Конституционный статус палат Федерального Собрания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

В современный период особую актуальность приобретает вопрос о взаимодействии палат Федерального Собрания Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Этим принципиальным проблемам, которые существенным образом влияют на качество законодательного процесса в целом в вестнике также уделено серьезное внимание.
В отличие от других государственных органов Федеральное Со-брание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий раз-нообразные связи и отношения с другими государственными и об-щественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.

Оглавление

Введение
Глава 1. Конституционный статус палат Федерального Собрания
§1. Предметы ведения палат Федерального Собрания
Российской Федерации
§2. Конституционный статус Совета Федерации
§3. Конституционный статус Государственной Думы
Глава 2. Порядок формирования палат Фе¬дерального Собрания
1. Порядок и проблемы формирования нижней палаты парламента
1.1. Внутренняя организация Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
§2. Порядок и проблемы формирования верхней палаты парламента
2.1. Внутренняя организация Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конституционный статус палат парламента.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Содержание

      Введение

Глава 1.          Конституционный  статус палат Федерального Собрания

         §1. Предметы ведения палат Федерального Собрания

             Российской Федерации 

         §2. Конституционный статус Совета Федерации

         §3. Конституционный статус Государственной Думы

Глава 2.          Порядок  формирования палат Федерального Собрания

      1. Порядок и проблемы формирования нижней палаты парламента

         1.1. Внутренняя организация Государственной Думы

         Федерального Собрания Российской Федерации

      §2. Порядок и проблемы формирования верхней палаты парламента

         2.1. Внутренняя организация Совета Федерации Федерального

          Собрания Российской Федерации

         Заключение 

         Список  используемой литературы  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  Введение. 

      Одной из незыблемых правовых основ стабильности конституционного строя, закрепленной в Конституции России 1993 г. (ст. 10), является проведение в жизнь принципа осуществления государственной власти на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы. Не умаляя значения исполнительной и судебной властей, следует признать, что «первой среди равных», несомненно, является законодательная власть. Ей, по Конституции, отведено особое место, поскольку в ее прерогативы входит разработка и принятие законов, на которых строится организация и деятельность всего государства. Закрепленные в законах правила обязаны соблюдать органы исполнительной власти, на их основе функционирует судебная система. Следовательно, в «тройственном союзе» разделения властей Федеральное Собрание, как выразитель законодательной власти, выступает в роли основополагающего органа государственной власти, наделенного правами влиять на каждую из них.

       В современный период особую актуальность приобретает вопрос о взаимодействии палат Федерального Собрания Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Этим принципиальным проблемам, которые существенным образом влияют на качество законодательного процесса в целом в вестнике также уделено серьезное внимание.

             В отличие от других государственных органов Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.

      Согласно  Конституции (ст. 94) Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является постоянно действующим представительным и законодательным органом. Этим подчеркивается двуединая природа парламента и тесная взаимосвязь двух основополагающих его функций.

      Объектом  исследования является парламент РФ.

      Предметом исследования данной курсовой работы являются нормативно-правовые акты РФ касающиеся Федерального Собрания Российской Федерации.

      Участие политических партий в деятельности парламента разнообразно. Это создание партийных фракций, участие в прениях, отстаивание своих позиций и взглядов, принятие решений в соответствии с установками своих партийных органов и т.д. Многопартийный состав Федерального Собрания характеризует его как демократически организованный государственный орган представительной и законодательной власти.

      Целью работы можно назвать анализ и оценку конституционного статуса палат Федерального Собрания.

      Отсюда  следуют задачи:

      -рассмотреть  предмет ведения палат федерального  собрания

      -изучить  конституционный статус Совета  Федерации

      -изучить  конституционный статус Государственной  Думы

      -проанализировать  порядок и проблемы формирования нижней палаты парламента

      -проанализировать порядок и проблемы формирования верхней палаты парламента

Глава 1. Конституционный  статус палат Федерального Собрания.

 

§1. Конституционный статус Совета Федерации. 

      Конституционный статус Совета Федерации образуют правовые нормы (институты), содержащиеся в Конституции Российской Федерации, других нормативных актах и характеризующие его положение в качестве самостоятельного структурного подразделения Федерального Собрания Российской Федерации, а также устанавливающие его компетенцию.

      К составным частям (элементам) конституционного статуса Совета Федерации относятся также правовые институты, которые закрепляют: порядок образования Совета Федерации; статус члена Совета Федерации; полномочия по самоорганизации, т. е. образованию отдельных внутренних органов, избранию или назначению должностных лиц, возглавляющих ту или иную структуру Совета Федерации; правила и процедуры работы Совета Федерации.

      Характеризуя  конституционный статус Совета Федерации, следует иметь в виду, что нормы конституции определяют лишь общий каркас его полномочий и порядка деятельности. Конкретизируются конституционные установления, касающиеся функционирования и деятельности Совета Федерации, в федеральных законах, Регламенте, постановлениях Совета Федерации, других законодательных актах. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности1. Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации. С точки зрения субъектного состава Совет Федерации представляет собой палату, призванную отражать федеративное устройство Российской Федерации и учитывать интересы ее субъектов. Такая модель схожа с германской системой образования бундесрата — верхней палаты парламента ФРГ, который формируется путем представительства от земель, а не через выборы. Предполагается, что таким образом могут быть лучше учтены интересы регионов. Поэтому в числе основополагающих задач Совета Федерации ~ согласование интересов Федерации с интересами каждого ее субъекта; создание такого положения, чтобы благо страны в целом не оборачивалось ущербом для отдельных ее частей; устранение противоречий между субъектами Российской Федерации, с одной стороны, и федеральным центром, с другой и т.п.

      В иерархии элементов конституционного статуса Совета Федерации особое значение имеют нормы, регулирующие его компетенцию. Согласно ст. 102 Конституции РФ, соответствующим законодательным нормам к ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение  изменения границ между субъектами  Российской Федерации;

2) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) утверждение  указа Президента Российской  Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) решение  вопроса о возможности использования  Вооруженных Сил Российской Федерации  за 

    пределами территории Российской Федерации;

5)   назначение выборов Президента  Российской Федерации;

6)   отрешение Президента Российской  Федерации от должности;

    7)  назначение на должность судей  Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств;

8)   назначение на должность и  освобождение от должности Генерального прокурора Российской

    Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и

    заместителей 

    Генерального прокурора Российской Федерации;

9)   назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной 

       палаты Российской Федерации  и половины состава ее аудиторов;

10) назначение  на должность и освобождение  от должности членов Центральной избирательной

       комиссии Российской Федерации;

11) рассмотрение  вопросов внешней политики и  межпарламентского сотрудничества;

12) проведение  консультаций по вопросам о  назначении и отзыве дипломатических  представителей;

13) подготовка, рассмотрение и принятие обращения  Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации содержит и иные установления, касающиеся компетенции Совета Федерации, его законодательной деятельности, внутренней организации, порядка работы, статуса члена Совета Федерации. Они будут проанализированы в последующих разделах настоящей работы, что позволит в полном объеме охарактеризовать деятельность Совета Федерации в целом. 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Конституционный статус Государственной Думы. 

     Конституционный статус Государственной Думы определяют конституционные и иные законодательные установления, касающиеся ее особого социального назначения, предметов ведения, порядка выборов депутатов и их правового статуса, внутреннего устройства, порядка работы.

Порядок образования Государственной Думы определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995г., «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.

      Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выборы в Государственную Думу осуществляются по смешанной модели: половина депутатов избирается по пропорциональной, а другая половина по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства; другие 225 депутатов избираются по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Основные полномочия Государственной Думы заключаются в осуществлении законодательной деятельности. Помимо этого, Конституция Российской Федерации наделяет данную палату и другими немаловажными правами и обязанностями. Так, согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, а также решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. В ее обязанности входит назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека. Государственной Думе предоставлено право объявления амнистии. В числе ее правомочий — выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Информация о работе Конституционный статус палат Федерального Собрания