Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 15:30, реферат
Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.
Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.
Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации – по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы.
Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.
Представительная природа
Федерального Собрания в
Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в ст. 13 Конституции РФ.
Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше – при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.
Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государстве – необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев.
Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее.
Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.
Федеральное Собрание состоит из двух
палат:
1) Совета Федерации (в него входят по два
представителя от каждого субъекта РФ:
один – представитель законодательной
власти субъекта РФ, другой – исполнительной
власти);
2) Государственной Думы (в ее состав избираются
депутаты путем всеобщего открытого голосования).
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной
Думы обладают особым статусом представителей
народа. Принципы их деятельности:
1) принцип императивного мандата, т. е.
обязательности исполнения наказов избирателей
и отчетности перед ними;
2) принцип «свободного мандата», т. е.
свободного волеизъявления без влияния
со стороны какого бы то ни было органа
власти или должностного лица.
Федеральное Собрание РФ – это:
-коллегиальный орган, состоящий из представителей
населения;
-высший законодательный орган в РФ (акты
Федерального Собрания и законы, им принимаемые,
должны соответствовать только Конституции
РФ, в отношении же всех остальных нормативных
актов эти акты обладают высшей юридической
силой).
Принципы деятельности Федерального
Собрания РФ:
1) порядок формирования и компетенция
палат Федерального Собрания устанавливаются
Конституцией РФ;
2) Федеральное Собрание является представителем
народа России и отстаивает его интересы;
3) Федеральное Собрание – единственный
орган, обладающий правом принятия государственного
бюджета и контроля за его исполнением;
4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным
Собранием.
Основной функцией
1) распоряжение федеральными средствами
государственной казны (принимает федеральный
бюджет и осуществляет контроль за его
исполнением);
2) контроль за исполнительной властью.
В полномочия Федерального Собрания входит
производство процедуры отрешения Президента
РФ от должности на основании заключения
Генерального прокурора РФ о наличии состава
преступления в действиях Президента
РФ и процедуры объявления «вотума недоверия»
Правительству РФ, а также контроля за
судебной властью путем дачи согласия
на назначение судей высших государственных
судов России.
Федеральное Собрание независимо в осуществлении
своих полномочий, но его нижняя палата
(Государственная Дума РФ) может быть распущена
Президентом РФ в случаях:
1) трехкратного неодобрения Федеральным
Собранием кандидатуры Председателя Правительства
РФ, предложенной Президентом РФ;
2) объявления вотума недоверия Правительству
РФ, с которым дважды не согласился Президент
РФ.
Федеральное Собрание – парламент РФ согласно ст. 94 Конституции РФ является представительным и законодательным органом. Это определение раскрывает основное назначение Федерального Собрания в системе органов государственной власти.
Во-первых, парламент выступает как выразитель интересов и воли многонационального народа России. Кроме того, представительская функция парламента обусловлена и федеративным характером Российского государства. Это нашло отражение в его бикамеральной (двухпалатной) структуре. Одна из палат – Совет Федерации – осуществляет представительство субъектов РФ, другая – Государственная Дума – выступает представителем граждан Российской Федерации.
Во-вторых, основной функцией Федерального Собрания является законодательная. Только Федеральное Собрание Конституция наделяет правом принимать федеральные законы, имеющие верховенство и прямое действие на всей территории РФ. Если они соответствуют Конституции РФ, они не могут быть изменены или отменены каким-либо другим государственным органом. Парламент посредством принятия законов формирует правовую систему государства, влияет на основные процессы, происходящие в различных сферах общественной жизни.
Важнейшей гарантией выполнения Федеральным Собранием законодательной функции является его независимость. В своей законодательной деятельности Федеральное Собрание ограничено только требованиями Конституции РФ. В силу этого парламент вправе принять или не принять любой закон без чьего либо вмешательства. Никто не вправе контролировать законодательную деятельность парламента. В то же время парламентская независимость не является абсолютной. Другие ветви власти имеют рычаги воздействия на законодательный орган: отлагательное вето Президента РФ; закон о федеральном бюджете разрабатывается Правительством РФ; Правительство РФ дает заключения на финансовые законопроекты и т.д. Конституционный Суд РФ может признавать федеральные законы или их отдельные положения неконституционными, а значит, не имеющими юридической силы. Однако данное полномочие закреплено за ним в отношении уже принятых федеральных законов и суд не может вмешиваться в законодательный процесс.
В-третьих, парламент осуществляет и контрольную функцию, хотя в ст. 94 Конституции РФ нет характеристики ФС как контрольного органа. Парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Например, в ч. 5 ст. 101 Конституции установлено, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». Часть 2 ст. 32 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает: «Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан».
В-четвертых, ряд авторов указывают на политическую функцию парламента. Данная функция не закреплена ни в Конституции РФ, ни в федеральных законах. С одной стороны, парламент является носителем политической воли населения, а с другой стороны, является активным субъектом политической системы, оказывающим непосредственное влияние на развитие политических процессов как внутри государства, так и за его пределами.
Согласно ст. 95 Конституции РФ ФС подразделяется на две палаты – Совет Федерации и Государственную Думу. В политической практике их иногда называют «верхней» и «нижней» палатой. Однако Конституция РФ подобных терминов не использует. Более того, обе палаты конституционно самостоятельны и независимы друг от друга и имеют собственную компетенцию. Между ними существует «своеобразное внутрипарламентское разделение властей». Совет Федерации в законодательном процессе призван сдерживать Государственную Думу от принятия поспешных и непродуманных решений.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ), что выражается в том, что на протяжении всего созыва палаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции.