Федеративное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Оглавление

2. Понятие формы государства………………………………………………….2-3
3. Формы правления……………………………………………………………..4-11
4. Формы государственного устройства……………………………………….12-20
5. Государственно-правовой режим……………………………………………21-25
6. Список используемой литературы……………..……………………………26

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 121.00 Кб (Скачать)


              - 27 -             

 

     1. Содержание……………………………………………………………………..1

2.      Понятие формы государства………………………………………………….2-3

3.      Формы правления……………………………………………………………..4-11

4.      Формы государственного устройства……………………………………….12-20

5.      Государственно-правовой режим……………………………………………21-25

6.      Список используемой литературы……………..……………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие формы государства.

      Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

   Однако исходной информацией в то время было недостаточно и поэтому исследования носили в основном описательный характер, что не мешает использовать их результаты и в настоящее время.

    Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих  жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

    Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих- форма правления, государственного устройства, государственного- правового режима.

      Форма правления- характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенности формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

    Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

    Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

     В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, категория политического режима больше характеризует не государство, а политическую систему в целом, так как он складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, т.е. всех субъектов политической системы, использующих богатую палитру средств властвования. Государство же для осуществления своей организующей деятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право.

    В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Формы правления.

     Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.

   Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе- лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.

   Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

    Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны ( примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и  Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

   При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

     Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

      Монархия- это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека- монарха ( царя, короля, шаха, императора, султана и т.д.), который выполняет функции и главы государства, и законодательный, и во многом исполнительной власти.

   Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство- это я»); за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

    Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархией.

    Республика- форма правления, при которой:

- государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т.п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

- представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

- законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

     Признаки республики:

- выборность и сменяемость представительной власти;

- коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

- законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

     В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

   Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республики пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

    Среди монархий значительное распространение восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно- бюрократический аппарат.

    Особенно следует сказать и об империях, которые явились такой сложной формой государственного устройства, которая создавалась насильственно при различной степени зависимости объединяемых территорий от верховной власти.

   Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.

    В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика V-IIвв. До н.э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрания выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

   В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V- IVвв. До н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам ( Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица ( магистратура) выполняли второстепенные функции.

    При феодализме также существовали монархические и республиканские формы правления. Здесь монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная монархия и абсолютная монархия.

    Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. В результате разрушительных воин, при опоре на народное ополчение, сердцевину которого составляла господствующая этническая группа ( монголы у Чингисхана), монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но не развитыми экономическими, политическими и иными связями между завоеванными регионами.

   Монархия периода феодальной раздробленности завершила процесс феодализации земель и населения. В этих условиях некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное экономическое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением « первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.

   Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизованной сословно-представительной монархии, в которой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий ( Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции).

     Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к формированию абсолютной монархии, основным признаком которой являлось отсутствие каких- либо органов, ограничивающих царскую власть.

    Республики при феодализме носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территории, но и над мелкими городами, а порой и колониями ( Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).

     Развитие буржуазной государственности шло на основе провозглашения демократических прав и свобод, разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную), при котором законодательная власть осуществлялась органом народного представительства ( парламентом) при опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни предопределили специфику традиционных форм государственности.

    Монархия как форма буржуазного государства стала в значительной степени лишь отражением национальных традиций государственного строительства. Власть монарха в буржуазной ( парламентарной, конституционной) ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит.

     Республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя ее основными разновидностями- парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств ( совета, кабинета министров).

     В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте ( однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия ( Италия, Германия, Индия и др.).

    Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства.

     В классической президентской республике президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и поэтому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке ( особенно в вопросах бюджета). В то же время он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов ( США, Сирия, Зимбабве).

Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации