Федеративное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Оглавление

2. Понятие формы государства………………………………………………….2-3
3. Формы правления……………………………………………………………..4-11
4. Формы государственного устройства……………………………………….12-20
5. Государственно-правовой режим……………………………………………21-25
6. Список используемой литературы……………..……………………………26

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

         Все это с формирующейся культурно- национальной автономией обеспечивало необходимую устойчивость территориальной организации Российской империи.

      Революционные события 1917 года охватили все основные сферы российской действительности, всколыхнув мощное национальное движение и активизировав стремление народов к национальной государственности. После установления советской власти создание федеративного государства, построенного по национально-территориальному принципу, стало государственной политикой.

        В январе 1918 года III Всероссийский съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, согласно которой Советская Российская  республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик, что нашло отражение и в Конституции РСФСР 1918 года. В статье 2 этого Основного закона говорилось о том, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР. Так была заложена правовая основа для создания федерации по национально- территориальному принципу.

    Русский народ не имел своей собственной государственности, предполагалось, что ею является РФ, в границах которой в качестве ее субъектов образуются автономии. В таком виде РФ в 1922 году объединилась с другими республиками в Союз ССР.

      С прекращением в 1991г. существования СССР в РФ активизировались процессы суверенизации. Автономные республики отказались от статуса автономий и приняли Декларацию о государственном суверенитете, автономные области ( за исключением Еврейской) провозгласили себя республиками, некоторые автономные округа ставят вопрос о выходе из состава краев и областей, о преобразовании их в республики.

      Неоднозначные процессы идут в исконно русских регионах- краях и областях. Стремление к самостоятельности национальных районов, жизненные реальности побудили и их поставить вопрос об изменении своего статуса, что привело к признанию краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга субъектами федерации.

        Таким образом, Российская Федерация в настоящее время строится по национально- территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования республик и автономий, второй- краев, областей, городов федерального значения как субъектов федераций.

       Разновариантный характер субъектов Федераций, ее асимметричность требует четкого, в первую очередь правового, механизма функционирования государственных структур различных уровней, отлаженности системы федеральных связей. Российская Федерация формировалось как федеративное государство на основании закона. Лишь одна автономная республика вступила с Россией в договорные отношения. 20 марта 1919г. было подписано Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии. Создание в 1922г. Союза ССР было юридически закреплено договором.

      Договорной характер регулирования федеративных отношений был использован в 1992г. для разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов  Российской Федерации. Но этим договором Федерация не создавалась, им лишь упорядочивалось отношения внутри ее. Две республики ( Татарстан и Чечня) Федеративный договор в 1922г. не подписали. Но переговорный процесс продолжался, и в 1994г. был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. С момента принятия действующей Конституции РФ такие договора подписаны с 46 субъектами Федерации.

          Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе российской государственной политики. Учет особенностей республик и регионов, наделение их равными социально-экономическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собственностью и рыночными отношениями, правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим стратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие его народов. Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по национально- территориальному принципу, образование территориальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, например), где это не ущемляет интересов других народов.

      Вместе с национальной и территориальной автономией в Российской Федерации широкое распространение может получить культурно-национальная автономия (немцы Поволжья и других регионов) с тем, чтобы учесть и сбалансировать интересы различных народов.

Все это призвано способствовать укреплению российской государственности, объединившие в федерации многие народы, исторические судьбы которых нерасторжимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Государственно-правовой режим.

        Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

      Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

      Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственно властью.

        Олицетворяя главную политическую власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого ( в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешить, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организации и движений.

       В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно- правовые режимы.

     Авторитарный режим отличается тем, что:

- народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;

- вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающих коренных интересов населения;

- устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);

- решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использования населения, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

- личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.

     С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жесткости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран- с помощью захвата, государственного переворота. Если жесткость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании- на все население.

     При конституционно- авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

       При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;

- правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концепция власти, объединяющей ( при отсутствии независимого правосудия) и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;

- крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;

- бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению;

- милитаризация экономики и люмпенизация в поддержку правящего режима.

     Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.

      Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно- правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.

        Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

   Чрезвычайные государственно- правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.

   Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановление деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.

      Решение о введение особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.

         Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата;

- управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;

- устанавливаются демократические методы властвования (ограничиваются различного рода императивные запреты, расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и других стимулирующих норм), принимает права над государством.

      Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику ( помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.

       Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы.

      Следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.

       Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обуславливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления, своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.       

 

 

   

 

             

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Список используемой литературы.

 

    1. Теория государства и права Под ред. В.К.Бабаева. М.: Юристъ, 2002. Переплет.       592 с.      

    2. Конституция Российской Федерации официальный текс с историко-правовым комментарием  Издательство НОРМА Москва, 2005

     3. История государства и права России в вопросах и ответах Под ред. И.А.Исаева. М.: Юристъ, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 



Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации