Проблемы пограничных районов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Приграничное сотрудничество практически по всем направлениям носит невыгодный для Российской Федерации характер и в основном ориентировано на обслуживание интересов финансово-промышленных структур и криминальных группировок, в том числе транснациональных, а также ряда зарубежных государств, всемерно поддерживающих именно такой порядок и состояние взаимодействия с Россией. Результатом этого является деградация приграничных территорий России и вовлечение в криминальную трансграничную деятельность все большего количества российских граждан.

Оглавление

Введение
Социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов РФ
Региональные особенности развития российского порубежья
Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие приграничного района.docx

— 57.21 Кб (Скачать)

Введение польскими властями новых  правил пересечения границы с 1 января 1998 г. в сторону ужесточения вызвали  сокращение объемов челночной торговли. Потери польского бюджета от стремления ограничить возможности нелегальной  иммиграции и приблизится к таможенным и визовым требованиям ЕС оценивались  в 400 - 800 млн. долл.. Но наиболее сильный  удар по приграничной и челночной  торговле нанесла в 1998 г. четырехкратная девальвация рубля.

Особенностью традиционной модели является то, что доходы от приграничной торговли распылены между множеством индивидуальных торговцев-челноков, мелких и средних частных  и государственных  фирм, что не позволяет реализовывать  крупные инвестиционные проекты  без поддержки из бюджетов стран  и административных районов. Наибольший эффект от этой модели достигается  при согласованных действиях  правительств соседних стран в вопросах визового и таможенного режима, согласованных  изменения курсов национальных валют  и при наличии ценовых различий на потребительские товары и факторы  производства. Но сочетание эти условий  трудно достижимо.

Привлекательность приграничных районов  для иностранных инвесторов при  этой модели определяется транспортными  условиями относительно стран-инвесторов, особенностями инвестиционного  климата, ценой основных факторов производства,  потенциальной емкостью осваиваемого рынка и трансакционными издержками, связанными с пересечением государственной  границы. Но большинство приграничных районов России сильно удалены от потенциальных инвесторов, в них  малоемкие региональные рынки и  неблагоприятный инвестиционный климат из-за слабо развитой рыночной инфраструктуры. Поэтому объемы прямых иностранных  инвестиций в них пока явно недостаточны для заметных структурных изменений  в экономике. 

Определенные изменения произошли  в 1999 г. - в размещенных в России ПИИ(прямые иностранные инвестиции) резко возросла доля приграничных. Однако в решающей мере это произошло за счет Сахалина в связи с реализацией проектов по добычи нефти и газа на шельфе Охотского моря, а также Краснодарского края и Ленинградского региона ( Санкт-Петербург и Ленинградская обл.). На эти четыре региона пришлось около 80% всех ПИИ, размещенных в приграничных субъектах РФ. Высокую территориальную концентрацию иллюстрирует также и то, что на первую десятку регионов пришлось 94% всего объема  инвестиций, накопленных в приграничном поясе за 1992 - 1999 гг. При этом произошло понижение инвестиционной привлекательности лидеров первой половины 90-х гг. Хабаровского и Приморского краев, Тюменской области и ее возрастание у Ленинградской, Новосибирской, Челябинской областей и особенно у Краснодарского края.

Обращает на себя внимание крайне слабая инвестиционная привлекательность  регионов приграничных с Украиной.  Привлекательность регионов граничащих с другими рассматриваемыми странами немногим лучше. Основная часть инвестиций, размещенных в поясе регионов, соседствующих с Китаем приходится на Приморский и Хабаровский края, которые имеют и морскую границу. Регионы, расположенные по границе  с Казахстаном, привлекают инвестиции, не благодаря своему соседству, а  в связи с мощным промышленным потенциалом и  природными ресурсами. Инвестиционная привлекательность  регионов Северо-Запада связана прежде всего с северной столицей.

Для привлечения финансовых ресурсов в приграничные регионы используется и инструмент специальных экономических  зон. Зоны на основе федерального законодательства действуют в Калининградской  и Магаданской областях, Приморском крае.  Но зонная модель развития не дала осязаемых результатов. Ее низкая результативность объясняется отсутствием в 1992 - 1999 гг. стабильной правовой основы создания и деятельности СЭЗ, общей политической и экономической нестабильностью в стране и низким уровнем зонального менеджмента. Наряду с особой экономической зоной "Янтарь" и промышленной зоной "Находка" в приграничных регионах на основе постановлений правительства РФ были учреждены зоны оффшорного типа "Ингушетия" и "Алтай" и на основе решений органов власти в субъектах РФ беспошлинные зоны в Санкт-Петербурге и оффшорная зона "Калмыкия".

Необходимо подчеркнуть, что соседние с Россией государства довольно широко используют зонный механизм для  повышения конкурентоспособности  приграничных с ней районов. Деятельность многих зон тесно увязана с  российским рынком. В частности в  пограничных с Россией районах  Китаем созданы специальные экономические  зоны приграничного сотрудничества в Манчжоули, Хэйхэ, Суйфэньхэ и  Хунчуне. Эти зоны играют важную роль в развитии российско-китайской  торговли и экономическом подъеме  отсталых северных районов Китая.

Предприятия 8 СЭЗ (Мерсин, Анталья, Измир, Стамбул, Трабзон, Адана, Мардин и Эрзурум) Турции широко используют импортное  российское сырье и материалы  для производства продукции, которая  затем частично реализуется на российском рынке.

Беспошлинные зоны Польши, Финляндии (Хельсинки, Турку, Ловиса, Котка, Оулу, Лапенранта, Ханко) и стран Балтии (Таллин, Рига,  Клайпеда) занимаются накоплением, хранением и подготовкой  к экспорту комплектующих для  сборочных производств,  действующих  или разворачиваемых в России. При этом используется разница в  таможенных пошлинах на готовые изделия  и на их отдельные компоненты.

Инвестиционная деятельность в  приграничных регионах России в основном связана с созданием соответствующей  транспортной и таможенной инфраструктуры. Наиболее динамично эти объекты  сооружаются либо планируются к  сооружению в Ленинградской области. В 1997 г. на российско-финской границе  открыт современный автопереход  в Торфяновке стоимостью 37 млн. долл. Он может обслужить в сутки  до 3 тысяч автотранспортных средств. Завершено  сооружение подобного  перехода в Брусничном, расширен переход  в Святогорске. Проводится реконструкция  пограничной железнодорожной станции  Бусловская, что позволит в несколько  раз увеличить ее пропускную способность. Эти мероприятия, а также планируемое  сооружение скоростной железной дороги Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва, объездной  автомагистрали вокруг Санкт-Петербурга, морских портов в Финском заливе (Батарейная, Усть-Луга, Приморск), создание в ближайшие годы Балтийской трубопроводной системы свидетельствует о возрастании значения для России балтийского транспортного коридора.

Перспективы развития пограничной  транспортной инфраструктуры в Калининградской  области связаны с модернизацией  морских портов, улучшением качества обслуживания на переходах и реализацией  проекта автомагистрали "Виа Ганзеатика" (Санкт-Петербург - Рига - Клайпеда - Гданьск - Гамбург). Россия выступает за создание в кооперации с балтийскими странами энергетического кольца, включающего  ЛЭП и газопроводы. В качестве первого шага планируется сооружение в районе Выборга электростанции, которая будет поставлять электроэнергию в Финляндию и Швецию, и газопровода  на те же страны.

В Северо-Кавказском районе расширение контактных функций связано с  расширением пропускной способности  портов Таганрог, Темрюк, Новороссийск, Сочи, Туапсе и развитием сопутствующих  транспортных услуг. Контактность каспийских границ России возрастет с реализацией  проектов совместного российско-иранского  порта Оля вблизи Астрахани, создания паромной переправы от калмыцкого города Лагань до иранского Амир Абада. Существенно  повысил надежность железнодорожного сообщения отрезок железной дороги, дающий прямое сообщение между Махачкалой и черноморскими портами Туапсе и Новороссийск, минуя Чечню. Большое  значение для развития регионального  сотрудничества будет иметь сооружение прямого газопровода между Россией  и Турцией по дну Черного моря "Голубой поток" и нефтепровода Тенгиз - Новороссийск Каспийским трубопроводным консорциумом.

На Дальнем Востоке большое  геополитическое и геоэкономическое значение имеет сооружение автомобильного моста через Амур. Наиболее крупными проектами являются сооружение ЛЭП  от Богучанской ГЭС и газопровода  от Ковыктинского месторождения  в Иркутской области в Северный Китай, нефтепроводов от Ангарска в  направлении на Пекин через Монголию, современного перехода на российско-китайской  границе в Забайкальске,  строительство  автодороги Хабаровск - Чита, расширение и модернизация дальневосточных  портов, развитие СЭЗ "Находка". Расширению транзитных функций Дальнего Востока  будет способствовать сооружение в  рамках международного портово-промышленного  комплекса в устье пограничной  реки Туманган железной дороги, которая  соединит китайский город Хунчун с портом Зарубино (77 км) и тем  самым даст выход Китаю к Японскому  морю.

Развитие производственных и транспортных функций приграничных субъектов  в 1992 - 1999 гг. опиралось в основном на федеральные финансовые ресурсы, привлекаемые иностранные кредиты  и средства российских банков и компаний. Государственные инвестиции поступают  в рассматриваемые регионы в  рамках федеральных региональных (Краснодарский  край, Псковская область, Кабардино-Балкария, Республики Тыва и Горный Алтай, Дальний  Восток и т.д.) или отраслевых (таможенная инфраструктура, транспорт и др.) программ. Однако эффективность федеральных  программ до сих пор была невысока в связи с  крайне  неудовлетворительным их финансированием.

 

 

Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве

 

В экономической и культурной жизни  приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. Оно осуществляется при отсутствии специального законодательства.

Правовую основу развивающегося в  настоящее время приграничного  сотрудничества Российской Федерации  с сопредельными государствами  образуют нормативные правовые акты, регулирующие отношения на трех уровнях.

Первый - составляют федеральные правовые акты,  устанавливающие правовой режим международных связей и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и ее субъектов. Наиболее важными среди них являются законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ, «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г.        № 164-ФЗ и «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ), «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1.

Второй правовой уровень создают  межгосударственные документы и  соглашения, определяющие цели, механизмы  и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями  и отдельными зарубежными странами. Среди них важное место занимают международные соглашения России с  иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству субъектов  Российской Федерации. Важное значение для приграничных территорий имеет  также нормативная правовая база, определяющая режим внешних связей России с соседними странами. Например, среди сопредельных стран самый  либеральный торговый режим установлен с Белоруссией в рамках Союзного государства, а наиболее жесткий  – с Эстонией.

К третьему правовому уровню актов  относятся соглашения и договоры о партнерстве и сотрудничестве, заключаемые региональными и  местными органами власти с аналогичными территориальными образованиями соседних стран. При этом субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не являются субъектами международного права, все соглашения международного характера заключаются в рамках их компетенции с обязательным участием специально уполномоченного на то федерального органа государственной власти - Министерства иностранных дел России.

Все многообразие условий развития российских приграничных районов и  их сотрудничества со смежными административно-территориальными единицами соседних стран можно  представить тремя основными  типами: европейским, постсоветским  и азиатским.

Европейский тип характерен для  регионов России, граничащих со странами так называемого «дальнего зарубежья», большая часть из которых является членами Европейского союз. Это небольшая часть приграничного пояса страны. На узком отрезке границ сосредоточены морские и сухопутные коммуникации, связывающие Россию с зарубежной Европой, Европу с Северо-Восточной Азией, Северную Европу с Закавказьем и Центральной Азией.

Государства – члены ЕС имеют  значительный опыт развития приграничного  сотрудничества в рамках интеграционных процессов. Еще в начале 80-х гг. XX столетия были определены правовые основы подобного взаимодействия в виде Европейской рамочной конвенции  по трансграничному сотрудничеству. Согласно этому международному акту правительства стран, подписавших Конвенцию, обязались развивать и поощрять приграничное сотрудничество местных и региональных властей, находящихся под их юрисдикцией.

В начале 90-х гг. было образовано и  одно из первых межрегиональных образований  − «Еврорегион», объединившее 3 бельгийских  региона (Фландрия − 5,7 млн., Валлония − 3,2 млн., Брюссель − около 1 млн. чел.), французский регион (Северный Па де Кале - около 4 млн. чел.), регион Великобритании (Кент − 1,5 млн.). Целью соглашения между  этими пятью европейскими регионами  явилось прежде всего ускорение  экономического роста и развитие традиционных социально-культурных связей. В последующем программа «Еврорегион» получила широкое развитие, в том  числе и на постсоветском пространстве.

Первый еврорегион с участием государств – участников СНГ «Карпаты» был  образован в 1993 г. В его состав вошли приграничные территории Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Украины. Для реализации конкретных проектов в 1994 г. был создан Карпатский фонд для  финансирования малых инициатив, начиная  от 300 долл. Общий грантовый бюджет Фонда в среднем составляет около 1 млн. долл. в год.

Информация о работе Проблемы пограничных районов России