Федеративное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Оглавление

2. Понятие формы государства………………………………………………….2-3
3. Формы правления……………………………………………………………..4-11
4. Формы государственного устройства……………………………………….12-20
5. Государственно-правовой режим……………………………………………21-25
6. Список используемой литературы……………..……………………………26

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму.

     Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачивается различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени ( Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В тоже время в некоторых современных республиках при тоталитарных режимах проявляется монархический признак- несменяемый глава государства.

     Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в парламентской республике создаются полупрезидентские, полупарламентские республики. К таким странам можно отнести: Австрию, Ирландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.

     Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольности парламенту при усложнении процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей воли в структуре органов власти.

     Социалистическая государственность по своей сути может существовать только в форме республики. Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 году в Париже и просуществовала всего 72 дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели которых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались построить государство трудящихся.

     Советская социалистическая республика как государственная форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к управлению обществом и государством допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, используя жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма.

    Народно-демократическая республика как форма социалистического государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х начале 50-х годов ( Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализма, устанавливалось монопольное правление коммунистических партий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догматическую по содержанию политику марксистко- ленинского государственного строительства.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Формы государственного устройства.

      Территориальная организация государства- явление сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это национально- государственное и административно- территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.

    Под государственным устройством понимается внутренняя национально- территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Государства современного мира по форме национально- государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

    Унитарное ( то лат. – единство)- это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно- территориальные единицы ( области, округа, районы и др.).

    При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, т.е. самоуправляющие, образования. Классический пример в этом отношении- Испания, где на ряду с такими историческими областями, как Страна Басков, Каталония, выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии.

      Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единственную систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существую и двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Такая система сложилась в Англии к концу XIIIв., на ее  сохранении сказался и незавершенный компромиссный характер английской буржуазной революции XVII в. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федерации не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.

      Федеративное (от позднелатинского- объединение, союз) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала.

   Федерации, основные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми ( США, ФРГ), в то время как образованные на национально- территориальной основе и распались ( СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения ( Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).

     В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальные и территориальные принципы. Они приветствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центров и регионов.

     Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ – шестнадцать земель, Швейцарии- двадцать три кантона. В составе Российской Федерации двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, десять автономных округов.

     Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которой представлены ее субъекты. Когда в 1787 г. на Конвенте в Финляндии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире федерации- США, возникли разногласия о порядке представительства штатов в Конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты- Палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения штатов, и Сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения представлен двумя сенаторами.

    По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание ( парламент) РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федераций. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.

    Территории федераций состоят из территорий входящих в них государств и государственных образований. « Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории»,- говорится в статье 4 Конституции России. Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в союз ССР, в силу Договора 1922 г. об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций таким правом наделялись. Но они не реализовывались за все шестьдесят девять лет существования Союза.

   Попытка южных штатов выйти из состава США привела к гражданской войне 1861-1865гг. и к утверждению принципа неделимости федерации, получившего подтверждения в заявлении Верховного суда о том, что США есть нерушимый союз, состоящий из не рушимых штатов. На большой государственной печати США, отражается данное положение, начертаны слова:»Из множества- единство».

    Федеративные государства характеризуются тем, что на ряду общефедеральной конституцией и законодательством конституции и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Федерации. Конституция и законы США являются высшими законами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях ряда других государств ( Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики), распространяя действие общефедеральных законов, принятых по вопросам компетенции федерации, на всю ее территорию.

    Признак федеративных государств- наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

     Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Конфедерация как объединение государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579-1795), США (1776-1787), Швейцарский союз (1815- 1848), Германский союз (1815-1866) и др.

     Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедерации имелись и в XX в., но они оказались неудачными. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию.

  Создание конфедераций возможно и в будущем. Их характерные признаки следующие: создание конфедерации, как правило, закрепляется договором; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединения в целом; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

     Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.

       Независимо от форм национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно-территориальные единицы. Административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых является экономический, национальный и политический.

       Экономический принцип предполагает учет естественно- географических и производственных особенностей страны, размеров ее территорий, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производственных сил.

       Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным единицам. Характерное действие этого принципа можно наблюдать в административно- территориальном устройстве многонационального Дагестана- субъекта РФ. Отдельные районы этой республики- Лакский, Ногайский, Табасаранский- носят наименования тех городов, которые в них преобладают и являются коренными.

      Политический принцип предполагает так установить административно- территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

    Комплексное применение экономического, национального и политического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факторов, позволяет осуществить рациональное выделение административно- территориальных единиц. Их характерные признаки: четко очерченные границы, компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, право населения формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Именно  в силу этого права определения территория обретает черты, присуще социально- политической организации, и получает статус административно- территориальной единицы.

      Административно- территориальное устройство каждой страны имеет особенности, а ее подразделения- свои наименования. В федерациях на административно- территориальные единицы делятся территории их субъектов, в унитарных государствах- вся территория страны.

      Так, например, в США территории штатов, кроме Коннектикута и Род- Айленда, делятся на графства. В двадцати штатах графства подразделяются на низовые  административно- территориальные единицы: тауншипы и тауны. В штатах создаются специальные округа, в том числе и школьные.

      Территории субъектов РФ делятся на районы, города, села и поселки. В некоторых областях предприняты попытки восстановить существовавшие в России до октября 1917 года волости и уезды, а сами области и края переименовать в губернии.

      Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зависит настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.

      До октября 1917 года Россия представляла собой унитарное государство, главным звеном административно- территориального устройства которого были губернии. На окраинах империи на правах губернии с рядом особенностей создавались войсковые области, где формировались специальные войсковые казачьи части, выполнявшие главным образом оборонительные, но в месте с тем и хозяйственные функции. Ряд регионов ( Польша, Финляндия, отдельные районы Средней Азии) пользовались достаточно широкой самостоятельностью.

Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации