Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:08, реферат
Приграничное сотрудничество практически по всем направлениям носит невыгодный для Российской Федерации характер и в основном ориентировано на обслуживание интересов финансово-промышленных структур и криминальных группировок, в том числе транснациональных, а также ряда зарубежных государств, всемерно поддерживающих именно такой порядок и состояние взаимодействия с Россией. Результатом этого является деградация приграничных территорий России и вовлечение в криминальную трансграничную деятельность все большего количества российских граждан.
Введение
Социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов РФ
Региональные особенности развития российского порубежья
Приграничное сотрудничество как фактор обеспечения безопасности России в пограничном пространстве
Заключение
Список литературы
Наиболее динамично
Особое значение в развитии российско-казахстанского
сотрудничества занимают экономические
связи между приграничными
Динамичный характер развития российско-казахстанского приграничного сотрудничества объясняется и повышенным вниманием к этому процессу глав двух государств. Свидетельством тому являются регулярно проводимые форумы приграничных регионов России и Казахстана. Кроме того, по решению глав обоих государств создана постоянно действующая российско-казахстанская Межправительственная комиссия, в рамках которой решаются и вопросы двустороннего приграничного сотрудничества.
Вместе с тем, наряду с позитивными процессами, на казахстанском направлении имеются серьезные угрозы национальной безопасности России. Через территорию Казахстана идет афганский наркотрафик, контрабанда китайского ширпотреба, а также проложены каналы нелегальной миграции из стран Центральной Азии. Несмотря на предпринимаемые меры, с каждым годом эти негативные тенденции нарастаю.
Пресечение этих угроз предполагает
реализацию не только контактной, но и
барьерной функции
С другими странами СНГ − Азербайджаном, Грузией и Украиной − межгосударственные отношения России омрачены множеством экономических и политических противоречий, что отрицательно сказывается на процессах урегулирования пограничных вопросов и приграничном сотрудничестве.
Особое политическое и экономическое значение для России в последнее время приобретает развитие пограничных связей на Дальнем Востоке.
Дальневосточный федеральный округ примыкает к государственной границе на протяжении более 23 тыс. км и граничит с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе и США. Уникальность Дальневосточного региона состоит в том, что все субъекты Российской Федерации, входящие в его состав, являются приграничными.
Между тем приграничное сотрудничество здесь развивается далеко не в пользу России. Дальневосточные субъекты Российской Федерации - наиболее удаленные от центра регионы страны. Они подвергаются массированному экспансионистскому воздействию со стороны государств АТР, которые, с одной стороны, рассматривают их в качестве источника дешевых сырьевых ресурсов для своих экономик, а с другой, − как потребителя низкокачественной и бывшей в употреблении продукции (например, подержанных автомобилей). Наиболее показательна в этом отношении ситуация в Приморском крае, социально-экономическая инфраструктура которого тесно связана с импортом подержанных иномарок из Японии и Южной Кореи. Подобного рода «суррогатное» приграничное сотрудничество настолько прочно укоренилось в деятельности торговых и дилерских компаний Приморья, что все попытки ограничить ввоз подержанных иномарок вызывают масштабные протестные акции. Примером тому стали события во Владивостоке и ряде других городов Приморья в декабре 2008 г. после решения Правительства Российской Федерации об увеличении импортных пошлин на ввоз подержанных автомобилей. Примечательно, что эти акции впервые с конца 90-х гг. XX столетия приняли откровенно антиправительственный характер. На различных интернет-форумах активно дискутировался вопрос о «ненужности» Дальнего Востока России, что свидетельствует о возрождении в регионе сепаратистских тенденций.
К этой проблеме следует добавить
и получившее широкое распространение
на Дальнем Востоке браконьерство
в территориальных водах
Эти процессы характерны не только для
Приморского края, но и для других
дальневосточных субъектов
В отличие от отечественной политической
и правовой практики в Китае приграничная
торговля жестко регламентирована национальным
законодательством и
Характерной чертой российско-китайского
приграничного сотрудничества является
наличие на российской территории многочисленных
фирм, как совместных, так и со
100-процентным китайским капиталом.
В то же время китайским национальным
законодательством запрещена
Китай продолжает предпринимать попытки
скрытого освоения территории России
посредством легализации своих
граждан в Дальневосточном
Большая роль в освоении российской
территории Китаем отводится туризму.
По признанию китайцев, из 500 тыс. их
граждан, ежегодно посещающих Россию,
только 20% приезжают с целью туризма,
а остальные используют этот канал
для деловых поездок и
Немаловажное значение приобретает
деятельность, связанная с экспортом
китайской рабочей силы. Эта форма
сотрудничества оказывает существенное
влияние на обстановку в дальневосточном
приграничье. Китайские власти используют
ее для проведения политики дальнейшего
освоения региона путем завоевания
прочных экономических, торговых и
демографических позиций, способных
оказать серьезное влияние на
состояние экономики и
Заключение
Как показывает проведенный анализ,
приграничное сотрудничество практически
по всем направлениям носит невыгодный
для Российской Федерации характер
и в основном ориентировано на
обслуживание интересов финансово-
Причинами подобного состояния
приграничного сотрудничества является
отсутствие целостной государственной
политики и стратегии в этой области,
а также необходимой
Россия является одним из немногих государств, где вопросы приграничного сотрудничества прямо не регламентируются национальным законодательством, а фактически отданы на откуп региональным и муниципальным властям. Несмотря на остроту и актуальность этих проблем для обеспечения национальной безопасности России, принятие федеральных законодательных актов всячески тормозится.
Это свидетельствует о мощной коррупционной составляющей противодействия реализации политики приграничного сотрудничества. Поэтому проблемы повышения эффективности взаимодействия России с сопредельными государствами в приграничных территориях должны решаться одновременно с противодействием коррупции и теневой экономике, а также выстраиванием выгодных для страны межгосударственных отношений.
Список литературы