Проблемы пограничных районов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Приграничное сотрудничество практически по всем направлениям носит невыгодный для Российской Федерации характер и в основном ориентировано на обслуживание интересов финансово-промышленных структур и криминальных группировок, в том числе транснациональных, а также ряда зарубежных государств, всемерно поддерживающих именно такой порядок и состояние взаимодействия с Россией. Результатом этого является деградация приграничных территорий России и вовлечение в криминальную трансграничную деятельность все большего количества российских граждан.

Оглавление

Введение
Социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов РФ
Региональные особенности развития российского порубежья
Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие приграничного района.docx

— 57.21 Кб (Скачать)

Наиболее динамично приграничное сотрудничество России развивается  с Казахстаном. Оно основывается на межгосударственном Договоре о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным  вопросам от 9 января 2004 г., межправительственном Соглашении и Программе экономического сотрудничества на 2008–2011 гг., Программе  приграничного сотрудничества регионов России и Казахстана на 2008–2011 гг. и  ряде других документов. Всего же в  рамках двустороннего сотрудничества действует более 250 различных актов  межгосударственного и межрегионального уровня. В партнерские связи с  Казахстаном вовлечены 72 субъекта Российской Федерации. Об эффективности российско-казахстанского взаимодействия свидетельствует ежегодно увеличивающийся товарооборот. В 2008 г. он составил порядка 19,9 млрд. долл., что  на 22% больше по сравнению с 2007 г.

Особое значение в развитии российско-казахстанского сотрудничества занимают экономические  связи между приграничными областями  двух стран, на долю которых приходится более 50% товарооборота. В приграничных регионах России и Казахстана действуют  более 400 совместных предприятий, среди  которых такие крупные, как: «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе УралАЗ и Кустанайского дизельного завода и другие.

Динамичный характер развития российско-казахстанского приграничного сотрудничества объясняется  и повышенным вниманием к этому  процессу глав двух государств. Свидетельством тому являются регулярно проводимые форумы приграничных регионов России и Казахстана. Кроме того, по решению глав обоих государств создана постоянно действующая российско-казахстанская Межправительственная комиссия, в рамках которой решаются и вопросы двустороннего приграничного сотрудничества.

Вместе с тем, наряду с позитивными  процессами, на казахстанском направлении  имеются серьезные угрозы национальной безопасности России. Через территорию Казахстана  идет афганский наркотрафик, контрабанда китайского ширпотреба, а также проложены каналы нелегальной миграции из стран Центральной Азии. Несмотря на предпринимаемые меры, с каждым годом эти негативные тенденции нарастаю.

Пресечение этих угроз предполагает реализацию не только контактной, но и  барьерной функции государственной  границы. Ее выполнение невозможно без  инженерно-технического обустройства границы, а также взаимодействия пограничных и правоохранительных органов России со своими казахстанскими коллегами. Пока эта работа носит бессистемный, эпизодический характер. Например, обустройство российско-казахстанской границы проводится в виде эксперимента и только на отдельных участках. Взаимодействие же пограничных структур осуществляется в основном в рамках Совета командующих пограничных войск. Это не обеспечивает ни должный пограничный контроль, ни эффективное взаимодействие органов безопасности двух стран по пресечению трансграничной преступности.

С другими странами СНГ − Азербайджаном, Грузией и Украиной − межгосударственные отношения России омрачены множеством экономических и политических противоречий, что отрицательно сказывается на процессах урегулирования пограничных  вопросов и приграничном сотрудничестве.

Особое политическое и экономическое  значение для России в последнее  время приобретает развитие пограничных  связей на Дальнем Востоке. 

Дальневосточный федеральный округ  примыкает к государственной  границе на протяжении более 23 тыс. км и граничит с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе и США. Уникальность Дальневосточного региона состоит  в том, что все субъекты Российской Федерации, входящие в его состав, являются приграничными.

Между тем приграничное сотрудничество здесь развивается далеко не в  пользу России. Дальневосточные субъекты Российской Федерации - наиболее удаленные  от центра регионы страны. Они подвергаются массированному экспансионистскому воздействию  со стороны государств АТР, которые, с одной стороны, рассматривают  их в качестве источника дешевых  сырьевых ресурсов для своих экономик, а с другой, − как потребителя  низкокачественной и бывшей в  употреблении продукции (например, подержанных  автомобилей). Наиболее показательна в  этом отношении ситуация в  Приморском крае, социально-экономическая инфраструктура которого  тесно связана с импортом подержанных иномарок из Японии и Южной Кореи. Подобного рода «суррогатное» приграничное сотрудничество настолько прочно укоренилось в деятельности торговых и дилерских компаний Приморья, что все попытки ограничить ввоз подержанных иномарок вызывают масштабные протестные акции. Примером тому стали события во Владивостоке и ряде других городов Приморья в декабре 2008 г. после решения Правительства Российской Федерации об увеличении импортных пошлин на ввоз подержанных автомобилей. Примечательно, что  эти акции впервые с конца 90-х гг. XX столетия приняли откровенно антиправительственный характер. На различных интернет-форумах активно дискутировался вопрос о «ненужности» Дальнего Востока России, что свидетельствует о возрождении в регионе сепаратистских тенденций.

К этой проблеме следует добавить и получившее широкое распространение  на Дальнем Востоке браконьерство  в территориальных водах России, в котором активно участвуют  как иностранцы, так и российские граждане, что  позволяет сделать вывод о высокой степени криминализации приграничного сотрудничества.

Эти процессы характерны не только для  Приморского края, но и для других дальневосточных субъектов Российской Федерации. Еще более сложное  положение складывается на российско-китайских  приграничных территориях. Несмотря на то, что Китай официально считается  стратегическим партнером нашей  страны, российско-китайское приграничное сотрудничество носит ярко выраженный односторонний характер и сводится в конечном итоге к приграничной торговле, в результате которой китайская  сторона реализует низкосортную и зачастую контрафактную продукцию, а российская – сырьевые ресурсы. Происходит неравноценный обмен  металлов, строительных материалов, механизмов и оборудования на китайские ширпотреб  и продукты питания. Категорически, вплоть до лишения лицензии на ведение внешнеэкономической деятельности, из КНР запрещено вывозить в Россию продукцию радиоэлектронной промышленности, отдельные виды продуктов питания и передовые производственные технологии.

В отличие от отечественной политической и правовой практики в Китае приграничная торговля жестко регламентирована национальным законодательством и рассматривается  в качестве важнейшего элемента общегосударственной  внешнеэкономической деятельности и стратегии развития отдаленных от центра регионов. В основе политики КНР по приграничному сотрудничеству лежат «пять действий, которые  предпринимателю или торговой компании необходимо выполнять самостоятельно» (они сформулированы еще в 1984 г.): «самому искать ресурсы»; «самому  искать пути сбыта»; «самому вести  переговоры»; «самому удерживать равновесие»; «самому отвечать за прибыли и  убытки». Другими словами, власти Китая  поддерживают и направляют предпринимательскую  инициативу и энергию населения  приграничных территорий на решение  общегосударственных задач - обеспечение  занятости, снятие социального напряжения, повышение благосостояния, освоение ресурсов соседних стран для развития своей экономики. Кроме того, преследуются и другие цели, которые далеко не всегда афишируются.

Характерной чертой российско-китайского приграничного сотрудничества является наличие на российской территории многочисленных фирм, как совместных, так и со 100-процентным китайским капиталом. В то же время китайским национальным законодательством запрещена регистрация  каких-либо совместных предприятий  на китайской территории.

Китай продолжает предпринимать попытки  скрытого освоения территории России посредством легализации своих  граждан в Дальневосточном регионе. По данным Федеральной миграционной службы России, китайцы через посредников  из числа российских граждан активно  скупают недвижимость, участвуют  в приватизации предприятий и  земель. Китайские делегации целенаправленно  прорабатывают вопросы долговременной аренды земли, совместной разработки полезных ископаемых, использования китайской  рабочей силы на промышленных объектах, в том числе на оборонных предприятиях Дальнего Востока.

Большая роль в освоении российской территории Китаем отводится туризму. По признанию китайцев, из 500 тыс. их граждан, ежегодно посещающих Россию, только 20% приезжают с целью туризма, а остальные используют этот канал  для деловых поездок и торговли.

Немаловажное значение приобретает  деятельность, связанная с экспортом  китайской рабочей силы. Эта форма  сотрудничества оказывает существенное влияние на обстановку в дальневосточном  приграничье. Китайские власти используют ее для проведения политики дальнейшего  освоения региона путем завоевания прочных экономических, торговых и  демографических позиций, способных  оказать серьезное влияние на состояние экономики и безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

Заключение

Как показывает проведенный анализ, приграничное сотрудничество практически  по всем направлениям носит невыгодный для Российской Федерации характер и в основном ориентировано на обслуживание интересов финансово-промышленных структур и криминальных группировок, в том числе транснациональных, а также ряда зарубежных государств, всемерно поддерживающих именно такой  порядок и состояние взаимодействия с Россией. Результатом этого  является деградация приграничных территорий России и вовлечение в криминальную трансграничную деятельность все большего количества российских граждан.

Причинами подобного состояния  приграничного сотрудничества является отсутствие целостной государственной  политики и стратегии в этой области, а также необходимой нормативной  правовой базы по ее регулированию.

Россия является одним из немногих государств, где вопросы приграничного  сотрудничества прямо не регламентируются национальным законодательством, а  фактически отданы на откуп региональным и муниципальным властям. Несмотря на остроту и актуальность этих проблем  для обеспечения национальной безопасности России, принятие федеральных законодательных  актов всячески тормозится.

Это свидетельствует о мощной коррупционной  составляющей противодействия реализации политики приграничного сотрудничества. Поэтому проблемы повышения эффективности  взаимодействия России с сопредельными  государствами в приграничных территориях  должны решаться одновременно с противодействием коррупции и теневой экономике, а также выстраиванием выгодных для страны межгосударственных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Л.Б.Вардомский, И.И.Голицина, Е.Н.Самбурова- Государственные границы и региональное развитие: полит-географический аспект, в сб. «Политическая география: современное состояние и пути развития»,М., 2002 г., с.35 - 46.
  2. Л.Вардомский - Внешнеэкономическая открытость и региональные процессы в России, «Голос России», № 1(8), 2000, с. 30 – 32
  3. Москаленко Ю.С. - Амурская область: состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей, Проблемы прогнозирования, 1997, № 1
  4. Постнов В. - Большой перекрой, Экономика и политика России, 2000, № 1.
  5. А.Собянин: Что даст закон о приграничном сотрудничестве регионам России,19.02.2006, http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1140368220
  6. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001, № 196-р «Об утверждении конвенции приграничного сотрудничества Российской Федерации»
  7. Львов Д.С. Путь в ХХI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики). М., «Экономика», 1999, с.43.

Информация о работе Проблемы пограничных районов России