Проблемы пограничных районов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Приграничное сотрудничество практически по всем направлениям носит невыгодный для Российской Федерации характер и в основном ориентировано на обслуживание интересов финансово-промышленных структур и криминальных группировок, в том числе транснациональных, а также ряда зарубежных государств, всемерно поддерживающих именно такой порядок и состояние взаимодействия с Россией. Результатом этого является деградация приграничных территорий России и вовлечение в криминальную трансграничную деятельность все большего количества российских граждан.

Оглавление

Введение
Социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов РФ
Региональные особенности развития российского порубежья
Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие приграничного района.docx

— 57.21 Кб (Скачать)

Регионоведение.

«Проблемы пограничных  регионов России»

 

Содержание

Введение

Социально-экономические и геополитические  особенности приграничных субъектов  РФ

Региональные  особенности развития российского  порубежья

Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прежде чем говорить о приграничных районах России, нужно сначала  определить, что содержит в себе это понятие. Вид регионов, нуждающихся в особом государственном регулировании, – это приграничные регионы. Понятие «приграничный регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная. Целесообразно рассматривать три уровня приграничья.

Макроуровень – это все субъекты Федерации, имеющие прямой выход  к государственным границам. В  настоящее время из 89 субъектов  Российской Федерации 51 являются приграничными или приморскими. Необходимо также проводить различия между старыми и новыми приграничными субъектами. Они находятся на разных этапах формирования и имеют существенно разные соотношения своих основных пограничных функций. К старым приграничным районам относятся 22 субъекта Федерации, к новым – 26 субъектов, кроме того, три региона (Калининградская и Ленинградская области, республика Алтай) имеют одновременно старые и новые участки государственной границы.

Мезоуровень приграничья – это  административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города на территории этих районов.

Микроуровень – это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Помимо выделенных трех уровней приграничных территорий, различаются также уровни морских приграничных пространств (акваторий), охватывающих внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвенционные морские районы.

Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и  страны в целом через свои фундаментальные  свойства - барьерность и контактность.

Обособляясь от внешнего мира посредством  границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию.

  Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консальтинговые и посреднические компании и др.);  уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях.

Изменение соотношения между контактностью  и барьерностью государственных  границ происходит неравномерно у стран  разного уровня развития и разной степени вовлеченности в процессы глобализации. Например, развитые страны стремятся устранить барьеры  на пути движения капиталов, информации, услуг, но одновременно поставить мощный заслон на пути перемещения рабочей  силы и регламентировать поступление  товаров из бедных стран с низкой стоимостью рабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к  качеству, ограничений по объемам  поставок тех или иных товаров  в рамках межгосударственных соглашений и т.д.

Бедные страны, в свою очередь, хотят  расширить свое присутствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантированную  возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран. Согласование разнообразных  и противоречивых либерализационных  интересов отдельных стран в  рамках ВТО, как показала ноябрьская сессия (1999 г.) этой организации в  Сиэтле, представляет весьма сложную, а подчас и неразрешимую задачу.

В целом общей закономерностью  является прямая зависимость контактности границ от:  уровня развития стран-партнеров,  сходства уровней развития,  однотипности   экономических и правовых систем,  взаимной близости и соседства. При  неисполнении этих условий соответственно  возрастает значение барьерных функций государственных границ.

Проблематика приграничья содержит в себе многие противоречия характерные  для современного этапа развития. Среди них следует выделить противоречия между:  глобализацией экономики, опирающейся на широкую либерализацию  межгосударственных экономических  отношений, и протекционистской  сущностью государств;  культурной унификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной идентичностью;  богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и районами стран;  международной  региональной интеграцией (сотрудничеством) стран и их суверенитетом;  политическими  центрами, стремящимися укрепить или  сохранить властную вертикаль, и  подчиненными им территориями, желающими  расширения своих прав и полномочий и в частности в том, что  касается международной деятельности. По сути эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности и различий (континуальности и дискретности) в динамике мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории.

 

Социально-экономические  и геополитические особенности  приграничных субъектов Российской Федерации

Общая протяженность государственных  границ России равняется 60933 км, в том  числе 38807 км морских. Среди 89 субъектов  РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. По этому формальному признаку мы и определяем приграничные субъекты РФ.  Причем у 21 межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР.  У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.

Большая часть периметра морских  границ приходится на арктические моря (19,7 тыс. км) с небольшим по объему или практически отсутствующим  международным судоходством. Поэтому  приполярные субъекты федерации  с определенной долей условности можно относить к приграничными.

От Республики Карелия при движении на восток и до Республики Алтай  плотность населения в приграничных субъектах РФ существенно меньше среднероссийской - 8,6 чел. на кв. км. В этом громадном по площади и протяженности окраинном ряду регионов небольшое исключение составляет только Приморский край. Наиболее высокую плотность населения - более 50 чел. на кв. км в остальной части периметра приграничных субъектов РФ имеют Краснодарский край, Калининградская и Белгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария.

У большинства приграничных субъектов  РФ объем РВП на душу населения  ниже среднего по стране уровня (у 39 из 48). Среди рассматриваемых регионов наиболее высок этот показатель у  Ямало-Ненецкого АО. При пересчете  РВП этого округа в доллары  по среднегодовому курсу 5785 руб. за доллар он составит в расчете на одного жителя 19,8 тыс. долл. У идущей на втором месте  Тюменской области с  автономными округами этот показатель равнялся 7,1 тыс. долл. на одного жителя. У 22 приграничных субъектов РФ РВП  не превышал 2 тыс. долл., в том числе  у 5 - 1 тыс. долл.

Только у 6 субъектов РФ отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму выше среднего по России значения. Эти показатели в самом общем виде отражают, с одной стороны, глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, высокую долю ее ресурсной составляющей, а, с другой, бедность и социальное неблагополучие большинства приграничных регионов. Такая территориальная организация российской экономики имеет историческое объяснение. Положение вблизи государственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие приграничных территорий. Военноопасный, барьерный характер границ 20 - 60 гг. вынуждал размещать производство в глубинных районах страны. Кроме того большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие в результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическим лакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новых государств.

В результате этого наследия пояс приграничных территорий сегодня в  среднем является менее развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности глубинные территории. Необходимо подчеркнуть также и то, что большинство регионов российского порубежья имеют крайне слабый потенциал участия во внешнеэкономических связях. Сегодня пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода структурный барьер вхождения России в мировую экономику.

Исторически страны - непосредственные соседи играют важную экономическую  и политическую  роль для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства, уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучи сравнительно бедной страной (ВВП на душу населения составляет около 3 тыс. долл., что в 7-10 раз меньше, чем у наиболее развитых стран мира), Россия большей частью своего периметра граничит с еще более бедными странами. Особенностью является также и то, что большая часть приграничных территорий, соседних с Россией стран, являются менее развитыми их частями.

В культурно-цивилизационном плане регионы, выходящие к старым  государственным границам, одновременно граничат с иными культурными системами: европейской и китайской. Граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом, поскольку Бурятия и Тува близки к монголо-ламаистской культурной системе. Еще ярче это выражено у новых границ с Белоруссией и Украиной, которые проходят по территориям однородным в культурном отношении. На Кавказе государственные границы соприкасаются со странами  относящимся к разным культурным системам. Но на значительной ее части культурный рубеж (исламский) смещен вглубь России. Граница с Казахстаном формально является границей с исламским миром. Но в силу высокой доли русского населения в приграничных с Россией районах Казахстана можно говорить о смещении культурного рубежа относительно государственной границы вглубь этой страны.

 

Региональные  особенности развития российского  порубежья

Опыт либерализации внешнеэкономических  связей  показал, что отладка контактно-барьерного механизма включения  страны в  мирохозяйственные связи в условиях глобализации экономики и регионализации международных экономических  требует  многолетней кропотливой работы. Шоковое открытие страны в начале 1992 г. в дальнейшем потребовала создания механизмов защиты национальных производителей, рынка труда, финансового рынка, валютных резервов, инструментов борьбы с криминалитетом паразитирующем на неотработанности законодательства, регулирующего  внешнеэкономическую деятельность и, в частности, со странами СНГ, на отсутствии необходимого таможенного прикрытия  на новых границах.

Громадный пограничный периметр страны в условиях произошедших с начала 1992 г. кардинальных геополитических  и экономических изменений до сих пор не может нормальным образом  выполнять как барьерные, так  и контактные функции. Работа по созданию пограничных пунктов пропуска, обеспечивающих быстрое и качественное пограничное  и таможенное оформление пока далека от завершения.

Плотность международных переходов  на российских границах одна из самых  низких в мире. На конец 1998 г. на морских  и речных границах имелось 94 порта, осуществлявших пропуск грузов, пассажиров и транспортных средств в международном  сообщении или 1 на 489 км водных границ. На сухопутных границах располагалось 95 пунктов пропуска для автотранспорта и 35 для железнодорожного или в  сумме 1 пункт на 112 км границ.

Наиболее густая сеть пограничных  переходов была в Калининградской  области - 24, в том числе 8 морских (речных) на 139 км морской границы, 8 автомобильных  и 7 железнодорожных на 512 км сухопутной границы. Плотность пунктов пропуска на границах РФ в этой эксклавной области - 1 на 27 км периметра границ, наиболее близка к европейскому уровню. В  то же время плотность пунктов  пропуска на участке российско-китайской  границы, занимаемом провинцией Хэйлунцзян в 1999 г. равнялась 17 на 3045 км или один переход на 180 км границы.

За почти десятилетие либерализации  внешнеэкономической деятельности пока не произошло существенных изменений  в структуре экономики приграничных районов. Оно происходило главным  образом на основе традиционной модели. Последняя базируется на обслуживании внешнеэкономических связей и развитии приграничной торговли, движущей силой  которой являются различия в уровне и соотношении цен на товары потребительского и производственного назначения в соседних странах. Экономический  эффект этой модели связан с расширением  рынка сбыта  для одних и  получением более дешевых товаров  и услуг для других. И то и  другое лежит в основе получаемых по обе стороны границы доходов  и осуществляемых сбережений и накоплений. При значительных объемах приграничной торговли и транзитных товаропотоков  возникают предпосылки для экономического подъема приграничных районов.

В связи с этим одним из главных  элементов развития приграничных районов  вплоть до августовского 1998 г. финансового  кризиса в России была приграничная и челночная торговля преимущественно  по линии импорта. Максимального  размера челночный импорт достиг в 1996 г., когда сложились наиболее благоприятные условия его осуществления - 14,4 млрд. долл. или около четверти российского импорта. В челночной  торговле участвовало до 10 млн. человек., что позволяло решать проблемы безработицы, личных доходов и снабжения рынка  сравнительно дешевыми товарами. В  начале 90-х гг. наибольший размах приграничная торговля приобрела в дальневосточных  регионах в связи с установлением  либерального трансграничного режима на российско-китайской границе и существовавших больших различий в соотношении цен на товары потребительского и производственного назначения в России и Китае.1[4]  Затем главный вектор этой торговли сместился на Северный Кавказ. В 1997 г. российско-турецкий челночный оборот составил 5 млрд. долл. или около 40% всего челночного оборота России. Крупные объемы челночной торговли осуществлялись с Польшей - около 1 млрд. долл., в которой ведущую роль играет Калининградская область.  Значительные объемы челночной торговли имели место и на границах России со странами СНГ. Причем, если в страны дальнего зарубежья преимущественно вывозится валюта в обмен на товары, то в случае СНГ ввозятся дешевые товары в обмен на деньги.  С 1997  объем челночной торговли начал сокращаться. Слабостью развития челночных функций является их зависимость от таможенного и визового режима. Введение одной из соседних стран тех или иных ограничений сильно сказывается на объемах приграничной торговли. Так например, в результате ужесточения правил бартерной и челночной торговли, повышения тарифов на импорт продовольствия, введения визового режима взаимного посещения резко сократились объемы приграничной торговли России и Китая. Объем внешней торговли Амурской области  за 1993 - 1999 гг. сократился в 6 раз. 

Информация о работе Проблемы пограничных районов России