Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:08, реферат
Приграничное сотрудничество практически по всем направлениям носит невыгодный для Российской Федерации характер и в основном ориентировано на обслуживание интересов финансово-промышленных структур и криминальных группировок, в том числе транснациональных, а также ряда зарубежных государств, всемерно поддерживающих именно такой порядок и состояние взаимодействия с Россией. Результатом этого является деградация приграничных территорий России и вовлечение в криминальную трансграничную деятельность все большего количества российских граждан.
Введение
Социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов РФ
Региональные особенности развития российского порубежья
Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве
Заключение
Список литературы
Введение польскими властями новых правил пересечения границы с 1 января 1998 г. в сторону ужесточения вызвали сокращение объемов челночной торговли. Потери польского бюджета от стремления ограничить возможности нелегальной иммиграции и приблизится к таможенным и визовым требованиям ЕС оценивались в 400 - 800 млн. долл.. Но наиболее сильный удар по приграничной и челночной торговле нанесла в 1998 г. четырехкратная девальвация рубля.
Особенностью традиционной модели является то, что доходы от приграничной торговли распылены между множеством индивидуальных торговцев-челноков, мелких и средних частных и государственных фирм, что не позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты без поддержки из бюджетов стран и административных районов. Наибольший эффект от этой модели достигается при согласованных действиях правительств соседних стран в вопросах визового и таможенного режима, согласованных изменения курсов национальных валют и при наличии ценовых различий на потребительские товары и факторы производства. Но сочетание эти условий трудно достижимо.
Привлекательность приграничных районов
для иностранных инвесторов при
этой модели определяется транспортными
условиями относительно стран-инвесторов,
особенностями инвестиционного
климата, ценой основных факторов производства,
потенциальной емкостью осваиваемого
рынка и трансакционными
Определенные изменения
Обращает на себя внимание крайне
слабая инвестиционная привлекательность
регионов приграничных с Украиной.
Привлекательность регионов граничащих
с другими рассматриваемыми странами
немногим лучше. Основная часть инвестиций,
размещенных в поясе регионов,
соседствующих с Китаем приходится
на Приморский и Хабаровский края,
которые имеют и морскую
Для привлечения финансовых ресурсов в приграничные регионы используется и инструмент специальных экономических зон. Зоны на основе федерального законодательства действуют в Калининградской и Магаданской областях, Приморском крае. Но зонная модель развития не дала осязаемых результатов. Ее низкая результативность объясняется отсутствием в 1992 - 1999 гг. стабильной правовой основы создания и деятельности СЭЗ, общей политической и экономической нестабильностью в стране и низким уровнем зонального менеджмента. Наряду с особой экономической зоной "Янтарь" и промышленной зоной "Находка" в приграничных регионах на основе постановлений правительства РФ были учреждены зоны оффшорного типа "Ингушетия" и "Алтай" и на основе решений органов власти в субъектах РФ беспошлинные зоны в Санкт-Петербурге и оффшорная зона "Калмыкия".
Необходимо подчеркнуть, что соседние
с Россией государства довольно
широко используют зонный механизм для
повышения
Предприятия 8 СЭЗ (Мерсин, Анталья, Измир, Стамбул, Трабзон, Адана, Мардин и Эрзурум) Турции широко используют импортное российское сырье и материалы для производства продукции, которая затем частично реализуется на российском рынке.
Беспошлинные зоны Польши, Финляндии (Хельсинки, Турку, Ловиса, Котка, Оулу, Лапенранта, Ханко) и стран Балтии (Таллин, Рига, Клайпеда) занимаются накоплением, хранением и подготовкой к экспорту комплектующих для сборочных производств, действующих или разворачиваемых в России. При этом используется разница в таможенных пошлинах на готовые изделия и на их отдельные компоненты.
Инвестиционная деятельность в
приграничных регионах России в основном
связана с созданием
Перспективы развития пограничной
транспортной инфраструктуры в Калининградской
области связаны с
В Северо-Кавказском районе расширение
контактных функций связано с
расширением пропускной способности
портов Таганрог, Темрюк, Новороссийск,
Сочи, Туапсе и развитием сопутствующих
транспортных услуг. Контактность каспийских
границ России возрастет с реализацией
проектов совместного российско-
На Дальнем Востоке большое
геополитическое и
Развитие производственных и транспортных функций приграничных субъектов в 1992 - 1999 гг. опиралось в основном на федеральные финансовые ресурсы, привлекаемые иностранные кредиты и средства российских банков и компаний. Государственные инвестиции поступают в рассматриваемые регионы в рамках федеральных региональных (Краснодарский край, Псковская область, Кабардино-Балкария, Республики Тыва и Горный Алтай, Дальний Восток и т.д.) или отраслевых (таможенная инфраструктура, транспорт и др.) программ. Однако эффективность федеральных программ до сих пор была невысока в связи с крайне неудовлетворительным их финансированием.
Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве
В экономической и культурной жизни приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. Оно осуществляется при отсутствии специального законодательства.
Правовую основу развивающегося в настоящее время приграничного сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами образуют нормативные правовые акты, регулирующие отношения на трех уровнях.
Первый - составляют федеральные правовые акты, устанавливающие правовой режим международных связей и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и ее субъектов. Наиболее важными среди них являются законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ, «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ и «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ), «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ, «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1.
Второй правовой уровень создают межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами. Среди них важное место занимают международные соглашения России с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству субъектов Российской Федерации. Важное значение для приграничных территорий имеет также нормативная правовая база, определяющая режим внешних связей России с соседними странами. Например, среди сопредельных стран самый либеральный торговый режим установлен с Белоруссией в рамках Союзного государства, а наиболее жесткий – с Эстонией.
К третьему правовому уровню актов
относятся соглашения и договоры
о партнерстве и
Все многообразие условий развития
российских приграничных районов и
их сотрудничества со смежными административно-
Европейский тип характерен для
регионов России, граничащих со странами
так называемого «дальнего
Государства – члены ЕС имеют
значительный опыт развития приграничного
сотрудничества в рамках интеграционных
процессов. Еще в начале 80-х гг.
XX столетия были определены правовые основы
подобного взаимодействия в виде
Европейской рамочной конвенции
по трансграничному сотрудничеству
В начале 90-х гг. было образовано и
одно из первых межрегиональных образований
− «Еврорегион», объединившее 3 бельгийских
региона (Фландрия − 5,7 млн., Валлония −
3,2 млн., Брюссель − около 1 млн. чел.),
французский регион (Северный Па де
Кале - около 4 млн. чел.), регион Великобритании
(Кент − 1,5 млн.). Целью соглашения между
этими пятью европейскими регионами
явилось прежде всего ускорение
экономического роста и развитие
традиционных социально-культурных связей.
В последующем программа «
Первый еврорегион с участием государств – участников СНГ «Карпаты» был образован в 1993 г. В его состав вошли приграничные территории Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Украины. Для реализации конкретных проектов в 1994 г. был создан Карпатский фонд для финансирования малых инициатив, начиная от 300 долл. Общий грантовый бюджет Фонда в среднем составляет около 1 млн. долл. в год.