Позднее в качестве своего рода условия
заключения договора было выдвинуто
соответствие конституции (устава) и
иных законов субъекта Российской Федерации,
являющихся правовой базой для договора
и соглашений, Конституции Российской
Федерации и федеральным
Проблемы,
связанные с сохранением
Россия
как федеративное государство имеет
ряд признаков, составляющих ее конституционно
– правовой статус. И к ним
относится суверенитет, территория,
Конституция, федеративное законодательство,
федеральное гражданство, система
органов государственной
Согласно Конституции Российская Федерация – это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты – нет.
Однако нормы ряда Конституций республик в составе Российской Федерации провозглашают суверенитет этих республик. Субъекты Российской Федерации обладают самостоятельностью только при решении вопросов своего предмета ведения. И термин суверенитет означает полную независимость, как во внутренних делах, так и во внешних отношениях, и субъекты Российской Федерации должны принимать только те правовые акты, которые не содержат норм, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Если бы республики в составе Российской Федерации действительно стали суверенными государствами, то это означало бы потерю суверенитета Российской Федерации и превращение ее в конфедеративный союз.
С
вопросом о суверенитете связан вопрос,
о территории, то есть о пространственном
пределе распространения
Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации