Конституционный статус палат Федерального Собрания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

В современный период особую актуальность приобретает вопрос о взаимодействии палат Федерального Собрания Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Этим принципиальным проблемам, которые существенным образом влияют на качество законодательного процесса в целом в вестнике также уделено серьезное внимание.
В отличие от других государственных органов Федеральное Со-брание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий раз-нообразные связи и отношения с другими государственными и об-щественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.

Оглавление

Введение
Глава 1. Конституционный статус палат Федерального Собрания
§1. Предметы ведения палат Федерального Собрания
Российской Федерации
§2. Конституционный статус Совета Федерации
§3. Конституционный статус Государственной Думы
Глава 2. Порядок формирования палат Фе¬дерального Собрания
1. Порядок и проблемы формирования нижней палаты парламента
1.1. Внутренняя организация Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
§2. Порядок и проблемы формирования верхней палаты парламента
2.1. Внутренняя организация Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конституционный статус палат парламента.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

      К положениям, характеризующим конституционный  статус Государственной Думы, следует отнести нормы, устанавливающие сроки ее полномочий, и порядок роспуска. Согласно ч. 1 ст. 96 Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года. В то же время Конституция устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

      В первом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации).

      Распустить  Государственную Думу Президент  может и в случае, если Государственная  Дума в течение трех месяцев со дня вынесения ею постановления  о недоверии Правительству Российской Федерации, повторно подтвердит свое намерение. При такой ситуации Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции).

      И, наконец, ч. 4 ст. 117 предусматривает еще один вариант, позволяющий Президенту реализовать право роспуска Государственной Думы. Произойти это может в том случае, когда Председатель Правительства Российской Федерации ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, а Государственная Дума в доверии отказывает. Это требует от Президента принятия решения в течение семи дней об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

      В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

      Государственная Дума не может быть распущена:

  по  основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания;

  с момента выдвижения ею обвинения  против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

  в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской федерации.

  Завершая  анализ конституционного статуса палат  Федерального Собрания Российской Федерации, необходимо отметить, что процесс  отработки механизма их деятельности находится в постоянном развитии. Обновляются, уточняются, упраздняются отдельные правила и процедуры их работы, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные изменения и дополнения, вносимые в регламенты палат. Корректируется деятельность отдельных подразделений, создаются новые парламентские структуры, устанавливаются дополнительные полномочия. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Порядок формирования палат Федерального Собрания.

§ 1. Порядок и проблемы формирования нижней палаты Федерального Собрания.

      Установленный Конституцией Российской Федерации  четырехлетний срок полномочий Государственной  Думы соответствует мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4-5-летний срок. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам - увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна. Немаловажно и то обстоятельство, что четырехлетний срок полномочий Государственной Думы соответствует сроку полномочий Президента Российской Федерации, который избирается также на четыре года. Конституция, однако, не исключает, что парламент не сумеет отработать отведенного ему четырехлетнего срока по причине роспуска. В соответствии с ч. 4 ст. 111, в случае когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции Российской Федерации Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству Российской Федерации.

  Следует заметить, что федеральное законодательство недостаточно четко регулирует срок полномочий Государственной Думы. Так, согласно ч. 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации полномочия Государственной Думы прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Данное положение находится в определенном противоречии со ст. 109, 111 и 117 Конституции, которые не предусматривают функционирования Государственной Думы, распущенной Президентом Российской Федерации. Таким образом, согласно одной статье Конституции Государственная Дума сохраняет свои полномочия, согласно другим - лишена возможности их осуществлять. Возникает очевидный разрыв в осуществлении полномочий федеральным органом законодательной (представительной) власти, что при определенных условиях может обернуться негативными последствиями для стабильности и преемственности государственной власти.

  Переходные  положения Конституции Российской Федерации (п. 7) сделали изъятие из ч. 1 ст. 96 Конституции Российской Федерации, установив сокращенный срок полномочий для Государственной Думы первого созыва - два года. Это мотивировалось переходным характером Государственной Думы первого созыва, необходимостью интенсивного накопления опыта работы парламента в новых условиях, а также стремлением синхронизировать выборы нового состава Государственной Думы (декабрь 1995 г.) с выборами Президента Российской Федерации (июнь - июль 1996 г.).

    В соответствии с ч. 2 ст. 96 порядок  формирования Совета Федерации  и Государственной Думы устанавливается  федеральными законами. Подготовка и принятие данных законов могут служить примером труднейшего политического компромисса.

  Порядок формирования Совета Федерации установлен в настоящее время Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с данным законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один избирается законодательным (представительного) органом власти, другой назначается высшим должностным лицом (главой исполнительного органа власти) субъекта Российской Федерации. Принятию указанного федерального закона предшествовала дискуссия о порядке и механизме формирования Совета Федерации. За короткую историю российского парламентаризма процедура формирования Совета Федерации претерпела несколько кардинальных изменений. Первый его состав был сформирован на основании Указа Президента Российской Федерации № 1626 от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания» путем выборов двух депутатов от каждого субъекта Российской Федерации по мажоритарной системе по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ соответствующих субъектов Российской Федерации.

      По  истечении двухгодичного срока  первого созыва Совета Федерации, установленного Переходными положениями Конституции Российской Федерации (п.7), вновь встал вопрос о принципе его формирования. Вокруг этой проблемы развернулась острая политическая борьба. В результате буквально в последние дни истекающих полномочий Государственной Думы был принят Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в котором предусматривалось, что членами Совета Федерации являются по должности руководитель законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

      Должностные лица. Возглавляет палату Председатель Государственной Думы. В отличие от Совета Федерации в число должностных лиц Государственной Думы входит Первый заместитель Председателя Государственной Думы. Так же, как и Совет Федерации, Государственная Дума избирает заместителей Председателя Государственной Думы. Согласно постановлению Государственной Думы от 18 января 1996 г. «О заместителях Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Государственная Дума второго созыва избрала семь заместителей Председателя палаты.

      Председатель  Государственной Думы, его Первый заместитель и заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования. Кандидатов на указанные должности вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. Порядок избрания данных должностных лиц урегулирован в Регламенте Государственной Думы. В нем, в частности, установлено, что перечисленные выше должностные лица не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

      Функции Председателя Государственной Думы, равно как и Председателя Совета Федерации, весьма схожи и условно  могут быть поделены на организационные и представительские.

      Полномочия  по осуществлению организационных функции обязывают Председателя Государственной Думы:

  вести заседания палаты;

  ведать  ее внутренним распорядком;

  организовывать  работу Совета Государственной Думы;

  осуществлять  общее руководство деятельностью  Аппарата Государственной Думы;

  назначать на должность и освобождать от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы и его первого заместителя.

      В рамках данных полномочий Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думы следующие вопросы: о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы; о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях палаты. Ему предоставлено право издавать распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции. В обязанности Председателя Государственной Думы входит представление Государственной Думе докладов о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте программы ее законопроектной работы на очередную сессию и др.

      Представительские полномочия наделяют Председателя Государственной Думы правом представлять палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Судами Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

      В рамках указанных полномочий Председатель Государственной Думы участвует  в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации, для разрешения разногласии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  Обязанности заместителей Председателя Государственной  Думы сводятся к следующему:

  они замещают Председателя Государственной  Думы во время его отсутствия;

  по  его поручению ведут заседания  палаты;

  координируют  деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы;

  решают  другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом Государственной  Думы и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы.

      Совет Государственной  Думы можно охарактеризовать как коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

      В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. С правом совещательного голоса в работе Совета Государственной Думы участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы.

      В случае отсутствия Председателя Государственной  Думы заседания Совета Государственной Думы проводит один из его заместителей. В отсутствие руководителей депутатских объединений и председателей комитетов по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители из числа депутатов Государственной Думы. В этом случае заместитель Председателя Государственной Думы и представители депутатских объединений имеют право решающего голоса.

Информация о работе Конституционный статус палат Федерального Собрания