Федеральное собрание РФ и его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:34, контрольная работа

Краткое описание

Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.
В настоящее время высший представительный и законодательный орган в разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное наименование для обозначения данного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии – стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… I. Основные этапы истории формирования :
Представительной (законодательной) власти в России;………… Двухпалатной парламентской системы;…………………………….
Образование и деятельность «Совета Федерации»………………..
Порядок формирования «Совета Федерации»…………………………….
Полномочия Совета Федерации…………………………………………
Функции Совета Федерации……………………………………………..
Итоги работы Совета Федерации за 2011год……………………………
Заключение ……………………………………………………………….
Библиография ………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 122.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание: 

  Введение………………………………………………………………………                                                                                                                                I.  Основные этапы истории формирования :

    1. Представительной (законодательной) власти в России;…………  Двухпалатной парламентской системы;…………………………….
    2.   Образование и деятельность «Совета Федерации»………………..
  1.   Порядок формирования «Совета Федерации»…………………………….
  1. Полномочия Совета Федерации…………………………………………
  2. Функции Совета Федерации……………………………………………..
  3. Итоги работы Совета Федерации за 2011год……………………………

    Заключение  ……………………………………………………………….

    Библиография  …………………………………………………………….

  
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     На  всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.

     Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

     В настоящее время высший представительный и законодательный орган в  разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное наименование для обозначения данного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии – стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее.

     В Российской Федерации парламентом  является Федеральное Собрание. Государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральное Собрание относят к органам законодательной власти. 
 
 
 
 
 

I. Основные этапы истории формирования:

I.1 Представительной (законодательной) власти в России

      Понимание роли и места органов народного  представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений -                      от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных                                дум и Государственного совета, до советского народовластия                                   и современных форм парламентской демократии.                                                                                             Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече - собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.                                                                                               Одновременно во всех русских землях действовали княжеские думы в качестве постоянного совета при князе, в который входили ближайшие его соратники. Как правило, князь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным.                                                                                                                            В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы явилась Боярская дума. Без нее не обходился ни один государь.     Самостоятельной роли боярская дума не играла, и всегда действовала вместе с царем, составляя совместно с государем единую верховную власть.                                                                                     Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло заметную, а на пике их деятельности определяющую роль были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с                                  середины XVI по семидесятые годы XVII веков, получившие                                       в последствие название земских соборов.                                                                                                           Земские соборы избирали на царство государей, как в случаях, когда были сомнения в пригодности законных наследников престола (слабоумие  Федора Иоанновича (собор 1584г.), малолетство Петра при слабоумии Ивана Алексеевича (собор 1682 года), так и в поворотных для России  случаях, когда прерывалась династия и новый государь нуждался в легитимации (избрание Годунова в 1598 году, Василия Шуйского в 1606 году, низведение Шуйского и препоручение царства семи боярам во главе с Милославским в 1610 году; признание русским царем польского королевича Владислава в 1610 году, избрание на царство Михаила Романова в 1613 году.) Соборы рассматривали вопросы войны и мира (1566, 1580, 1591, 1598, 1604, 1616, 1621, 1653 гг.), принимали законоуложения (1648 г.), принимали под цареву руку новые территории (1651 и 1653 гг. - решение о присоединении Украины) и решали такие деликатные вопросы, как, например, освобождение населения от присяги, принесенной самозванцу (1607г.). Чаще же всего соборы рассматривали вопросы взыскания налогов.                                                              Определенным отголоском деятельности Земских соборов стала при Екатерине работа Уложенной комиссии – собрания депутатов всех сословий, земель и народностей России, для выработки нового законодательного уложения. Однако эта попытка оказалась безрезультатной.

I.2. Формирование двухпалатной парламентской системы

      При Александре I по поручению молодого императора трудами выдающегося  государственного деятеля М.М. Сперанского были разработаны контуры двухпалатного законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из Государственной думы и Государственного совета.                                                                 Учрежденный в 1801 году Государственный совет стал в 1810 году высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете.                                     Убийство царя-реформатора и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России по пути создания парламента, но сам вектор этого движения был задан.                                                                      В первые годы двадцатого века требование создать в России общегосударственный представительный и законодательный орган стало всеобщим. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, действовавший к тому времени уже более 100 лет.  Манифестом от 20 февраля 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Государственный совет и Государственная дума должны были ежегодно созываться и распускаться императорскими указами. Обе палаты наделялись правом самостоятельно проверять полномочия своих членов. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственного совета и Государственной думы. Обе палаты  пользовались правом законодательной инициативы (за исключением основных государственных законов, почин пересмотра которых император оставил за собой).                                                                   По общему правилу, законодательные предположения рассматривались в Государственной думе и по одобрению поступали в Государственный совет. Но законодательные инициативы Государственного совета должны были рассматриваться и одобряться сначала им и лишь после этого поступать в Государственную думу. После одобрения обеими палатами законопроекты поступали на усмотрение императора. Государственный совет и Государственная дума получали также определенные контрольные полномочия: в установленном законом порядке они могли обращаться к министрам и руководителям государственных ведомств с запросами по поводу решений и действий этих ведомств и их чиновников в случае, если их законность вызывала сомнения.                                                           Сопоставление этой конструкции с европейскими стандартами того времени позволяет заключить, что в целом российский парламент вполне соответствовал им.                                                                                Государственный совет - вторая палата первого российского парламента - формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначалась царем. Другая половина - избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (шесть членов от духовенства православной Российской церкви, восемнадцать от губернских дворянских обществ, шесть членов от Академии наук и университетов,  по шесть от промышленных и торговых корпораций).  Первому русскому двухпалатному парламенту был отмерян               недолгий век – чуть больше десяти лет.                                                                                     В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.  

                   I. 3. Образование и деятельность Совета Федерации

           С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик, в состав которого входила Россия (Российская Советская Федеративная Социалистическая республика) законодательная и представительная функция de jure  принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты - Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них,  и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от численности населения) - по 5 человек и от каждой автономной области или республики - по 1человеку.  Президиумы обеих палат входили в состав Президиума Центрального исполнительного комитета Съезда Советов.                                                        По Конституции 1936 года Верховный Совет СССР являлся высшим органом государственной власти Советского Союза, который, принимая решения по важнейшим вопросам государственного строительства, экономики, социально-культурной сферы, определяя основные направления внешней политики, осуществлял высший контроль за деятельностью государственного аппарата. Верховный Совет СССР избрал Президиум Верховного Совета СССР, формировал Правительство СССР, избирал Верховный Суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог также назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.                                                                                                     Верховный Совет СССР избирался населением страны сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.                                         Голосование законов производилось раздельно по палатам. Закон считался утвержденным, если за его принятие в каждой из палат подавалось простое большинство голосов (для внесения изменений в Конституцию требовалось квалифицированное большинство, не менее 2/3 голосов, в каждой палате).                                                                              Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года было утверждено Положение о Совете Федерации РСФСР в качестве консультативно-координационного органа в составе Председателя Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей Верховных Советов республик, автономных областей и округов, краев, областей, Московского и Ленинградского городских советов. Совет Федерации РСФСР дважды собирался на свои заседания (22 ноября 1990 года и 23 января 1991 года) и внес определенный вклад в подготовку Федеративного договора.                                                                                 Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. "Заключительные и переходные положения" Конституции устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.                                      30 января 2002 года Совет Федерации принял новый Регламент палаты, в основу организации которой были положены три основных принципа: точное отражение ее конституционных полномочий, сохранение преемственности в работе и создание структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы.                                   Работа на постоянной основе позволила изменить режим работы Совета Федерации, увеличив в два раза интенсивность проведения пленарных заседаний, что, в свою очередь, исключило практику одобрения законов без их рассмотрения, повысить качество обсуждения законопроектов. Более качественной и интенсивной стала работа комитетов и постоянных комиссий в области законодательной деятельности.    Переход на новый уровень взаимодействия основных участников законодательного процесса позволил Совету Федерации существенно повысить его эффективность и результативность законодательной деятельности в целом. Если ранее палата отклоняла 20-30 % рассматриваемых ею законов, и в итоге длительных согласований вступало в силу около 75% законов, принятых Государственной Думой, то теперь  можно наблюдать объективную тенденцию к снижению доли отклоняемых законов от 4,5-5% в 2002-2003 годах до 2-3% - в 2004-2008 годах. В итоге вступает в силу свыше 98%  законов, принятых (одобренных) обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации.                                  С переходом на постоянный режим работы палаты существенно возросло значение взаимодействия с институтами гражданского общества, научными и экспертными сообществами, общественными объединениями и организациями. В значительной степени это взаимодействие происходит с помощью общественных и экспертных советов при комитетах и комиссиях Совета Федерации и его Председателе.                                                                      В настоящее время при Председателе Совета Федерации активно действует целый ряд общественных советов: Научно-экспертный совет; Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России; Координационный совет по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса; Совет по проблемам агропромышленного комплекса России; Совет по делам инвалидов; Координационный совет по социальной стратегии; Совет по федеральным и региональным программам; Совет по местному самоуправлению; Совет по вопросам жилищного строительства; Совет по государственной культурной политике.                                                                  26 ноября 2008 года Совет Федерации одобрил инициированные Президентом Российской Федерации и принятые Государственной Думой поправки в Конституцию Российской Федерации, касающиеся увеличения срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, а так же устанавливающие контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации.                          22 декабря 2008 года Совете Федерации принял Постановления «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации «Об изменениях срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».  Совет Федерации постановил, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменениях срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»  рассмотрены и одобрены законодателями 83 субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 9 и 10 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».  4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон установил новый порядок формирования Совета Федерации, предложенный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской федерации 5 ноября 2008 года.                                              В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта.                 Согласно Закону, новый порядок формирования Совета Федерации вступит в силу с 1 января 2011 года. Таким образом, установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации доработают свой срок полномочий.

  
 

II. Порядок формирования Совета Федерации

      В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции  Российской Федерации в Совет  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта                    Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного                      органов государственной власти.                                                                 С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.                       Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.                                                                             Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).                                                                                                  Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.                                     Статус члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации определяется Федеральным законом от 8 мая 1994 года №3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с последующими изменениями). 

Информация о работе Федеральное собрание РФ и его функции