Федеральное Собрание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 15:30, реферат

Краткое описание

Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

Файлы: 1 файл

Федеральное Собрание.docx

— 19.50 Кб (Скачать)

 

 Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации – по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы.

Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.    

 Представительная природа  Федерального Собрания в определенной  степени проявляется и в составе  депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих  наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных  слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических  воззрений, религиозных взглядов. В  их составе находит некоторое  отражение демографическая структура  населения: имеются мужчины и  женщины, люди разных возрастных  групп. В то же время следует  помнить, что интересы и мнения  социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять  в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут  делать и другие люди. Так, интересы рабочих, крестьян могут выражать не только они сами, но и, например, профессиональные политики, государственные служащие, мнения женщин – мужчины и т.д. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.

Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в ст. 13 Конституции РФ.

Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше – при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.

Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государстве – необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев.

 

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее.

 

Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

 

Федеральное Собрание состоит из двух палат:  
1) Совета Федерации (в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, другой – исполнительной власти); 
2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).  

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности:  
1) принцип императивного мандата, т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетности перед ними; 
2) принцип «свободного мандата», т. е. свободного волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица.  

Федеральное Собрание РФ – это:  
-коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;  
-высший законодательный орган в РФ (акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой).  

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ:  
1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 
2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы;  
3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 
4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием. 

 Основной функцией Федерального  Собрания является принятие (нижней  палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и  федеральных законов. Федеральное  Собрание РФ осуществляет: 
1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением);  
2) контроль за исполнительной властью. 
В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия»

 

Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.  

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:  
1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 
2) объявления вотума недоверия Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

 

 

Федеральное Собрание – парламент РФ согласно ст. 94 Конституции РФ является представительным и законодательным органом. Это определение раскрывает основное назначение Федерального Собрания в системе органов государственной власти.

Во-первых, парламент выступает как выразитель интересов и воли многонационального народа России. Кроме того, представительская функция парламента обусловлена и федеративным характером Российского государства. Это нашло отражение в его бикамеральной (двухпалатной) структуре. Одна из палат – Совет Федерации – осуществляет представительство субъектов РФ, другая – Государственная Дума – выступает представителем граждан Российской Федерации.

Во-вторых, основной функцией Федерального Собрания является законодательная. Только Федеральное Собрание Конституция наделяет правом принимать федеральные законы, имеющие верховенство и прямое действие на всей территории РФ. Если они соответствуют Конституции РФ, они не могут быть изменены или отменены каким-либо другим государственным органом. Парламент посредством принятия законов формирует правовую систему государства, влияет на основные процессы, происходящие в различных сферах общественной жизни.

Важнейшей гарантией выполнения Федеральным Собранием законодательной функции является его независимость. В своей законодательной деятельности Федеральное Собрание ограничено только требованиями Конституции РФ. В силу этого парламент вправе принять или не принять любой закон без чьего либо вмешательства. Никто не вправе контролировать законодательную деятельность парламента. В то же время парламентская независимость не является абсолютной. Другие ветви власти имеют рычаги воздействия на законодательный орган: отлагательное вето Президента РФ; закон о федеральном бюджете разрабатывается Правительством РФ; Правительство РФ дает заключения на финансовые законопроекты и т.д. Конституционный Суд РФ может признавать федеральные законы или их отдельные положения неконституционными, а значит, не имеющими юридической силы. Однако данное полномочие закреплено за ним в отношении уже принятых федеральных законов и суд не может вмешиваться в законодательный процесс.

В-третьих, парламент осуществляет и контрольную функцию, хотя в ст. 94 Конституции РФ нет характеристики ФС как контрольного органа. Парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Например, в ч. 5 ст. 101 Конституции установлено, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». Часть 2 ст. 32 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает: «Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан».

В-четвертых, ряд авторов указывают на политическую функцию парламента. Данная функция не закреплена ни в Конституции РФ, ни в федеральных законах. С одной стороны, парламент является носителем политической воли населения, а с другой стороны, является активным субъектом политической системы, оказывающим непосредственное влияние на развитие политических процессов как внутри государства, так и за его пределами.

Согласно ст. 95 Конституции РФ ФС подразделяется на две палаты – Совет Федерации и Государственную Думу. В политической практике их иногда называют «верхней» и «нижней» палатой. Однако Конституция РФ подобных терминов не использует. Более того, обе палаты конституционно самостоятельны и независимы друг от друга и имеют собственную компетенцию. Между ними существует «своеобразное внутрипарламентское разделение властей». Совет Федерации в законодательном процессе призван сдерживать Государственную Думу от принятия поспешных и непродуманных решений.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ), что выражается в том, что на протяжении всего созыва палаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции.

 


Информация о работе Федеральное Собрание