III .
Полномочия Совета Федерации.
Согласно статье 102 Конституции
Российской Федерации
к ведению Совета Федерации относятся
(пункт 1):
- а) утверждение
изменения границ между субъектами Российской
Федерации;
- б) утверждение указа Президента Российской
Федерации
о введении военного положения;
- в) утверждение
указа Президента Российской Федерации
о введении чрезвычайного положения;
- г) решение
вопроса о возможности использования
Вооруженных Сил Российской Федерации
за пределами территории Российской Федерации;
- д) назначение
выборов Президента Российской Федерации;
- е) отрешение
Президента Российской Федерации от должности
в порядке импичмента после выдвижения
соответствующего обвинения Государственной
Думой (для принятия решения необходимо
большинство в две трети состава палаты);
- ж) назначение
на должность судей Конституционного
Суда Российской Федерации, Верховного
Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации (назначения
осуществляются по представлению Президента
Российской Федерации);
- з) назначение
на должность и освобождение от должности
Генерального прокурора Российской Федерации
(также осуществляется по представлению
президента);
- и) назначение
на должность и освобождение от должности
заместителя Председателя Счетной палаты
и половины состава ее аудиторов.
Пояснение
по формулировке пунктов а,
б, в: Совет Федерации по этим вопросам
может и не утвердить решения других инстанций
(по пунктам б и в — президента
РФ).
По вопросам, отнесенным к его ведению
Конституцией Российской Федерации, Совет
Федерации принимает постановления, которые
принимаются большинством голосов от
общего числа членов
Совета Федерации, если иной порядок принятия
решений
не предусмотрен Конституцией Российской
Федерации.
В области законотворчества Совет Федерации
занимает по отношению к Государственной
Думе подчинённую роль. Любые законы сначала
вносятся в Государственную Думу, и лишь
после одобрения нижней палатой поступают
на рассмотрение Совета Федерации.
Как весь Совет Федерации в целом, так
и его отдельные члены обладают правом
законодательной инициативы, однако законы
о поправках в конституцию могут быть
внесены либо Советом Федерации
как коллегиальным органом, либо группой
численностью не
менее одной пятой от конституционного
состава палаты.
При рассмотрении принятых Государственной
Думой законов, Совет Федерации не имеет
право внесения поправок, а может либо
одобрить, либо отклонить закон в целом.
Федеральный закон считается одобренным
Советом Федерации, если за него проголосовало
более половины от общего числа членов
этой палаты, либо если в течение четырнадцати
дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения федерального закона
Советом Федерации палаты могут создать
согласительную комиссию для преодоления
возникших разногласий, после чего федеральный
закон подлежит повторному рассмотрению
Государственной Думой. В случае несогласия
Государственной Думы с решением Совета
Федерации федеральный закон считается
принятым, если при повторном голосовании
за него проголосовало не менее двух третей
от общего числа депутатов Государственной
Думы. Для принятия федеральных конституционных
законов необходимо одобрение трёх четвертей
голосов Совета Федерации, в случае отклонения
Советом Федерации проекта федерального
конституционного закона, вето не может
быть преодолено Государственной Думой.
IV.Функции
Совета Федерации и
его председателя
Председатель
Совета Федерации и его заместители избираются
из числа членов Совета Федерации путем
тайного голосования,
причем необходимо набрать больше половины
голосов от
общего числа членов Совета Федерации.
Председатель Совета Федерации:
разрабатывает
проект повестки дня очередного заседания
Совета Федерации;
созывает
внеочередные заседания палаты (по
требованию Президента РФ, правительства
субъекта РФ или одной пятой от общего
числа членов Совета Федерации);
ведет
заседания палаты;
ведает
внутренним распорядком деятельности
палаты;
направляет
в соответствующие комитеты и
комиссии законы, принятые Государственной
Думой, а также законопроекты, которые
от имени Совета Федерации предполагается
внести в Государственную Думу;
организует
проведение парламентских слушаний
и т.д.
Регламент
Совета Федерации подробно регулирует
деятельность комитетов и комиссий,
которые готовят заключения по принятым
Государственной Думой законам, разрабатывают
и предварительно рассматривают законопроекты,
подготовленные для внесения в Государственную
Думу, организуют проведение парламентских
слушаний, решают вопросы организации
деятельности палаты и т.д. Численный состав
каждого комитета определяется самой
палатой, но он не может быть менее 10 человек,
в комитеты входят все члены Совета Федерации,
за исключением председателя и его заместителей.
Заседание комитета правомочно, если на
нем присутствует больше половины его
численного состава. Комитет осуществляет
свою деятельность на основе свободного
обсуждения и гласности. Решения принимаются
путем голосования большинством присутствующих
членов комитета. Специфика комиссий,
создаваемых Советом Федерации, заключается
в том, что их деятельность ограничивается
определенным сроком или решением конкретной
задачи. Комиссии носят временный характер,
срок их полномочий, задачи и персональный
состав определяются постановлением палаты.
Регламент закрепляет порядок голосования
и принятия решений самим Советом Федерации.
Решения Совета Федерации принимаются
на его заседаниях открытым или тайным
голосованием, причем открытое голосование
может быть поименным. Решение считается
принятым, если за него проголосовало
более половины от общего числа членов
Совета Федерации, если иное не предусмотрено
Регламентом, когда требуется квалифицированное
большинство в две трети или три четверти
общего состава членов Совета Федерации.
Решения по процедурным вопросам принимаются
простым большинством от присутствующих
членов палаты. Важное значение имеет
положение Регламента, в соответствии
с которым каждый член Совета Федерации
осуществляет лично свое право на голосование,
а отсутствующий во время голосования
не вправе передать кому-либо свое право
на осуществление голосования или подать
свой голос после завершения голосования.
Совет Федерации обладает довольно широкими
полномочиями и играет важную роль в осуществлении
государственной власти в Российской
Федерации. Его полномочия закреплены
в нескольких статьях Конституции РФ (102,
105, 106, 108). Поскольку Совет Федерации является
частью парламента, то важнейшая область
его деятельности - законодательная. Он
обладает правом законодательной инициативы,
т.е. правом внесения законопроектов в
Государственную Думу, причем это право
принадлежит как Совету Федерации в целом,
так и его отдельным депутатам. Кроме того,
Совет Федерации рассматривает законы,
одобренные Государственной Думой, и принимает
по ним решения. Закон считается одобренным
Советом Федерации в двух случаях - если
за него проголосовало более половины
общего числа членов Совета Федерации
или если в течение 14 дней после получения
закона из Государственной Думы Совет
Федерации не рассмотрел этот закон. В
этом случае закон считается принятым
автоматически без рассмотрения. В случае
отклонения федерального закона Советом
Федерации создается согласительная комиссия
из депутатов обеих палат для преодоления
возникших разногласий, после чего федеральный
закон подлежит повторному рассмотрению
Государственной Думой. Но есть группа
законов, по которым Совет Федерации обязан
высказать свое мнение и которые не могут
быть одобрены без обсуждения. Этот перечень
указан в ст. 108 Конституции РФ.
Обязательному рассмотрению в Совете
Федерации подлежат принятые Государственной
Думой федеральные законы по вопросам:
федерального бюджета; федеральных налогов
и сборов;
финансового,
валютного, кредитного, таможенного
регулирования;
денежной
эмиссии;
ратификации
и денонсации международных договоров
Российской Федерации;
статуса
и защиты государственной границы
Российской Федерации;
войны
и мира.
Совет
Федерации решает важнейшие вопросы,
связанные с деятельностью Президента,
его вступлениеми пребыванием в должности.
Он утверждает указы Президента о введении
военного положения, чрезвычайного положения,
назначает дату выборов нового президента,
отрешает президента от должности в случае
подтверждения выдвинутых Государственной
Думой обвинений против президента. К
ведению Совета Федерации также относится
утверждение изменения границ между субъектами
Российской Федерации, решение вопроса
о возможности использования вооруженных
сил Российской Федерации за пределами
ее территории.
Совету Федерации принадлежат важнейшие
полномочия кадрового характера:
назначение
на должность судей Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного
суда РФ;
назначение
и освобождение от должности Генерального
прокурора РФ;
назначение
на должность и освобождение от должности
заместителя председателя Счетной
палаты и половины состава ее аудиторов;
По
вопросам своего ведения Совет Федерации
принимает постановления.
Совет федерации, в отличие от Государственной
Думы, не может быть досрочно распущен
ни по каким основаниям, и общий срок его
полномочий не установлен. Он зависит
от сроков, на которые избираются законодательные
органы власти субъектов РФ и главы исполнительной
власти этих субъектов.
V.
Итоги работы Совета
Федерации за 2011 год.
Председатель
Совета Федерации подвела итоги 2011 года
и назвала наиболее важные моменты в работе
верхней палаты российского парламента.
В частности, главным приоритетом Валентина
Матвиенко назвала принятие Федеральным
Собранием трехлетнего бюджета страны.
В работе над этим документом, по ее словам,
Совет Федерации принимал участие на всех
этапах. В этом году появились дорожные
фонды, и сенаторы оперативно внесли соответствующие
изменения в Бюджетный кодекс. Было также
принято много социально значимых законов,
прежде всего,
закон об основах охраны здоровья граждан.
Одними из наиболее важных В.Матвиенко
назвала Федеральный закон «О полиции»
и закон о службе в органах внутренних
дел. Были приняты важные документы, направленные
на укрепление правовой базы Таможенного
союза РФ, Белоруссии и Казахстана, а также
вопросы эффективного перераспределения
властных полномочий от центра на места.
Совет Федерации активно включился в работу
по подготовке соответствующих предложений,
они уже направлены в правительственную
комиссию под руководством вице-премьера
Дмитрия Козака.
Говоря об итогах работы палаты, В.Матвиенко
привела следующие данные: проведено 22
заседания СФ, одобрено четыре федеральных
конституционных закона и 420 федеральных
законов. Из них 77 - о ратификации и денонсации
международных законов и соглашений с
другими государствами и международными
организациями. Три федеральных закона
отклонены.
Спикер СФ Матвиенко Валентина Ивановна
подчеркнула, что
целый ряд принятых законов направлен
на развитие инновационной экономики,
конкуренции, укрепление российской финансовой
системы, продолжена работа по развитию
политической системы.
Ряд решений был направлен на совершенствование
порядка формирования Совета Федерации.
«Нами были одобрены законы, направленные
на совершенствование статуса члена Совета
Федерации. Мы продолжим работу над законодательными
инициативами в сфере дальнейшей модернизации
деятельности нашей палаты», - сообщила
Председатель СФ.
В ближайшее время, по словам В.Матвиенко,
предстоит большая работа по следующим
основным направлениям: правовое обеспечение
совершенствования государственно-политического
устройства страны; дальнейшее развитие
законодательства в сфере противодействия
коррупции; модернизация
экономики и социальной сферы; децентрализация
полномочий и совершенствование межбюджетных
отношений, основанных на принципах федерализма;
формирование Евразийского экономического
союза и дальнейшего продвижение России
в глобальное мировое пространство. «В
реализации намеченных приоритетов ключевая
роль принадлежит Совету Федерации как
палате, представляющей интересы российских
регионов», - подчеркнула спикер СФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
Российской Федерации Федеральное
Собрание как парламент республики,
состоящее из Государственной Думы
и Совета Федерации, пришло на смену
«двухступенчатому» механизму высших
органов государственной власти
Российской Федерации, включавшему Съезд
народных депутатов и формируемый им Верховный
Совет.
В разветвленной системе органов государства
Федеральное Собрание выполняет разнообразные
функции.
Во-первых, как орган народного представительства
оно (его члены) представляет различные
слои населения, а также субъекты Федерации.
Тем самым, Федеральное Собрание олицетворяет
волю всего народа
России, представительство его общих интересов
и специфических
интересов различных социальных, территориальных,
национальных, профессиональных и
иных коллективов.
Во-вторых, парламент выполняет общегосударственную
законодательную функцию. Федеральное
Собрание принимает федеральные конституционные
законы, федеральные законы и законы о
поправках к Конституции РФ, которые выражают
согласованную волю народа и обладают,
после Конституции, высшей юридической
силой.
В-третьих, Федеральное Собрание, его палаты
осуществляют решающее участие в верховном
руководстве делами государства. Правда,
ч.3 ст.80 Конституции РФ гласит, что Президент
РФ «определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства».
Однако в этой же статье говорится, что
он делает это в соответствии с Конституцией
и федеральными законами, а такие законы
принимает парламент. Парламент утверждает
государственный бюджет, дает согласие
на введение чрезвычайного положения,
участвует в решении вопросов, связанных
со статусом субъектов Федерации, обсуждает
основные проблемы различных сфер жизни
общества и принимает соответствующие
решения.
В-четвертых,
Федеральное Собрание или его
палаты формируют или участвуют
в формировании, назначении или освобождении
от должности других высших и центральных
органов государства, должностных лиц.
В-пятых, парламент осуществляет парламентский
контроль в отношении органов исполнительной
власти, в области различных сфер государственного
строительства, за исполнением государственного
бюджета и т.д.
Функционированию народного представительства
препятствует отсутствие в современной
России какого-либо механизма влияния
избирателей на деятельность депутатов
и других выборных лиц. После принятия
Конституции РФ 1993 г., по существу, оборвалась
обратная связь между ними. В результате
российские избиратели были лишены возможности
влиять на деятельность своих представителей
в процессе осуществления ими законодательных
и иных депутатских полномочий.
В Российской Федерации народное представительство
как реальное проявление народной воли,
внутреннего суверенитета народа в настоящее
время находится в критическом положении.
Это тормозит процессы создания демократического
правового государства, формирования
отношения к человеку, его правам и свободам
как к высшей ценности. Хотя именно такая
цель ставится в ст.2 Конституции РФ.
Важнейшими условиями преодоления такого
положения являются, с одной стороны, активизация
деятельности государства и его органов
по повышению уровня политического и правового
воспитания народа, расширению навыков
по управлению делами государства, осуществлению
иных политических прав.
Президент России Д.Медведев подписал
Федеральный закон «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с изменением порядка
формирования Совета Федерации Федерального
Собрания РФ». Федеральным законом
вносится изменение в Федеральный закон
«О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации»,
предусматривающее, что кандидатом для
избрания (назначения) в качестве представителя
в Совете Федерации может быть гражданин
Российской Федерации, являющийся депутатом
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Федерации или депутатом представительного
органа муниципального образования, расположенного
на территории соответствующего субъекта
Федерации.
Библиография
1. Политология
: учебник / А. С. Гречин, В. Ю. Дорошенко
; ред. В. Н. Лавриенко. - М. : ЮНИТИ, 2002. - 367
с .
2. Политология
: учебник / М-во образования РФ ; Под ред.
М.А. Василика. - М. : Гардарики, 2004. - 588 с.
3. http://www.council.gov.ru/ дата обращения 28.12.2011г.